МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательной деятельности «Моя вселенная» для детей с нарушениями речи 5–7 лет

Ковалевская Ирина Сергеевна
Конспект занятия по познавательной деятельности «Моя вселенная» для детей с нарушениями речи 5–7 лет

«Моя вселенная»

Разновозрастная группа

компенсирующей направленности

для детей с нарушением речи (5-7лет).

Воспитатель: Павлова Т. В.

пгт. Шахтерск

2024 г.

Тема: «Моя вселенная».

Цель: обогащать и расширять представления дошкольников о космическом пространстве.

ЗАДАЧИ:

Образовательные-уточнить и расширить представления воспитанников старшего

дошкольного возрасте о космосе и о спутнике Земли-о Луне.

Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „Моя вселенная“ для детей с нарушениями речи 5–7 лет» размещена в разделах

Развивающие- развивать познавательную активность, творческое мышление.

Формировать интерес, желание узнать больше о планетах солнечной системы. Вызвать

желание исследовать и изучать космическое пространство

Воспитательные- воспитывать желание работать в коллективе. Воспитывать чувство

гордости за свою страну в вопросе исследования солнечной системы.

Возраст воспитанников: Разновозрастная группа компенсирующей направленности для

детей с нарушением речи (5-7лет).

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-

эстетическое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тип ООД: совмещение дидактических задач на обогащение и закрепление ранее

приобретённых знаний.

Форма ООД: совместная деятельность педагога с воспитанниками (обще-групповая

деятельность).

Виды детской деятельности : исследовательская, познавательная, речевая,

коммуникативная, игровая.

Образовательные технологии: здоровье сберегающая технология, исследовательская

технология, личностно-ориентированная технология, технология предметно-

развивающей среды, технология проблемного обучения, технология ТРИЗ.

Словарная работа: названия планет солнечной системы; вселенная; вечное движение;

вращение по часовой или против часовой стрелки; звёздочка, звёздное, звездочет,

звездопад; «падающие звёзды»; пульсары («вращающие звёзды»); лунные кратеры.

Предварительная работа: чтение и рассматривание энциклопедий по теме «Космос»;

чтение детских книг о космосе; пазлы «Планеты Солнечной системы»; вкладыш

«Планеты», развивающие карточки «Космос», беседы: «Они были первыми», «Ю. А.

Гагарин»; изо-деятельность, ручной труд «Моя ракета»; дидактическая игра «Разложи

планеты», речевые игры: «Все планеты по порядку», «Звёзды светят».

МЕТОДЫ:

Наглядные-Создание предметно-развивающей среды; эксперимент «Солнечная система»;

дидактическое упражнение «Солнце, Земля и Луна»; слайд Луна».

Словесные-Наводящие вопросы, словесные поощрения; дидактическая игра «Что в

сундучке?» по технология ТРИЗ; речевая игра «Звёздные слова»; речевое упражнение

«Все планеты по порядку.».

Практические- Дидактическая игра «Планеты солнечной системы»; дидактическая игра

«Земля- Луна»; эксперимент «Звуки вращающихся звёзд»; опыт «Лунные кратеры»; опыт

«Космос в сосуде»; практическое упражнение «Фотография моей вселенной».

Материал и оборудование: картины «Космос», звёзды (развешенные по группе);

сундучок, ракета (сделанная из бросового материала, картинки ( планеты: Земля, Марс,

Сатурн, Луна, Юпитер, Солнце, комета, звёздное небо; вкладыши «Вселенная», мольберт,

орбиты с планетами; солнце (картинка, цветные шнурки, планеты (картинки);желтая

палочка, картинки планет на ниточках- «Солнечная система»; большой мяч, большая и

маленькие бусинки- «Солнце, Земля и Луна»; фотографии планет Земли и Луны на

каждого ребёнка- «Земля-Луна»; надутые воздушные шарики с маленькой гайкой внутри

на каждого ребёнка-«Звуки вращающихся звёзд»; модули для постройки ракеты;

компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайд «луна»; мука на тарелочке,

насыпанная горкой, пластмассовый шарик на ниточке на каждого ребёнка- «Лунные

кратеры»; стакан с медицинским спиртом, пипетка с набранным нерафинированным

маслом, стаканчик с холодной водой, маленькая ложечка, шпажка на каждого ребёнка,

фартук, нарукавники, головной убор на каждого ребёнка- «Моя вселенная»; круги

жёлтого цвета разных размеров, рисунки детей «Ночное звёздное небо».

