Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа «Ах, какая осень!»

Добренькая Татьяна
Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа «Ах, какая осень!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8» города Алейска

Конспект занятия

по познавательному развитию

«Ах, какая осень»

(старшая группа)

Воспитатель: Добренькая Т. О.

2020 г.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа „Ах, какая осень!“» размещена в разделах

• Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.

• Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.

• Закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

Развивающие :

Развивать внимание, память.

• Улучшать общую моторику и координацию движений.

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

Воспитательные:

• Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

• Воспитывать чувство любви к родной природе

• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Дидактический материал: Кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок».

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии :

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… (Петрушка)

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П. И. Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.

- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

- Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь длиннее)

- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)

- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег)

- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Петрушка: Ой, как скучно!

Воспитатель: Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора. Знаменитый русский поэт А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

- Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?» ( Дети собирают разбросанные на полу листочки: клёна, берёзы, рябины, тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил! А я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек:

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

- Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики.

- Ребята, а сейчас будем говорить о растениях. Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы)

- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад)

- Ребята, что еще интересного вы можете рассказать о листьях? (Загадка о листьях)

Летом вырастают зелёными,

А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,

Зашагаешь — шуршат,

Яркие, цветные,

Краешки резные.

- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Физминутка

Вот и осень наступила,

Посмотрите как красиво,

Листья всюду шелестят

И летят, летят, летят,

Соберём с вами листочки,

Посидим мы на пенёчке,

Солнцу мило улыбнёмся,

Вместе за руки возьмёмся,

Побежим мы по дорожке,

Поднимая выше ножки,

Покружимся, полетаем,

Дружно все мы приседаем,

Вот и всё пора вставать,

Нужно снова нам шагать!

Животный мир осенью

Смена картинок

- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных)

- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые уходят в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)

- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые.)

- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, уходят в спячку до весны.)

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)

- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»

(Дети встают около стульчиков)

Воспитатель: Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.

Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.

- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая. (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

- Давайте расскажем Петрушке, какие работы проводятся осенью.

(выставляются картины)

- Какие работы выполняются в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы, осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай, собирают: яблоки, груши)

- А как трудятся в огороде, на полях? (Убирают хлеб, картофель, капусту, морковь, свеклу, убранные поля удобряют и вспахивают, на вспаханные поля, высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку)

- А вы, ребята, что делали осенью?

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул (Подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул (с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились (Ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза (Постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (Постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил (Плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл (Ладони крепко к столу)

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»

- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т. е. листья, зелень. Красным цветом – корешки.

Мы приглашаем Петрушку выполнить с нами упражнение.

- Молодцы, все справились с заданием. Даже Петрушка справился.

- Петрушка, понравилось тебе у нас? Ребята, давайте попрощаемся с Петрушкой, ему пора в путь.

Публикации по теме:

«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие» интегрируется с ОО «Развитием речи», «Социально-коммуникативным развитием», «Физическим.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Лягушка-квакушка» (старшая возрастная группа)Конспект НОД по познавательному развитию «Лягушка-квакушка» (старшая возрастная группа) Цель: Формирование у детей знаний о жизни земноводных. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с природой родного края. 3. Формировать у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа)Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа) Цель:продолжать формировать представления детей о родном городе, его достопримечательностях. Задачи:• продолжать знакомить с историей возникновения.

Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа) КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей.

Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Зима на Белгородчине» в соответствии с ФГОС (старшая группа) Тема: «Зима на Белгородчине» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа)Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа) Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, представлений о перелётных птицах. Задачи: 1. Закрепить.

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа)НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа) Тема: «Домики для осенних листочков» Программное содержание: • вызвать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности, воспитывать.

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию «Вот какая мама — золотая прямо!» (старшая группа)Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию «Вот какая мама — золотая прямо!» (старшая группа) О. О. Речевое развитие Художественно — эстетическое развитие Тема: «Вот какая мама — золотая прямо!». Старшая группа Цель: Создание социальной.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Пингвин» — старшая группаКонспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Пингвин» — старшая группа Тема: Пингвин. (рисование методом тычка)Цель занятия: формировать умение выразительно передавать в рисунке образ пингвина его характерные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа «Ах, какая осень!»
Опубликовано: 17 сентября 2020 в 09:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД