Ярощук Ольга
Конспект занятия по постановке звука [р]
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ
ЗВУК «Р».
ЦЕЛИ:
• постановка звука «р»;
• формирование сильной выдыхаемой воздушной струи:
• развитие артикуляционной моторики для: формирования умения подъема кончика языка к альвеолам; вырабатывание вибрации кончика языка;
• развитие мелкой моторики;
• развитие памяти и внимания.
Публикация «Конспект занятия по постановке звука [р]» размещена в разделах
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, зонд с шариком на конце, профиль артикуляции, стакан с водой, соломинка, синтепоновые мячики, круглый карандаш, символы артикуляционной гимнастики, напалечники, спирт, вата.
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент.
Психологический настрой на занятие. Посмотри на Змея Горыныча, сколько у него голов (5). Каждая из них выражает разные эмоции. «Удивление» – сделай также, «Радость» - покажи и т. д.
II. Сообщение темы занятия. Отгадай:
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый как петрушка,
Ядовитый… (мухомор).
Где находится звук «Р» в этом слове? (в конце). Сегодня будем учиться правильно говорить звук «Р».
III. Объяснение правильной артикуляции звука по профилю.
• Губы открыты
• Между зубами щель
• Кончик языка поднимется вверх, он напряжен и вибрирует, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам
• Голосовые связки работают.
III. Подготовительная работа
1. Артикуляционная гимнастика
• Для губ «Лягушка»
Чтобы нравиться лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И несколько не устану.
• Для языка
«Качели»
На качелях я качаюсь
Верх-вниз, верх-вниз
И все выше поднимаюсь
Верх-вниз, верх-вниз
«Маляр»
Красит потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
«Чистим за верхними зубками»
«Лакаем молочко» («чашечку» заносим в рот осторожно)
«Лошадка»
Я лошадка серый бок
По дорожке скок да скок.
«Грибок»
На лесной опушке
Где жила кукушка.
Вырос гриб волнушка –
Шляпка на макушке
«Пчелка»
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком.
Он поделится медком.
Сильный вдох, произносим дзз - дзз
«Жук»
Жу – жу- жу, -жу- жу-жу
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу.
Звук «Ж» все твержу.
Звук «Ж» произносим утрировано, без округления губ. Кончик языка перемещается к верхним резцам.
«Веселый дождик».
Представь, что пошел дождик. Подставь левую ладошку, а пальцами правой показывай, как капли дождя – крупные, теплые падают на твою руку. Сначала медленно, а потом все быстрее.
Дождик капнул на ладошку – т – д, т – д…
Правой рукой изобрази падающие капельки дождя
На цветок – т – д, т – д…
Левой рукой изобрази цветок
И на дорожку – т – д, т – д…
Из левой руки сделай дорожку
Застучал по крыше он – т – д, т – д…
Изобрази левой рукой крышу дома
И раздался частый звон – т – д, т – д…
Дождик пошел сильнее.
Играя, меняем руки, заучиваем стишок.
2. Упражнение для развития дыхания.
«Забей мяч в ворота» :
• забиваем гол плавной воздушной струёй
• забивай гол резкой отрывистой струёй
• забей гол с лопаточки резкой воздушной струёй
• забей гол лопаточкой плавной воздушной струёй
«Покажи три фокуса»
• держи шарик перед губами
• сделай трубочку из губ
• выдыхай плавно через вытянутые вперед губы (шарик отлетает от губ)
• держи шарик перед губами
• сделай лопаточку из языка
• выдыхай плавно на шарик с лопаточки (удерживается под углом)
• держи шарик у носа
• выдыхай резко на кончик языка (шарик красиво отлетает вверх)
«Подуй на карандаш»
дуем на круглый карандаш, произнося дж – дж
Дует ветер, поддувает,
Карандашик он катает.
V. Постановка звука «Р».
• Ставится фрикативный звук «Р» без вибрации от звука «Ж» при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам плюс механическая помощь – под язык вводится указательный палец, быстрыми движениями вправо-влево вызываются колебания языка (если не нарушены шипящие).
• Постановка звука «Р» от звука «Д» плюс зонд.
• От слогового сочетания ззза – в ходе многократного повторения слогов ребенок перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения фрикативного «Р» с гласным «А», после этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево.
VI. Произнесение изолированного звука «Р».
Машинка едет по горам. Говори «Р» и пальчикам води по картинке.
VII. Итог.
VIII. Домашнее задание.