Структура образовательной деятельности :

I Мотивационный этап

1 Дидактическая игра «Что в сундучке?» по технология ТРИЗ.

II Содержательный этап

1 Дидактическая игра «Планеты солнечной системы».

2 Эксперимент «Солнечная система».

3 Дидактическое упражнение «Солнце, Земля и Луна»

4 Дидактическая игра «Земля- Луна».

5 Речевая игра «Звёздные слова».

6 Эксперимент «Звуки вращающихся звёзд».

7 Опыт «Лунные кратеры».

8 Опыт «Космос в сосуде».

III Заключительный этап.

1 Практическое упражнение «Фотография моей вселенной».

2 Рефлексия.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I Мотивационный этап.

1 Дидактическая игра «Что в сундучке?» по технология ТРИЗ. (Проводится в раздевалке

группы).

Воспитатель- Ребята, посмотрите, что у нас изменилось в раздевалке?

(Ответы детей. Кто-то из детей увидит сундучок).

Попробуйте отгадать что в нём. Вы задавайте мне вопросы, а я буду отвечать словами:

«Да- нет».

(В результате дети находят правильное решение).

Молодцы, всё правильно. Но в сундучке не только ракета, но и картинки.

Скажите мне, что объединяет все эти картинки и ракету?

(Ответы детей- Космос, солнечная система, вселенная).

И поэтому я приглашаю вас в космическую лабораторию.

II Содержательный этап.

1 Дидактическая игра «Планеты солнечной системы».

Воспитатель-Давайте вспомним и назовём все планеты нашей вселенной.

Предлагаю каждому выбрать в какой технике будет работать. У нас есть вкладыши; на

столе, где шнурками выложены орбиты планет и на мольберте. А чтобы не запутаться,

вам надо будет проговаривать пальчиковое упражнение:

По порядку все планеты

Назовё т любой из нас:

Раз- Меркурий,

Два-Венера,

Три- Земля,

Четыре- Марс,

Пять- Юпитер,

Шесть- Сатурн,

Семь- Уран,

За ним Нептун,

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

2 Эксперимент «Солнечная система».

Воспитатель- представьте, что желтая палочка у меня в руках- Солнце, а 9 шариков на

ниточках- планеты. Я начинаю вращать палочку, и мы видим, что все планеты летят по

кругу. Что и происходит в нашей солнечной системе.

Сможете сейчас сказать, что помогает солнцу удерживать все планеты на своих орбитах?

(Ответы детей- Помогает движение солнца, вечное движение).

3 Дидактическое упражнение «Солнце, Земля и Луна».

Воспитатель- Наше солнце по сравнению с другими звёздами небольшое. Но по нашим

земным меркам солнце огромное.

Давайте представим себе, что наша солнечная система уменьшилась. И наше солнце

стало размером с этот мяч. Как вы думаете: какого размера станет наша Земля? Почему

вы так думаете?

(Ответы детей).

А какая планета будет размером с этой бусинкой? Почему?

(Ответы детей — Это Луна, она меньше нашей Земли).

4 Дидактическая игра «Земля- Луна».

Воспитатель- Ребята, а вы можете мне сказать почему наша Земля самая необычная

планета?

(Ответы детей- Наша планета окружена воздухом).

Наша Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки за 1 год и при этом она

вращается вокруг своей орбиты. А Луна тоже вращается вокруг своей оси и вокруг нашей

планеты. И поэтому мы земляне всегда видим только одну сторону Луны. Хотите

проверить?

Встаньте лицом к листочку с изображением Земли. И при этом вы должны смотреть на

листок с изображением Луны. Обходите вокруг Земли, оставаясь все время лицом к Луне.

Что с вами происходило при движении?

(При движении все время поворачивали своё тело).

