Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию «Царство растений: травы» для детей подготовительной группы

Людмила Басова
Конспект занятия по познавательному развитию «Царство растений: травы» для детей подготовительной группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 92

Конспект

занятия по познавательному развитию на тему «Царство растений : травы»

для детей подготовительной группы.

Воспитатель: Басова Людмила Борисовна

Тверь

2023год

Цель: Закрепить знание о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

Задачи: Образовательные:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Царство растений: травы“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

- Обобщать знания детей о том, что на нашей планете существует огромное царство растений : деревья, кустарники, травянистые растения;

-Рассказать детям о многообразии трав и их пользе;

-Рассказать детям о многообразии цветов: дикорастущих,садовых, лесных, полевых, луговых, болотных.

Развивающие :

- Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.

- Предварительная работа: рассматривание картинок цветов, трав,слушание аудиозаписи произведения «Вальс цветов» П. И. Чайковского,отгадывание загадок о растениях, чтение художественной литературы о растениях : З. Крутинская - «Почему трава зеленая; Л. П. Молодова – «Экологические сказки»; А. Онегов – «На лугу»; А. Онегов – «Первый цветок», Т. Кирюшатова «Травяные сказки», М. Скребцова «Могучая травинка». Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Забывчивый покупатель», «Найди по описанию».

Приоритетные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности:

-Игровая: Дидактическая игра с мячом «Цветочные названия», «Третий лишний» -Коммуникативная: Ответы на вопросы воспитателя, ситуативный разговор. -Двигательная: Физкультминутка «Цветы». -Чтение: Загадки.

Материалы и оборудование: ИКТ, презентация «Царство растений : травы».

Ход занятия:

1. Вводная часть (мотивационный момент(4-5 мин.) : Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Прежде чем начнем наше занятие,нам нужно усвоить правила поведения. Я начну говорить правило, а вы его закончите:- Ответить хочешь – не шуми, а только руку (подними). Сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку. Садитесь поудобнее, ставьте ушки на макушке, слушайте. В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, ель, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и т. д. Вы догадались, как звали жителей этого царства? (ответы детей) Воспитатель: Я не волшебница и не могу перенести вас в царство растений, но я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства и вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот уже немножко волшебник.

2. Основная часть (20 мин.)

Воспитатель: Сказка продолжается. В царстве растений было три государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете три загадки:

Древесный ствол имею я,

Есть корни, ветви у меня.

Расту высоким, тень пускаю,

Если раскидисто бываю.

В лесу меня узнаешь в раз:

Осинка, дуб, берёза, вяз. (Дерево) (слайд 3)

Воспитатель: Назовите, какие вы знаете деревья? (ответы детей)

Воспитатель: Вторая загадка: Послушайте, кто жил во втором государстве. (слайд 4)

Как отличить нас? Очень просто!

У дерева ствол выше ростом.

Стволов же больше – у меня.

Так как же называюсь я? (Куст)

Воспитатель: Какие вы знаете кустарники? (ответы детей)

Воспитатель: И, наконец, кто же жители третьего государства? (слайд 5)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету.

Растет, цветет она все лето.

Коровам без нее нельзя:

Она их главная еда. (Трава)

Воспитатель: Какие вы знаете травы? (ответы детей) Воспитатель: В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь. Воспитатель: Чем отличаются деревья, кустарники и травянистые растения друг от друга? (ответы детей (слайд 6) Воспитатель:И почему вместе мы их называем растениями? Что же в них общего? Я думаю, вам легче будет объяснить, если вы рассмотрите схемы строения дерева, кустарника и цветка. (ответы детей) (слайд 7) Воспитатель: А для чего растению нужен корень? (ответы детей) Воспитатель: Как вы думаете, а зачем нужен стебель? (ответы детей) Воспитатель: А что нужно растениям для поддержания их жизни? Чтобы они хорошо росли и не болели? Воспитатель: Давайте посмотрим на географическую карту нашей планеты. Каким цветом обозначены растения на карте? (ответы детей) (слайд 8) Воспитатель: А теперь присмотритесь и увидите, что растения распространены по всей земле, где-то в большей степени, где-то в меньшей. На карте видно, что наша страна Россия очень богата растениями.

Физминутка «Цветы»

Раз – два - три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись - низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики).

Воспитатель: Травы — первые растения, которые просыпаются весной.

Воспитатель: Мы с вами привыкли называть траву просто травой, а на самом деле видов трав так же много, как и деревьев, кустарников. Давайте рассмотрим травы.

