Папки-передвижки

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения Шпунтика. Звук [Ш], буква Ш»

Ольга Орлова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения Шпунтика. Звук [Ш], буква Ш»

Цель: закрепить у детей произношение звука Ш, познакомить с буквой Ш (ша).

Задачи:

• продолжать учить выделять звук ш в слогах, словах;

• учить детей умению подбирать слова с нужным звуком, определять позицию звука в слове;

• совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ слов;

• активизировать словарь детей;

• воспитывать уважение к родному языку, умение оказывать помощь друг другу.

Интеграция образовательных областей:

«физическое развитие»

Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Приключения Шпунтика, Звук [Ш], буква Ш“» размещена в разделах

«художественно — эстетическое развитие»

«социально – коммуникативное развитие»

Предварительная работа: чтение произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», просмотр мультфильма про Незнайку, игры «Поймай звук», «Чей домик», «Доскажи словечко».

Материал и оборудование: предметы, в названиях которых находится звук Ш, игровой персонаж Шпунтик, интерактивная доска, слайдовая презентация, видеофильм «Уроки тетушки Совы»

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

(звучит музыка – космические сигналы) Слайды 1-3

- Ребята, с нами из космоса на связь вышел сказочный герой, друг Незнайки - Шпунтик! Он захотел покорить Вселенную, совершить космическое путешествие на звездолете и провести научные исследования. Но со Шпунтиком случилась беда. Космический волшебник Звуколов заблокировал все системы на корабле, а главное, он похитил первый звук в его имени. Что же ему теперь делать? Может мы сможем с вами ему помочь?

- Конечно, мы найдем первый звук в его имени и поможем восстановить все системы на звездолете.

- А какой же звук мы будем искать? (Звук ш)

2. Характеристика звука

- Чтобы найти звук, мы должны знать его приметы.

- Звук ш может петь песенку? (Нет)

- Значит, он гласный или согласный? (Согласный)

- Звук ш твердый или мягкий? (Этот звук с секретом, он всегда твердый, у него нет пары по мягкости – твердости)

- Проверим, глухой это звук или звонкий? (колокольчик не звенит, он глухой)

- Теперь мы знаем приметы звука, повторим их еще раз.

- Каким цветом он может обозначаться? (синим).

- Теперь мы можем его искать.

3. Чтение чистоговорок

- У Звуколова есть большая пещера с замком, может он спрятал звук в пещеру? Тогда нам нужно повторить волшебное заклинание.

Ша – ша – ша аш – аш - аш

Шо – шо – шо ош – ош – ош

Ши – ши – ши иш – иш - иш

Шу – шу – шу уш – уш – уш

- Молодцы, замок открыли. Теперь поищем звук ш. Давайте найдем слова с этим звуком.

(Шляпа, шарф, шкаф, шнурки, шоколадка, шапка, шуба, шлем, шашки, шахматы и др.)

- Как много слов мы нашли, но, к сожалению, здесь нет звука ш, принадлежащего Шпунтику.

- А может он спрятался в других словах? (дети садятся за столы перед доской)

4. Определение позиции звука в словах (в начале слова, в середине, в конце)

Слайды 4-10

(Дети определяют позицию звуков в словах : груша, шкаф, чашка, шапка, кошка, лягушка, карандаш)

- И здесь нет звука, принадлежащего Шпунтику. Какой хитрый Звуколов, он так далеко спрятал звук.

- А может он спрятал в какой – нибудь букве?

- А чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, читаем и видим).

5. Знакомство с буквой Ш (ша)

- Но интересно, в какой же букве он мог спрятать звук ш? букве –ша-)

Слайд 11

Посмотри на букву – ша -,

Буква очень хороша.

- Как вы думаете, на что похожа буква ша?

- Конечно же, как же мы сразу не догадались, что звук - ш - спрятался в букве Ш (ша).

- А как же вернуть этот звук Шпунтику?

- Давайте мы сконструируем букву Ш (ша) из конструктора букв.

а) Конструирование буквы из конструктора букв.

б) Выделение звука в слогах.

- А сейчас мы эту букву найдем в слогах, и она вернет нам звук Шпунтика.

- Обведите в кружок все буквы Ш (ша).

- А теперь посмотрите друг у друга, проверьте, чтобы ни одна буква от нас не убежала.

Слайд 12, 13

- Молодцы! Смотрите, какой веселый Шпунтик, он так рад, что звук ш вернулся в его имя. Шпунтик благодарит вас и надеется, что с вашей помощью он восстановит все системы на звездолете.

- Конечно, мы поможем Шпунтику, но сначала нам нужно набраться сил.

Слайд 14

Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звё зды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

6. Составление схемы слова и звуко – буквенный анализ слова.

Слайды 15-17

- Пришло время найти первую подсказку, чтобы Шпунтик смог отремонтировать первый отсек звездолета. Для этого составим схему слова шарик.

(Дети составляют схему слова шарик и проводят звуко – буквенный анализ данного слова)

(ш – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой; а – гласный, обозначается красной фишкой; р – согласный, мягкий, обозначается зеленой фишкой; и – гласный, обозначается красной фишкой; к – согласный, твердый, обозначается синей фишкой; всего 5 звуков)

- Отлично, первая подсказка есть.

7. Составление слов из слогов

- Чтобы найти вторую подсказку для подключения всех систем, нужно собрать слова из слогов.

- На воздушных шариках слоги: - ры - ша – шу – ба – рик – гру – ма –на -

( Дети составляют из слогов на воздушных щариках слова: груша, шуба, машина, шина и другие).

- Вот сколько слов мы собрали. Теперь с нашими подсказками Шпунтик обязательно восстановит все системы на звездолете.

8. Подведение итогов.

Слайд 18

- А пока Шпунтик восстанавливает свой звездолет, мы вспомним, какой звук мы помогли найти Шпунтику? (звук ш – согласный, твердый, глухой)

- А в какой букве он прятался? букве Ш - ша -)

- Как вы думаете, на какой планете Шпунтик будет проводить исследования, если она находится рядом с солнцем и еще она самая маленькая планета? (Меркурий)

- А какая самая большая планета? (Юпитер)

- А на каких планетах сможет он еще провести свои исследования?

Слайд 19

- Вот и восстановил Шпунтик все системы на звездолете. Он так рад и в знак благодарности он прислал вам из космоса мультфильм о первом звуке своего имени. Давайте пожелаем ему счастливого космического пути, а сами посмотрим мультфильм «Уроки тетушки Совы»

Прикреплённые файлы:

bukva-sh_5fhrq.ppt | 2932,5 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П»Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Петрушка принёс звуки - символы (артикуляционная гимнастика). Паровозик для определения слогов в слове. Слова со звуком П. На улице.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения Шпунтика. Звук [Ш], буква Ш»
Опубликовано: 23 мая 2021 в 20:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД