Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [К] и буква К» в подготовительной группе

Татьяна Мишина
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [К] и буква К» в подготовительной группе

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательные:

1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».

3. Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.

4. Познакомить с образом буквы К.

Коррекционно-развивающие:

1. Научить чётко произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.

2. Упражнять в словообразовании и словоизменении (вол. (к, волк, волки).

3. Упражнять в образовании множественного числа существительных.

4. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

5. Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.

Воспитательные:

1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.

2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

3. Повышать речевую активность.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Оздоровительные:

1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений.

2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки).

3. Следить за осанкой детей во время работы за столом.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: обогащать словарный запас детей: свиток, постигнет, зашифруем.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами.

МЕТОДЫ: эмоциональный настрой, игровая мотивация, сказкотерапия, словесный, наглядный, практический.

ПРИЕМЫ: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.

ОФОРМЛЕНИЕ: замок, озеро, полянка, домик с кармашками, бассейн, диск с музыкальным сопровождением.

Занятие начинается в группе.

Воспитатель: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К. Для этого мы отправимся в королевство звуков.

Дети идут в музыкальный зал. Подходя, слышится сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ!

Воспитатель: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток):

«У меня стряслась беда,

Помогите, детвора,

В замок мой ворвался ветер

Все разрушил, разбросал,

Части все заколдовал,

Чтобы замок вновь собрать,

Нужно знанья показать.

Справиться с любой задачей,

И постигнет вас удача.

С делом справитесь иль нет,

Вам подскажет мой секрет».

Воспитатель: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).

Воспитатель: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите, дети произносят К-К-К-К).

Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К'- К'- К'- К', попробуйте. (дети произносят К'- К'- К'- К').

- Скажите, легко ли вам произносить этот звук?

Дети: Нет, трдно.

Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»?

Дети: Свободно.

Воспитатель: А язык?

Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба.

Воспитатель: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К».

Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов).

(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).

Воспитатель: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель.

Воспитатель: К озеру мы подойдем

Часть от замка в нем найдем.

- Добавьте недостающий звук «К». Что получится?

Вол (к, а много (волки)

Рыба (к, а много (рыбаки)

Моря (к, а много (моряки)

Като (к, а много (катки)

Завтра (к, а много (завтраки).

- Придумайте слова, чтобы в них был звук «К».

(Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть - крышу).

Воспитатель: Выйдем на полянку

Сядем все в кружок

И найдем от замка

Следующий кусок.

- Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».

(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).

(Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь).

Воспитатель: Встаем и отправляемся дальше.

Звери грустные стоят

В дом попасть они хотят

Но не знают – как? Куда?

Помогите, детвора.

- Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.

Дети выбирают животных и расселяют по этажам:

1 - коза, корова, кабан,

2 - собака, белка,

3 - волк, барсук, хорек.

Физкультурная минутка

Ветер снова закружил (дети кружатся,

С головою нас накрыл (закрывают голову руками,

Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой,

Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками,

Сядем дружно все в кружок (подходят в круг,

Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками,

(пауза)

Ветер стих (выставляют правую руку из круга,

И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).

По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху.

Воспитатель: Тут дорога впереди

Может нам туда пойти

Вот еще одна стена

Не от замка ли она?

- Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).

Воспитатель: Какое предложение получилось у тебя Антон? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Коша лакает молоко.) У тебя Лёня? (Кран поднимает груз.)

- Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение.

- Какое предложение получилось?

Даша: Катя кушает конфету.

Антон: Катя кушает конфету.

Вова: Катя кушает конфету.

Катя: Катя кушает конфету.

Молодцы, хорошее предложение получилось - Катя кушает конфету.

- «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка).

Скажите, сколько слов в этом предложении? Катя кушает конфету.

- Сколько слов у тебя Лёня?

Леня: В этом предложении три слова.

А у тебя Максим?

Максим: В этом предложении три слова.

Какое первое слово в этом предложении, Надя?

Надя: Первое слово в предложении Катя.

Какое второе слово, Вова?

Вова: второе слова в этом предложении кушает.

Какое третье слово, Артем?

Артем: Третье слово конфету.

(Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку - стену).

Воспитатель: Замок вновь почти отстроен.

Крыша, флигель, дверь, стена.

Не хватает лишь окна.

(Дует ветер и раздается голос)

Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!

Зря вы спорите со мной,

Я могучий ветер, злой.

Но давайте по порядку,

Загадаю вам загадку,

Где отыщите ее,

Будет там вам и окно.

А не справитесь, тогда,

Вновь разрушу замок я!

Воспитатель: Мы слушаем тебя, ветер.

Ветер: Серая по лужку она важно бродит,

Из воды сухой выходит.

Дети: Это утка.

Воспитатель: Мы к бассейну подойдем

Может, утку там найдем.

Идут к бассейну и находят игрушку - утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.

Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.

Дети устанавливают последовательность звуков в слове.

Воспитатель: Сколько звуков в слове УТКА.

- Какой первый звук: Утка?

Дети: звук У.

- Какой это звук?

Дети: гласный, обозначается красным цветом.

- Какой второй звук в слове УТКА?

Дети: звук Т.

- Это какой звук?

Дети: согласный твердый, обозначается синим цветом.

- Какой третий звук в слове УТКА?

Дети: звук К.

- Какой это звук?

Дети: согласный, твердый обозначается синим цветом.

- Какой последний звук в слове УТКА?

Дети: звук А.

- Какой это звук?

Дети: гласный, обозначается красным цветом.

- Сколько гласных звуков в этом слове?

Артем: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».

- Сколько в слове согласных звуков?

Даша: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».

- Сколько в этом слове звуков?

Антон: В этом слове всего 4 звука.

- Сколько в этом слове слогов?

Саша: В этом слове всего 2 слога.

Воспитатель: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.

Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.

Король: Вот спасибо, помогли,

От беды меня спасли.

Вам я очень благодарен,

Вы, ребята, молодцы!

- Я хочу познакомить Вас с буквой К.

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Буквой «К» на нас глядит.

Воспитатель: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов.

Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян)

Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».

Дети выбирают подарки: машинки, куклы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук [Д], буква Д» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук Д, буква Д» в подготовительной группе «Пчёлка» Подготовила воспитатель 1 квалификационной.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Э» Организационный момент: 1. Красками пахнет наш юбиляр Тысячный дом покрасил. маляр 2. Щуки,окуни,судак, Наш улов принес. рыбак 3. Нет тельняшки.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Н] и буква Н» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква Н Цель: Познакомить с буквой Н Задачи: -находить слова.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ж], буква «ж» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ж], буква «ж» Программное содержание: - знакомство детей со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Познакомить с буквой Ф Задачи: -развитие навыков звуко- буквенного анализа; -развитие фонематического слуха; -развитие навыков звукового.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Г] и буква Г» Цель: Познакомить с буквой Г Задачи: -совершенствование навыков звуко-буквенннго и звукового анализа слов,навыков чтения; -развитие фонематического.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [М] и Буква М» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук [М] и Буква М" Цель: Познакомить с буквой М Задачи: - находить слова.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква [О]» Звук и буква О Цель: знакомство со звуком и буквой О. Задачи: характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам;.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте Звук [Б] и буква Б Цель: Познакомить с буквой Б Задачи: - закрепление знания.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [К ] и буква К» Тема: Звук [К ] и буква К Цель: познакомить детей с буквой К Задачи: -закреплять умение выделять первый и последний звук в слове; -закреплять.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [К] и буква К» в подготовительной группе
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 23:51
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 февраля. День сказки «Репка» на МААМ

У сказки «Репка» – счастливая судьба. Это произведение устного народного творчества не исчезло в пучине неумолимого времени, а было записано великим исследователем и коллекционером славянского фольклора...

18 февраля. День поделок из синельной проволоки на МААМ

Необычную «пушистую» проволоку теперь часто используют в творчестве. Поделки из нее получаются очень красочные, да и работать с ней не только интересно, но и легко. Эта «пушистая» проволока бывает разных...

Детский мастер класс по изготовлению открытки «23 февраля»
Программные задачи:Продолжать учить детей делать открытку, складывать бумагу пополам, разрезать по линии сгиба, вырезать мелкие детали из бумаги...
План по самообразованию: «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста...
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Задачи : - способствовать формированию...
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в дидактических играх дошкольников . Манвелова Мария Степановна Для детей младшего-среднего возраста. Дидактическая игра: «Кто нас лечит?...