Воспитатель: А вот всем вам хорошо известный клевер. Эта трава - ценный корм для домашних животных, и, надо сказать, весьма ими любимый. Коровы, лошади, овцы, козы зачастую специально разыскивают на пастбищах участки, поросшие клевером, обходя другие травы. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы. Он обладает интересным свойством, благодаря которому снабжает почву полезными веществами. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым. (слайд 9)

Воспитатель: А вот лист лопуха (репейника). Лопух тоже имеет много полезных свойств. Молодые листья и побеги лопуха содержат много витамина С. Лопух используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, ботвиний. Корни лопуха употребляют в сыром, печенном или жареном виде как заменитель картофеля. (слайд 10)

Воспитатель: Еще одно травянистое растение, всем вам хорошо знакомое - подорожник. Свое название эта трава получила от того, что растет она вдоль дорог. Знаете ли вы, как подорожник распространяет свои семена? Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов- коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подорожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подорожника помогает при простуде и кашле. (слайд 11)

Воспитатель: Сколько неприятных воспоминаний связано у нас с крапивой! Все ее прекрасно знают, и в основном с неприятной стороны. Каждый из нас не раз «обжигался» крапивой. А виной тому тонкие волоски с едким соком, которыми усажены листья крапивы. Волоски эти очень хрупкие. При малейшем соприкосновении головки волосков обламываются и протыкают кожу, а едкий сок обильно поливает крошечные ранки, поэтому образуются на нашей коже волдыри, как от ожога. Но у крапивы много полезных свойств. Ее листья богаты витаминами С и А. По питательности они не уступают фасоли, гороху, другим бобовым культурам. Готовят из листьев крапивы зеленые щи, супы, салаты, ботвиньи, соусы и пюре. Весной они помогают нам восполнить образовавшийся за зиму недостаток витаминов в организме. (слайд 12)

Воспитатель: У каждого травянистого растения, как у любого растения вообще, обязательно есть цветы. Цветут все растения, просто мы не всегда видим и замечаем их цветы. Конечно, разные травы цветут в разное время, и у многих из них цветы мелкие, не ярко окрашенные, но не менее красивые, чем садовые цветы. Воспитатель: В природе существует многообразие цветов: дикорастущих, садовых, лесных, полевых, луговых, болотных. Они растут в лесах, на полях и лугах, в садах и болотах.

Воспитатель: Одуванчики-эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы. Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Прекрасно приспособлены к вытаптыванию. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Наверное, из-за того, что в листьях одуванчика так много витаминов, их любят морские свинки, хомячки, кролики. (слайд 13)

Воспитатель: Это растение вам тоже хорошо знакомо. Мать-и-мачеха первая украшает своими желтыми цветками весенние проталины. Своё необычное название она получила за листья: верхняя их сторона гладкая, но холодная («мачеха», а нижняя неровная и на ощупь как будто войлочная, но согревает при прикосновении («мать»). Отвар листьев мать-и-мачехи издавна применяется как средство от кашля. (слайд 14)

Воспитатель: А вот синие цветки колокольчиков. За форму венчика, и вправду напоминающую колокол, их прозвали еще бубнами, звонцами, звоночками. Как только распустятся колокольчики - значит, наступило лето. Так утверждает народная примета. Есть среди колокольчиков и съедобный колокольчик-рапунцель. В пищу употребляют его корни и листья. (слайд 15)

Воспитатель: Васильки - растения не луговые, а полевые. В русских народных орнаментах голубые соцветия василька часто переплетаются с золотыми колосьями ржи. Между тем василек - это не просто украшение хлебных полей, а злостный сорняк. И многочисленные васильки во ржи - тревожный признак засорения хлебного поля. (16)

Дидактическая игра с мячом «Цветочные названия»

Дети встают в круг, воспитатель — в середину круга с мячом. Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дает задания (назвать имя человека, произошедшее от названия цветка; обозначить предметы, название которых произошло от названия цветов). Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если он не отвечает или отвечает неправильно, мяч с этим же заданием получает другой ребенок.

