МААМ-картинки

Конспект занятия по постановке звука [р]

Ярощук Ольга
Конспект занятия по постановке звука [р]

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ

ЗВУК «Р».

ЦЕЛИ:

постановка звука «р»;

формирование сильной выдыхаемой воздушной струи:

развитие артикуляционной моторики для: формирования умения подъема кончика языка к альвеолам; вырабатывание вибрации кончика языка;

• развитие мелкой моторики;

• развитие памяти и внимания.

Публикация «Конспект занятия по постановке звука [р]» размещена в разделах

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, зонд с шариком на конце, профиль артикуляции, стакан с водой, соломинка, синтепоновые мячики, круглый карандаш, символы артикуляционной гимнастики, напалечники, спирт, вата.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент.

Психологический настрой на занятие. Посмотри на Змея Горыныча, сколько у него голов (5). Каждая из них выражает разные эмоции. «Удивление» – сделай также, «Радость» - покажи и т. д.

II. Сообщение темы занятия. Отгадай:

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый как петрушка,

Ядовитый… (мухомор).

Где находится звук «Р» в этом слове? (в конце). Сегодня будем учиться правильно говорить звук «Р».

III. Объяснение правильной артикуляции звука по профилю.

• Губы открыты

• Между зубами щель

• Кончик языка поднимется вверх, он напряжен и вибрирует, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам

• Голосовые связки работают.

III. Подготовительная работа

1. Артикуляционная гимнастика

• Для губ «Лягушка»

Чтобы нравиться лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И несколько не устану.

• Для языка

«Качели»

На качелях я качаюсь

Верх-вниз, верх-вниз

И все выше поднимаюсь

Верх-вниз, верх-вниз

«Маляр»

Красит потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

«Чистим за верхними зубками»

«Лакаем молочко» («чашечку» заносим в рот осторожно)

«Лошадка»

Я лошадка серый бок

По дорожке скок да скок.

«Грибок»

На лесной опушке

Где жила кукушка.

Вырос гриб волнушка –

Шляпка на макушке

«Пчелка»

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком.

Он поделится медком.

Сильный вдох, произносим дзз - дзз

«Жук»

Жу – жу- жу, -жу- жу-жу

Я на ветке сижу.

Я на ветке сижу.

Звук «Ж» все твержу.

Звук «Ж» произносим утрировано, без округления губ. Кончик языка перемещается к верхним резцам.

«Веселый дождик».

Представь, что пошел дождик. Подставь левую ладошку, а пальцами правой показывай, как капли дождя – крупные, теплые падают на твою руку. Сначала медленно, а потом все быстрее.

Дождик капнул на ладошку – т – д, т – д…

Правой рукой изобрази падающие капельки дождя

На цветок – т – д, т – д…

Левой рукой изобрази цветок

И на дорожку – т – д, т – д…

Из левой руки сделай дорожку

Застучал по крыше он – т – д, т – д…

Изобрази левой рукой крышу дома

И раздался частый звон – т – д, т – д…

Дождик пошел сильнее.

Играя, меняем руки, заучиваем стишок.

2. Упражнение для развития дыхания.

«Забей мяч в ворота» :

• забиваем гол плавной воздушной струёй

• забивай гол резкой отрывистой струёй

• забей гол с лопаточки резкой воздушной струёй

• забей гол лопаточкой плавной воздушной струёй

«Покажи три фокуса»

• держи шарик перед губами

• сделай трубочку из губ

• выдыхай плавно через вытянутые вперед губы (шарик отлетает от губ)

• держи шарик перед губами

• сделай лопаточку из языка

• выдыхай плавно на шарик с лопаточки (удерживается под углом)

• держи шарик у носа

• выдыхай резко на кончик языка (шарик красиво отлетает вверх)

«Подуй на карандаш»

дуем на круглый карандаш, произнося дж – дж

Дует ветер, поддувает,

Карандашик он катает.

V. Постановка звука «Р».

• Ставится фрикативный звук «Р» без вибрации от звука «Ж» при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам плюс механическая помощь – под язык вводится указательный палец, быстрыми движениями вправо-влево вызываются колебания языка (если не нарушены шипящие).

Постановка звука «Р» от звука «Д» плюс зонд.

• От слогового сочетания ззза – в ходе многократного повторения слогов ребенок перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения фрикативного «Р» с гласным «А», после этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево.

VI. Произнесение изолированного звука «Р».

Машинка едет по горам. Говори «Р» и пальчикам води по картинке.

VII. Итог.

VIII. Домашнее задание.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для проведения занятия по постановке звука [с]Дидактические пособия для проведения занятия по постановке звука [с] Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка: слон Семен, горка, карточки с картинками со звуком С, Ш, бутылочка.

Индивидуальное занятие по постановке и дифференциации звука [С]Индивидуальное занятие по постановке и дифференциации звука [С] Тема: “Звук [С]”. Цели: 1. Постановка и автоматизация звука [С]. 2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] Задачи: Коррекционно-образовательные: - Формировать произношение звука [ш] в слогах со стечением согласных, в словах с данным типом слогов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по постановке звука [р]
Опубликовано: 15 мая 2025 в 13:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по постановке звука [р]» (включая файлы) размещена пользователем Ярощук Ольга (УИ 2502925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 мая 2025 среда
День Тихоокеанского флота
День военного переводчика
22 мая 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных