Елена Ярославцева
Конспект исследовательской ОД по познавательному развитию «Разнообразие хвойных растений» для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельностный подход в познавательно-исследовательской деятельности позволяет развивать интерес к знаниям, к формированию собственной точки зрения, учитывать мнение других, развивать социально-коммуникативные навыки. Конспект поможет разнообразить деятельность детей и расширит их интересы к хвойным растениям, особенно в зимний период.
Организация образовательной деятельности детей среднего и старшего возраста 4-6 лет по теме «Хвойные растения»
Цель: знакомство со строением и значением хвойных растений.
Образовательная область: познавательное развитие.
Публикация «Конспект исследовательской ОД по познавательному развитию „Разнообразие хвойных растений“ для детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Интеграция образовательных областей: формирование элементарных математических представлений как часть познавательного развития, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи приоритетной образовательной области: познакомить и закрепить виды хвойных деревьев: ель, пихта, сосна (кедр, познакомить с ароматами хвойных деревьев и маслами из них, особенностями их иголочек, формировать предпосылки бережного отношения к природе.
Задачи образовательных областей в интеграции: закреплять понятия длинный и короткий, геометрические фигуры, знакомить с новыми словами, формировать навык полного ответа на вопрос.
Предполагаемые результаты: поддержание интереса к получению знаний, любознательность, обогащение компонентов сюжетно-ролевых игр, получение и закрепление новых знаний, обогащение речи новыми словами.
Предпосылки универсальных учебных действий: выделение существенных признаков объектов, понимание смысла иллюстраций, выполнение правил и инструкций, использование логических операций, интерес к познавательным задачам, слушание и понимание чужой речи, выражение своих чувств и мыслей, умение удерживать внимание, задачу, узнавать, называть и определять объекты и явления.
Предварительная работа: украшение новогодней красавицы в группе.
Словарная работа: пихта, кедр, сосна, хвоинки.
Современные педагогические технологии: проектная деятельность, исследовательская деятельность, игровая, совмещение образовательных областей.
Оборудование для педагога: веточки кедра или сосны обыкновенной, пихты, ели, масло пихты, кедра.
Оборудование для детей: иллюстрации кедра, пихты, ели и их увеличенных веточек, хвоинки на каждого ребенка.
Вводная часть:
Воспитатель (В):
Ребята, посмотрите-ка, что это у меня за баночки. И из них такой аромат идет! Давайте понюхаем!
Дети (Д): Дети нюхают баночки с разными ароматами.
В: Вы узнали, что это такое?
Д: Варианты детей. (Доктор мом, лекарство, зеленка даже была).
В: попробуем через загадку угадать.
На Новый год ей каждый рад,
Хотя колюч её наряд. Ель.
К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью … Елка.
Д: Варианты детей.
В: Угадали. Но почему же ароматы были разные?
Д: Варианты детей.
В: Давайте будем разбираться.
Основная часть:
1. В: Перед вами в баночках разные виды иголок от елок, рассмотрите их и скажите, чем они отличаются.
Д: ответы детей
В: Верно, оказывается, елки бывают разные, поэтому и названия у них разные. Самые короткие иголочки – от ели, подлиннее – от пихты. Как мы сравним иголочки? Приложим их рядом. В нашем лесу (Приморский край) именно пихта растет. А самые длинные – это от кедра, или его еще сосна называют. Давайте повторим эти названия.
Д: дети повторяют.
2. ИГРА.
В: А теперь поиграем. Я буду говорить название, а вы показывать иголочки растения.
Д: дети показывают иголочки после называния воспитателем растений.
3. В: А теперь давайте посмотрим на картинки разных хвойных растений. Какую фигуру напоминают эти деревья?
Д: ответы детей.
В: Действительно, и пихта, и ель похожи на треугольник, а кедр (сосна) больше похож на обычное, лиственное дерево, и лишь вблизи видно иголочки. Только оно очень-очень высокое.
А теперь попробуйте по картинкам веточек угадать к какому дереву они относятся.
Дети соотносят целое дерево с веточкой.
Да, елку от пихты сложно отличить.
4. В: Разные виды елок называют хвойными деревьями. У них листики превратились в иголочки. Это помогает им защищаться от холода. А еще они всегда зеленые. Иголочки называют хвоинки. Давайте повторим – хвоинки.
Д: дети повторяют.
5. В: А теперь будем хвоинки-иголочки пальчиками делать.
Физкультминутка [6].
Перед нами ёлочка (пальцы рук переплетены в замок, но с раскрытыми пальцами-иголками, большие пальцы, подняты вверх - верхушка «ёлочки»).
Шишечки, иголочки, («шишечки» - сжатые кулачки, «иголочки» - растопыренные пальцы)
Шарики, фонарики, (руки перед собой, согнутые в локтях, крутим кистями с пальцами «чашечкой»)
Зайчики и свечки, (зайчики - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами и «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами)
Звёзды, человечки. («звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечки» - как зайчики, только пальцы вниз)
6. В: Сколько радости доставляет нам это дерево на Новый год! Но растет оно очень долго! Представляете, чтобы вырасти вам до пояса, елке надо 5 лет. Она по годам, как вы, а по росту совсем маленькая! Вот как долго ей надо расти. А чтобы до вашего папы дорасти – 10 лет надо! Поэтому придумали дома ставить искусственные ели, не выращенные, не живые деревца, а сделанные людьми. А аромат дома можно маслом сделать, которое мы нюхали. Его из хвоинок делают, не срубая дерево.
Хвойные растения лечебные. Если разломить или потереть иголочку-хвоинку, то можно почувствовать хвойный аромат. Давайте согнем хвоинку и понюхаем (дети выполняют). Он убивает микробы, и поэтому может лечить больной нос и горло. Масло хвойных деревьев, которое мы с вами нюхали, продают в аптеке. А еще, как и все деревья, оно дает нам чистый воздух, которым мы дышим.
Поэтому давайте будем беречь живые елочки. Ведь они так долго растут! А танцевать и веселиться будем около похожей на настоящую искусственную елочку, или пихту, или кедренок маленький.
Заключительная часть:
В: Как вы сегодня старались на занятии! А чем мы с вами сегодня занимались? Отвечать будем полным ответом: про что я спросила, с тех слов и начинаем: «Мы сегодня занимались…», - и говорим, например, рассматриванием веток или иголок, или делали елку из пальчиков. Что вы запомнили. Будем пробовать отвечать. Что мы нюхали? А у какого дерева иголочки самые длинные? А самые короткие? Какие геометрические фигуры напоминают ель и пихта? Какую пользу приносят хвойные деревья? Почему лучше ставить искусственные елки? А теперь вы меня спросите о чем-нибудь. Как я вас спрашивала про цвет елки, про длину иголок. Попробуйте.
Д: Ответы и вопросы детей.
Организованная таким образом образовательная деятельность развивает интерес к миру природы, имеет элементы регионального компонента, создает условия для экспериментирования и исследования природы, обращает внимание на вопросы экологии, позволяет совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств.
По сравнению с предыдущим нашим исследованием [3] наблюдение показывает, что в детских садах стала чаще использоваться исследовательская деятельность детей, создаются кружки, появилось больше материала для занятий на просторах интернета, в ютуб, меньше страха у педагогов по проведению мероприятий в рамках исследовательской деятельности детей с участием каждого ребенка, а не просто наблюдения. Ведь и мама экспериментирует на кухне, когда готовит новое блюдо, и папа – когда чинит мамин фен, и директор - когда запускает новую производственную линию. Да и любой человек всю жизнь открывает для себя что-то новое, расширяя свои горизонты, таким образом формируя активную жизненную позицию и интерес к жизни, строя свою личность.
Литература:
1. Меделян Е. В. Биология Приморский край [Текст] / Е. В. Меделян – М: Русское слово, 2018. - 80с.
2. Шарыгина Т. А. Беседы о тайге и её обитателях [Текст] / Т. А. Шарыгина – М: ТЦ Сфера, 2018, 96с.
3. Ярославцева Е. Н. Организация уголка опытно-экспериментальной деятельности в группе ДОУ [Текст] // Молодой ученый, 2018, № 38 (224, с. 101-105.
https://moluch.ru/archive/224/52761/
4. Различаем хвойные деревья по иголкам [Электронный ресурс] // http://дендро. рф/otdyh/proderevya/igolki/
5. Силиванов А. Применение пихты сибирской [Электронный ресурс] // https://lesnoy-dar.ru/derevya-i-kustarniki/primenenie-pixty-sibirskoj.html
6. Александрова С. В. Пальчиковые игры по теме «Зима, Елочка, Новый год» [Электронный ресурс] // https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/12/21/palchikovye-igry-po-teme-zima-elochka-novyy-god