Воспитатель: Белокрыльник – водное, ядовитое, быстрорастущее растение, с толстым корневищем, от которого отходят одиночные листья на длинных черешках. Листья темно-зеленого цвета с заметными прожилками, гладкие и блестящие. Цветок растения в виде цилиндрического початка, обернутого в белое внутри и зеленое снаружи покрывало. Цветет растение с мая по начало июля. (слайд 17) Воспитатель: Калужница-это невысокое, растение с блестящими ярко-зелеными сердцевидными листьями и многочисленными желтыми чашевидными цветами. Цветение наступает ранней весной, одними из первых, когда на водоеме только сходит лед, распускаются букеты желтых цветов. (слайд 18) Воспитатель: Фиалка - это изящное многолетнее растение можно встретить и на болоте, и на влажном лугу. Благодаря ползучим подземным побегам - корневищам - фиалка активно распространяется по территории. Цветет фиалка болотная, как и многие другие виды фиалок; весной, в апреле-мае. Поэтому с глубокой древности фиалка - это символ весны, вестник оживающей после зимы природы. (слайд 19) Воспитатель: Роза считается царицей всех цветов. Это растение с красивыми, пышными цветами разной окраски. Роза бывает культурная и дикая. Первая растет в садах и огородах,вторая как шиповник, в лесах. Роза любит тепло и растет на ярко освещенных солнцем участках почвы. Это кустарник с жесткими стеблями или зелеными побегами. Побеги розы покрыты шипами разной величины или формы,но есть сорта у которых совсем нет шипов. Лепестки розы применяются в народной медицине и обладают успокаювающим свойством. Ещё лепестки роз используют в кулинарии,готовят из них цукаты для украшения тортов и пирожных,варят из лепестков варенье,делают желе,розовый мёд. Сушёные бутоны роз добавляют в чёрный чай при заваривании,это придаёт напитку нежный аромат и небольшую кислинку. (слайд 20) Воспитатель: Нарциссы относятся к раннецветущим видам растений : они расцветают весной, в мае. Их листья и стебель похожи на стрелки зеленого лука. А слегка дурманящие своим сладковатым ароматом цветки нарциссов — душистые, по краям белые или золотисто-желтые, располагаются на самой верхушке стебля. Центр каждого цветка украшает небольшая оранжевая «корона». Именно эта корона — ключевое разнообразие нарциссов: различаются они по форме и цвету (желтая, белая и даже двухцветная).(слайд 21) Воспитатель: Тюльпан - яркий, ароматный цветок. По форме он может быть овальным, бокаловидным или чашевидным. По цвету - белых, желтых,розовых или красных оттенков. Это растение делят на три основные группы по времени начала цветения: раннецветущие,среднецветущие и позднецветущие. Ботаники не советуют употреблять тюльпаны в пищу. В их составе есть ядовитые вещества. В народной медицине тюльпан используется при лечении заболеваний полости рта и носоглотки, воспалений кожи и острых болей в суставах. (слайд 22) Воспитатель: Как вы думаете, можем мы сказать: «Растения - наши друзья». Друзья всегда помогают друг другу. А как растения помогают людям? (ответы детей) (слайд 23)

Дидактическая игра «Третий лишний» (слайд 24,25)

Воспитатель: С каждым годом растений на Земле становится меньше, некоторые виды совсем исчезают. Это происходит из-за нашего небрежного, потребительского отношения к природе. Мы считаем, что богатства ее безграничны, неисчерпаемы, что сорванный забавы ради и брошенный цветок не может нанести природе ощутимого вреда. Но что будет, если каждый человек сорвет и бросит только один цветок на большом лугу? Луг останется голым, без цветов. То же самое может произойти с другим лугом, поляной в лесу, садом. Под угрозой полного исчезновения находятся сейчас подснежники и ландыши. А что обозначает этот знак? (слайд 26)

3. Итог (рефлексия) (5мин.)

Воспитатель: Ребята какое прекрасное у нас получилось царство растений! Вы молодцы! Давайте вспомним, что мы сегодня узнали о растениях полезного и интересного. (ответы детей)

Список литературы:

1. Скоролупова О. А. Цветущая весна. Травы. – Издательство «Скрипторий», 2010.

2. Шорыгина Т. А. Травы. Какие они? – Серия: Знакомство с окружающим миром и развитие речи. – Гном, 2010.

3. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? – Серия: Знакомство с окружающим миром и развитие речи. – Гном, 2010.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении ООД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ООД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Фотоотчёт.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья»Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья» Тема непосредственно образовательной деятельности «Царство растений: деревья» Цель: обобщение представлений детей о деревьях; формирование.

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Пришла зима» Тема: «Пришла зима». Цель: сформировать целостное представление о зиме, о зимних природных явлениях. Задачи: - Образовательные: закрепить,.

Конспект исследовательской ОД по познавательному развитию «Разнообразие хвойных растений» для детей 4–6 летКонспект исследовательской ОД по познавательному развитию «Разнообразие хвойных растений» для детей 4–6 лет Деятельностный подход в познавательно-исследовательской деятельности позволяет развивать интерес к знаниям, к формированию собственной точки.

Конспект ОД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Значение воды для человека, животных, растений» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Где живут деньги» с детьми подготовительной группыКонспект занятия по познавательному развитию «Где живут деньги» с детьми подготовительной группы Цель: создание условий для ознакомления детей с работой банка. Программные задачи: - Познакомить детей с новыми словами, встречающимися.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие в царство Зимушки-зимы»Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие в царство Зимушки-зимы» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности «Путешествие в царство Зимушки-зимы» Задачи: Создать условия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Царство растений: травы» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 11:19
+70Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД