Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе

Светлана Балабанова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе

"ОХРАНА ПРИРОДЫ"

Программное содержание:

Дать детям конкретные представление, знания о мире, природе, о нашем Мещерском крае, об Окском Государственном заповеднике. Познакомить детей с природоохранной деятельностью нашего государства. Закрепить нормы и правила поведения в природе. Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия.

Вос-ль. Дети, как называется местность, в которой мы живём?

Дети. Мещера или Мещерская низменность.

Вос-ль. Да, наш родной край – Мещера. Он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а постепенно.

Показ иллюстраций.

Мещера – лесной, задумчивый край. Чем богат наш край?

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Дети. Лесами, грибами, ягодами, реками, озёрами, рыбой, лугами, птицами, животными, насекомыми.

Вос-ль. Какие леса наиболее часты в Мещере?

Дети. Сосновые леса (или сосновый бор).

Вос-ль. А еще какие леса растут в нашем краю?

Дети. Берёзовые рощи, дубовые леса, смешанные леса.

Вос-ль. Какие грибы растут в наших лесах?

Дети. Подберёзовики, рыжики, боровики, сыроежки, маслята, опята, волнушки, подосиновики.

Вос-ль. Какие ягоды можно встретить в наших лесах?

Дети. Землянику, чернику, малину, ежевику.

Вос-ль. Дети, деревья, растения помогают людям дышать. Они забирают в себя все вредные газы, а взамен выделяют кислород, которым дышат человек и животные. Значит, для того, чтобы воздух был чистым, необходимо беречь все зелёные насаждения. Однако, человек в своей деятельности часть нужных растений уничтожает. Например, бумагу, на которой вы рисуете изготавливают из древесины, а на это расходуется очень много леса. Лес используют на строительство домов, на изготовление мебели, поэтому запасы растений сокращаются, а некоторые виды исчезают совсем. И только специальными мерами можно сохранить природу. Поэтому для сохранения лесов, животных, птиц создают заповедники.

Дети, что такое заповедники?

Дети. Это охраняемый участок земли, где ведутся наблюдения за жизнью животных, птиц, где запрещена всякая охота, ловля зверей, рыбы и птиц, рубка деревьев и кустарников.

Вос-ль. Ребята, в нашей местности, для сохранения ландшафтов, редких животных и птиц, очень давно, в 1935 году, в Южной части Мещеры, в местечке Брыкин Бор был образован Окский заповедник. Первоначальная цель создания заповедника была – сохранение выхухоли – редкого зверька.

Рассматривание иллюстраций.

Вос-ль. На какого зверька похожа выхухоль?

Дети. Она похожа на ежа.

Вос-ль. Да, только у него вытянутая длинная мордочка, а вместо иголок теплый мех, который очень цениться. Дети, а где живет выхухоль?

Дети. В лесных речках, озёрах.

Вос-ль. Этот зверек прекрасно плавает и ныряет, и жилье себе строит, вырывая в берегах норы, начинающиеся под водой. Чем питается выхухоль?

Дети. Насекомыми и их личинками, головастиками, изредка мелкими рыбешками.

Вос-ль. Правильно. А кормится в основном ночью. Встреча с этим зверьком большая радость для любителей природы. Выхухоль занесена в Международную Красную книгу. Дети, а что такое Красная книга?

Дети. Красная книга – это список охраняемых государством растений, птиц, животных.

Вос-ль. А почему эта книга именно красного цвета?

Дети. Красный цвет – сигнал опасности, сигнал запрета.

Вос-ль. Дети, какие еще ценные животные расселились в реках и озерах заповедника?

Дети. Бобры.

Вос-ль. Правильно.

Показ иллюстраций.

Бобры – крупные звери, весят 25-30 кг.

Где они живут?

Дети. В хатах, вход в которые находится под водой.

Вос-ль. Правильно. Бобры в своих хатках живут семьями, каждая семья занимает небольшой водоем. Чем они питаются?

Дети. Разными растениями и в первую очередь корой лиственных деревьев: осины, березы, ивы.

Вос-ль. Очень заметны в заповеднике следы деятельности бобров: подточенные и сваленные деревья, сделанные ими плотины. Ценятся бобры своими прочным, красивым мехом. Поэтому бобры охраняются законом. Дети, в заповеднике есть красивое, интересное и гордое животное. Как оно называется?

Дети. Зубр.

Вос-ль. Где находятся зубры?

Дети. В питомнике.

Вос-ль. Что эти дикие животные любят?

Дети. Простор и тишину.

Вос-ль. Чем они питаются?

Дети. Травой, ветками, сеном.

Вос-ль. Зубры сильные животные имеют мощные рога. Несмотря на свой тяжелый вес, они быстро бегают. Какая у зубров шерсть?

Дети. Густая, длинная, теплая.

Вос-ль. Имеют ли они укрытия?

Дети. Нет.

Вос-ль. Зубры зимой спят на снегу под открытым небом, и у них даже зимой рождаются зубрята, которым сразу дают клички. Первый слог в кличке всегда бывает «Ме». Он берется от названия местности, где они родились. Мещера. (Клички Мерон, Местужа и т. д.). Когда зубрята подрастают, то часть особей вывозят в другие заповедники, чтобы люди могли увидеть этих редких животных. Зубры – это живые памятники старины. Они занесены в Международную Красную книгу. Дети, а кого в заповеднике называют символом жизни?

Дети. Журавлей.

Вос-ль. В заповеднике есть черные стерхи, японские, даурские, американские красавцы. Где они размещены в заповеднике?

Дети. В журавлином питомнике, в вольерах.

Вос-ль. Чем журавли питаются?

Дети. Ягодами, корневищами, мелкими грызунами. Сотрудники заповедника подкармливают их рыбой, творогом.

Вос-ль. Еще в заповеднике выводят журавлей в инкубаторах. Это стерхи или белые журавли. Стерхи откладывают в гнезде два яйца, а выводится один птенец. Почему? Журавленок, вылупившийся первым, убивает своего младшего брата. Так решила природа. Поэтому ученые берут из каждого гнезда по одному яйцу и выводят птенцов в инкубаторе. В нем созданы для этого все условия. Живущие в инкубаторе стерхи считают людей своими родителями, часто сопровождают их во время прогулок.

Стерхи – это самые необычные птицы в мире. Они символизируют любовь, свободу, жизнь. Все журавли, которые находятся в заповеднике в журавлином питомнике, занесены в Красную книгу.

Дети, а какие еще редкие птицы заповедника занесены в Красную книгу?

Дети. Черный аист, орлан – белохвост, орел – змееяд, сокол – балобан, орел-беркут, сокол-сажан.

Вос-ль. Дети, назовите, пожалуйста, птиц- самых лучших певцов нашей местности.

Дети. В роще – соловей, в поле – жаворонок, в лесу – дрозд.

Вос-ль. Самые лучшие летуны?

Дети. Ласточка, сокол, орел, стриж.

Вос-ль. Самые лучшие бегуны?

Дети. В лугах – дергач, в полях – перепел.

Вос-ль. Самые лучшие лазальщики?

Дети. Цапелька малая, выпь – ловко лазает по качающимся камышам, поползень – по стволам деревьев вниз головой.

Вос-ль. Самые дружные?

Дети. Чайки, скворцы.

Вос-ль. Самые большие и сильные?

Дети. Орел.

Вос-ль. Самая маленькая птичка?

Дети. Королёк.

Вос-ль. Самая яркая птичка?

Дети. Иволга.

Вос-ль. Самые пушистые?

Дети. Совёныши.

Вос-ль. Доктор и плотник леса?

Дети. Дятел.

Вос-ль. Ребята, а какие вы знаете растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу?

Дети. Ландыш, колокольчик, гвоздика, подснежник, кувшинка, водяной орех, сон-трава, медвежья ягода.

Вос-ль. Дети, а еще какие звери водятся в заповеднике?

Дети. Лиса, воск, рысь, куница, белка, барсук, выдра, лось, ёж, кабан.

Вос-ль. Окский заповедник богат озерами, лесными водоемами, речками. Самая большая речка как называется?

Дети. Пра.

Вос-ль. Какого цвета вода в Пре? Почему?

Дети. Коричневого. Пру питают болота.

Вос-ль. Правильно. Еще она протекает по отложениям железных песчаников.

Какая рыба водится в реке?

Дети. Плотва, щука, окунь, карась, лещ, язь, стерлядь.

Стук в дверь. Передается корзинка от старичка-лесовичка. В корзине: письмо, напоминающие знаки в природе, загадки, кленовые листочки, «орешки».

Письмо.

«Здравствуйте дорогие дети!

Я, старичок-лесовичок, хочу, чтобы вы любили и оберегали природу с ее лесами, полями, лугами, реками, озерами, птицами, животными и насекомыми. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.

Посылаю вам «Напоминающие знаки в природе», чтобы вы их вспомнили и хорошо усвоили нормы и правила поведения в природе, а также прошу отгадать лесные загадки.

Когда вы выполните мою просьбу, я вам предлагаю отдохнуть, повеселиться, а на дне корзинки вы найдете угощение от меня.» (орешки).

«Напоминающие знаки в природе»

1. Не разоряй муравейник.

2. Не лови красивых насекомых.

3. Не рви паутину, не уничтожай пауков.

5. Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.

6. Не лови диких животных, не уноси их домой.

7. Не руби деревья.

8. Не убивай лягушек, жаб – они полезны.

9. Не ломай ветки деревьев.

10. Не повреждай кору деревьев.

11. Не повреждай ягодные кусты, не вырывай их с корнем.

12. Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.

13. Старайся ходить по тропам тихо и осторожно.

14. Не шуми.

15. Не оставляй после себя мусор.

16. Не уничтожай птиц.

17. Не оставляй надписей на природных объектах.

18. Не бросай в водоемы мусор и разный хлам.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека и каждый орган.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития Задачи.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Гроза» Тема: «ГРОЗА» Цель: Знакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей. Материал: ТСО. Ключевые слова: гроза,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Одежда» Цель: расширение и уточнение представлений детей об истории возникновения одежды. Задачи: 1. Дать детям представления об орудиях труда,.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Африку» в подготовительной к школе группе ЦЕЛЬ: Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях,.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Морское путешествие» Тема:"Морское путешествие". Цель: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: - закреплять.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития "Зима - время года" Цель: Обобщить знания детей о зиме как о времени года Задачи: 1. Закрепить знания детей о зимующих птицах (особенности.

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Сентябрь Тема недели : " До свидания лето" Карточка №1 Тема : Беседа о лете. Программное содержание: Углубить и обобщить представления о.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в город мастеров» - Ребята, сегодня Незнайка хочет пригласить вас в «Город мастеров», а отправимся в путешествие на поезде. - Кто управляет поездом? /машинист/.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 29 июня 2015 в 21:15
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД