Людмила Мельниченко
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи» в разновозрастной группе 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Юные исследователи»
Цель: создание условий для опытно – исследовательской и экспериментальной деятельности с помощью которых ребенок познает окружающий мир.
Задачи:
Образовательная: обогащать первичные представления детей об объектах неживой природы, осуществлять тесную связь с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы, закрепить знания об агрегатных свойствах воды (лед); расширить знания детей о свойствах муки, крахмала, соли, мыла; развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей); поддерживать у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, совершенствовать умение детей самостоятельно делать выводы, проводить опыты в парах, по одному или с минимальной помощью взрослого; учить соблюдать правила безопасности вовремя опытно – экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Юные исследователи“ в разновозрастной группе 5–7 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Развивающая: развивать перспективу развития поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, наблюдательные, моделирующие и преобразующие действия в процессе экспериментирования.
Воспитательная: воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Тип занятия : Занятия усвоения новых знаний и умений, и закрепление имеющихся знаний.
Форма занятия : нетрадиционное- эксперимент
Продолжительность: 30 минут
Участники: воспитатель, дети
Возраст обучающихся: разновозрастная группа 5 - 7 лет.
Оборудование и материалы: на каждого ребёнка – фартук, прозрачные сосуды разной формы; пластмассовые палочки; вещества, которые будут растворяться в воде: соль, крахмал, пипетки, картофель, мыло, сода, уксус, набор предметов, краска, раствор бриллиантовый зеленый, йод.
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.
Приемы: эксперименты, опыты, дидактическая игры, рассматривание картинок, вопросы, пояснения, выводы, загадки, физкультминутка.
Словарная работа: эксперимент, кристаллическая структура соли, реакция, крахмал.
Индивидуальная работа: в ходе занятий с малоактивными детьми.
Ход НОД:
Этап занятия Содержание Время
I. Организационный этап:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А кто мне скажет, что такое лаборатория?
Дети: Место, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают.
Воспитатель: Правильно – это помещение, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты?
(ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать?
(ответы детей).
Воспитатель: Можно я возьму на себя роль заведующей лаборатории? А вы будете научными работниками лаборатории. Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов?
( ответы детей: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.)
Воспитатель: Итак, с чем мы будем сегодня заниматься в лаборатории, узнаете, отгадав загадки:
1. Этот белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже… (соль)
2. Если руки все в чернилах,
То тебе поможет (мыло)
3. Как хрустит он хорошо —
Этот белый порошок.
Он в блины идёт, в кисель.
Очень вкусно, ты поверь.
Ты уж, верно, угадал?
То — картофельный… (крахмал)
4. Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды —
Жить нельзя нам без. (воды)
Воспитатель:
Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям. Одеваем фартуки.
В нашей лаборатории на столах лежат разные предметы, которые нам с вами предстоит исследовать. Вы сегодня будите лаборантами, для этого вам нужно будет подумать над какими исследованиями вы бы поработали. В лаборатории могут лаборанты работать как по одному, так и по двое, трое. И так можете пройти к столам и приступить к работе.
(на каждом столе лежат карточки как правильно проводить опыты)
На подносах все для опытов, делают выводы:
1. «Плавающее яйцо» - Опускают яйцо в стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускают яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы). В море вода соленая, поэтому там легко плавать.
Вывод: (Соленая вода выталкивает предметы).
2. «Соль и лед»
Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед.
Вывод: Когда мы смешиваем соль со снегом происходит два процесса: разрушается кристаллическая структура соли с поглощением тепла.
3. «Трусливый перец»
Миска с водой, перец и жидкое мыло. В миску с водой насыпаем перец, он тонким слоем расходится по жидкости. Опускаем в воду чистый палец перец остается в таком же положении, затем палец с каплей жидкого мыла, перец разбегается.
4. «Пенное извержение»
Смешиваем в воду с мылом насыпать соду, затем добавить уксус происходит реакция.
Вывод: молекулы соды и лимонной кислоты быстрее встретятся, происходит реакция извержения.
5. «Крахмал и вода»
В холодную воду насыпать крахмал, вода стала мутной крахмал не растворился и осел на дно, в горячей набух и растворился превратился в липкое желе.
Вывод: Крахмал тяжелее воды, он осел, слив воду он стал твердым.
6. «Крахмал меняет цвет»
Если в крахмал капнуть каплю йода он станет синим. В картошке содержится крахмал, проверим так же каплей йода.
Вывод: Крахмал окрашивается.
7. «Волшебная жидкость»
Если смешать масло с водой – масло легкое, оно всплыло, вода плотнее.
Капнуть в стакан каплю зеленки, взболтать зеленка разошлась, осела в воде, а масло осталось по-прежнему вверху.
8. «Тонет не тонет»
Опустить предметы в воду и понаблюдать.
Вывод: Какие предметы тонут и почему, а какие нет?
Физкультминутка: Воздух
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
Рисование на льдине:
Воспитатель:
Сегодня мы с вами проведем еще одну творческую работу в нашей лаборатории, попробуем порисовать красками на льдинках.
(Объяснение. Заморозить воду в объёмной тарелке или контейнере с ровным дном. Аккуратно достать лёд из ёмкости и положить его на плоскую поверхность, можно поднос. Сверху посыпать лёд слоем поваренной соли.) Теперь можно приступать к творчеству. Смачивайте кисточку в воде и густо обмакивайте в акварельную краску. Когда вы будете дотрагиваться кисточкой до солёной поверхности льда, на ней будут оставаться очень красивые подтёки. Можно нарисовать картину или оставить яркие пятна в хаотичном порядке.
Рефлексия:
Воспитатель:
Что ж рабочий день в лаборатории закончился.
Ребята, чем мы с вами занимались в лаборатории?
Что вам понравилось?
(ответы детей)