Вот так и происходит в нашей вселенной. Луна вращается вокруг Земли и при этом Земля

вращается вокруг своей оси. Поэтому мы видим только одну сторону Луны.

5 Речевая игра «Звёздные слова».

Воспитатель- А вы хотите побывать на Луне?

Проходите, занимайте свои места в космическом корабле. А пока мы будем лететь,

давайте поиграем в слова:

Большая звезда, а маленькая-….

На небе много звёзд, оно- ….

Человек, который считает звёзды-…

Скопление звёзд на небе-…

Момент, когда «падают «звёзды-…

(Звёздочка, звёздное, звездочёт, звездопад).

6 Эксперимент «Звуки вращающихся звёзд».

Воспитатель — Вот мы и прилетели. Выходите осторожно. Как выдумаете в космосе есть

звуки или там тишина?

(Ответы детей-В космосе тишина, там нет воздуха.

В космосе некому шуметь.)

Возьмите эти шарики и быстро их раскрутите, а затем резко остановите его. Что вы

слышите?

(Ответы детей- звук, который издаёт

гайка в шарике).

Воспитатель- На самом деле, в космосе очень много объектов, которые издают звуки:

пролетающие метеориты, «падающие звёзды», пульсары (вращающие звёзды). Эти звуки

просто услышать нельзя, потому что нет воздуха, который и передаёт это звучание. Для

этого учёные придумали специальные приборы.

7 Опыт «Лунные кратеры».

Воспитатель- Ребята, посмотрите внимательно на поверхность Луны (слайд на экране). Из-

за чего вся поверхность спутника Земли вся в ямах, и как они называются?

(Ответы детей — это кратеры.

Они появляются при падении метеорита).

Воспитатель- Подойдите каждый к своей «горке». Возьмите шарик и бросайте его в горку.

Осторожно вынимайте шарик, и вы видите подобие кратера.

А почему на Луне так много кратеров7

(Ответы детей- На Луне нет атмосферы.

И об неё с большой скоростью

ударяются космические объекты).

8 Опыт «Космос в сосуде».

Воспитатель- когда ни будь человек захочет полететь в другую вселенную. Давайте

представим себе какая она будет. И проведём опыт. Но сначала напомню правила

безопасности:

*Жидкость в стакане руками не трогать.

*Пипетку держать строго за резиновую часть.

*На вкус ничего не пробывать.

Воспитатель- В ваших стаканах налит спирт, а в пипетках набрано масло. Осторожно

капайте в стакан большую каплю. Что вы видите?

(Ответы детей- Капля опустилась на

дно в виде золотистого шарика).

Почему это произошло?

(Ответы детей- тонут тяжёлые предметы).

Да, ребята, всё дело в плотности и тяжести этих жидкостей. Масло более тяжёлое чем

спирт. А вы хотите, чтобы ваш шар не лежал на дне, а парил как планеты в космосе. ?

(Ответы детей- Да, а как это сделать).

Нам надо сделать так, чтобы спирт стал более плотным чем масло. Для этого возьмите

ложечки и осторожно добавляйте воду в стакан. Что вы видите?

(Ответы детей- шар начинает парить,

подниматься на поверхность).

В стаканах у вас всех появился свой космос, вы можете его менять с помощью шпажки.

Соединять шарики или наоборот из одного большого делать много маленьких. Ваши

шарики — это космические тела, звёзды.

III Заключительный этап.

1 Практическое упражнение «Фотография моей вселенной».

Воспитатель- Предлагаю сделать на память фото вашего космоса. Вот много разных

планет, возьмите какие похожи на ваши и наклейте их на картинку.

2 Рефлексия

Воспитатель- На сегодня ваша экскурсия в космическую лабораторию закончена. А теперь

скажите мне что вам больше всего понравилось сегодня?

(Ответы детей).

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Чудеса на водоеме» Конспект занятия по познавательной деятельности. (Старшая группа) Тема: «Чудеса на водоёме». Цель: дать представление о весенних чудесах.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательной деятельности «Моя вселенная» для детей с нарушениями речи 5–7 лет
Опубликовано: 14 апреля 2024 в 18:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД