Савичева Елена Владимировна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вода-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему :
''Вода волшебница''.
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды, формировать знание о значении воды в жизни человека, о свойствах воды, учить умению устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить детей со свойствами воды; уточнить знание детей о назначении воды в жизни человека.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Вода-волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
2. Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой; развивать умственные операции, сравнение, обобщение, способность анализировать; стимулировать самостоятельному формированию выводов; продолжать развивать речь, активизировать слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная, твердый, скользкий, как стекло, газообразный.
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в группе.
Материал: стаканчики с водой, с молоком, яблочным соком, маленькие тарелочки, баночка, кусочки льда, чайные ложки, салфетки, аудио запись «шум воды»,кубик, шарик, опорные картинки связанные с водой, гуашь, сахар, соль, речной песок, масло подсолнечное, чайник с горячей водой, зеркало, макет речки с мусором, пакет для мусора.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, чтение и заучивание стихов, проведение отдельных опытов с водой.
Ход занятия:
Педагог: Сегодня, когда я пришла в клуб, то увидела у нашей двери снежинку. Взяла ее в руки – она растаяла и образовалась капелька воды. Она сказала, что ее зовут «Капитошка» и она хочет с вами познакомиться поближе. Мы с Капитошкой приглашаем вас в нашу волшебную лабораторию. А что делают в лаборатории? ( Дети: проводят опыты) Правильно, проводят различные опыты. Ребята, сегодня мы будем проводить опыты с одним очень важным в жизни человека веществом, а каким, вы догадайтесь сами. Отгадайте мою загадку:
Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. ( Дети: воды)
Педагог: Молодцы, ребята! Это вода.
А подскажите мне, где мы можем встретить воду у нас в городе? ( Дети:в фонтане, в реке, в кране, дождик, море, ручеек и т. д.)
Детям показываются картинки с изображением моря, реки, фонтана, ручейка, водопроводного крана.
А что делает у нас вода в фонтанах, реке, кранах? ( Дети: вода течёт, журчит, льётся, переливается, бежит).
Педагог: А для чего нужна вода? ( Ответы детей: умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т. д.)
Педагог: Вы сказали: «вода льётся». Давайте это проверим.
Опыт №1. Вода жидкая и не имеет собственной формы.
Педагог: Возьмём стаканчики с водой и выльем немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке.
Педагог: Почему вы смогли вылить воду из стаканчика на блюдечко, почему вода растеклась по блюдечку? ( Дети: вода жидкая.)
Педагог: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
Педагог: Посмотрите, у нас на столе лежат кубик и шарик. Какой они формы? ( Дети: кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.)
Педагог: Если мы их возьмём в руки, положим на стол, они изменят свою форму? ( Дети: нет, форма не меняется.)
Педагог: А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведё м опыт: нальём воду из бутылочки в стакан и в баночку.
Педагог: Итак, что произошло с водой, когда мы её налили в баночку? Какую форму она принимает? ( Дети: форму баночки.)
Педагог: Правильно! А когда воду налили в стакан? ( Дети: форму стакана.)
Вывод: вода не имеет собственной формы, а принимает форму того предмета,в который её наливают.
Опыт №2 Чистая вода не имеет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком (яблочный) и сказать, чем он пахнет.
Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3. У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать воду.
Педагог: Есть ли у нее вкус? ( Дети: нет)
Из другого стакана попробовать яблочный сок.
Педагог: Есть ли у него вкус? ( Дети: Да есть, сок сладкий, вкусный.)
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт №4. Вода не имеет цвета.
Предложить детям сравним воду и молоко.
В оба стакана положим ложечки.
Педагог: В каком стакане мы видим ложечки? ( Дети: в стакане с водой)
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Педагог: Ребята, а что произойдет с водой, если добавим в нее краску. Растворилась ли краска ( Дети: краска растворилась в воде)
Вывод: Краска в воде растворилась и изменила цвет воды.
Физ. минутка.
Дети повторяют движения за педагогом.
Рыбки весело плескались
В чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Рыбкам весело плескаться,
В чистой, тепленькой воде.
Но попробуй их поймать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Педагог: Вот мы немного размялись, приступаем к следующему опыту.
Опыт №5 Одни вещества могут растворяться в воде, а другие нет.
Ребята, посмотрите на мой стол. У меня здесь четыре предмета, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Я бел, как снег,
В чести у всех.
Я нравлюсь вам
Во вред зубам. (сахар)
Салфетка убирается, дети проверяют правильность ответа.
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (соль)
Убирает вторую салфетку.
Желтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде – пенится,
Брызгается и шипит. (масло)
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал. (песок)
Педагог: Ребята, а почему сахар и соль боятся воды? ( Дети: потому что они в ней исчезают.)
Педагог: Предлагаю провести опыт. Положим в один стакан сахар, а в другой соль, размешаем.
Педагог: Посмотрите, действительно, сахар и соль растворились, исчезли в нашей воде волшебнице. Ребята, а все вещества растворяются в воде (ответы детей) А если мы в один стаканчик с водой нальём подсолнечное масло, а в другой насыпаем песок?
Проводится опыт.
Педагог: Смотрите, масло не растворилось в воде, оно осталось плавать на поверхности воды. И песок в воде тоже не растворился. Какой же мы сделаем вывод? Что одни вещества могут растворяться в воде, а другие. ( Дети: не растворяются)
Вывод: Одни вещества могут растворяться в воде, а другие нет.
Опыт №6. Пар — это очень сильно нагретая вода.
Педагог: Ребята, кто из вас знает, что будет с водой, если её сильно нагреть, в чайнике, например, или кастрюльке. ( Дети: она будет кипеть). А, что будет подниматься над водой? ( Дети: пар).
Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. У меня есть сильно нагретая вода и я осторожно подержу зеркало над паром. Смотрите, оно запотело, появились капельки воды. Какой мы можем сделать вывод, что пар – это. ( Дети: вода) Да, это вода, очень сильно нагретая.
Опыт №8. Лёд - это тоже вода.
Детям на тарелочки раздаются кусочки льда.
Педагог: Потрогайте пальчиком лёд и скажите какой он. ( Дети:холодный, твердый, гладкий, скользкий, похож на стекло.)
Педагог: Я взяла лед в руку, что с ним происходит? ( Дети: он начинает таять). Педагог: Правильно, он таит, потому что рука теплая, а лед холодный. И во что он превращается? ( Дети: он превращается в воду.)
Педагог: Молодцы, если лёд нагреть он превратится в воду.
Вывод: лед – тоже вода.
Педагог: Ребята, Капитошка интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? (Ответы детей)
А нам с вами в клубе нужна вода? Для чего она нужна (Ответы детей)
Всегда ли мы правильно поступаем с водой, бережем ее?
Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду? Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в воду, когда отдыхаете летом с родителями у реки.
Ребята, Капитошка хотела поделиться с нами своей грустной историей. Давным-давно, Капитошка вместе со своими друзьями капельками жила в прекрасной, чистой речке. Но со временем люди загрязнили речку. Они кидали в её воду бумажки, бутылки, пакеты, проволоку и другой мусор. Речка стала грязной и некрасивой. И от этого ей тяжело и грустно.
Хотите взглянуть на эту речку. ( Дети: да). Нам нужно сказать волшебные слова и выполнить волшебные движения, тогда мы сразу окажемся у речки.
Вот шагают наши ножки
Прямо к речке по дорожке.
Раз кружочек, два кружочек,
Ну, шагай смелей, дружочек!
Раз, два, три!
К нашей речке мы пришли!
Дети подходят к макету речки с мусором.
Педагог: Ребята, посмотрите сколько мусора в речке, как грустно смотреть на страдания бедной речки, а можем ли мы с вами как-нибудь помочь ей. ( Дети: да, мы можем очистить её от мусора)
Все подходят к «речке» и активно начинают собирать мусор в пакет. Когда мусор собран все любуются красотой чистой, речной воды.
Педагог: Какие вы молодцы, Капитошка очень рада, что вы помогли речке снова стать чистой и красивой. А сейчас нам пора возвращаться в нашу волшебную лабораторию.
Педагог:
Вот шагают наши ножки
Прямо в клуб наш по дорожке.
Раз кружочек, два кружочек,
Ну, шагай смелей, дружочек!
Раз, два, три!
И обратно мы пришли!
Дети садятся на свои места.
Итог.
Педагог: Ребята, Капитошка просит еще раз вспомнить о свойствах воды.
Тот у кого Капитошка окажется в руках, называет то, что он запомнил о воде. Дети перечисляют свойства воды. (Жидкая, не имеет собственной формы; не имеет вкуса, запаха, цвета (прозрачная);одни вещества могут в ней растворяться, а другие нет; пар и лёд — это тоже вода.)
Педагог: Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде. Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Действительно, без воды мы не можем прожить на земле, вода необходима всем : и человеку, и животным, и растениям, и даже жучкам. Воду надо беречь и охранять.