ирина журавлева
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной группы «Загадочные обитатели морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Загадочные обитатели морей и океанов»
Журавлева И. А., воспитатель 1 кв. категории
Цель:
Познакомить детей с праздником День защиты морских млекопитающих.
Расширить знания детей о китах, о влиянии человека на моря и океаны
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной группы „Загадочные обитатели морей и океанов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Формировать представления детей о влиянии людей на жизнь китов, их среду обитания;
развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
воспитывать потребность детей в общении с живой природой.
Материал:
Воздушные шары, разрисованные в виде китов, картинки с изображением речных и морских рыб, разрезные картинки с изображением краба, дельфина, морской звезды, «сухой» бассейн с песком и камнями разной формы, аудиозапись «Шум моря».
Ход:
В. : Ребята, хочу предложить вам послушать вот такое стихотворение написал его Александр Городницкий.
Забудь земное горе, корыстные мечты.
Гуляют в синем море веселые киты.
Они танцуют танец, видны издалека,
Зеленые фонтаны штурмуют облака…
В. : Я не случайно начала наше занятие именно с этого стихотворения, потому что скоро 19 февраля всемирный День кита или всемирный день защиты морских млекопитающих.
В России День защиты морских млекопитающих стали отмечать совсем недавно с 2002 года. В морях нашей страны обитает несколько видов китов, и они находятся под угрозой исчезновения, поэтому занесены в красную книгу Российской Федерации и Международного союза охраны природы.
В: Ребята, скажите, а что вы знаете о китах? (Ответы детей).
В. : Кит - самое крупное животное в мире. Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.
В. : Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? (Высказывания детей).
В. : Кит - не рыба, а млекопитающее. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком.
В. : Ребята, мы с вами уже сказали, что кит — это не рыба, а животное, которое живёт в море, а каких животных вы ещё знаете? (Ответы детей)
А давайте поиграем в игру, и вспомним, как называются дома этих животных.
Дид. игра «Угадай, кто где живёт?»
В. : Ребята, а хотите ли вы больше узнать о жизни китов? Для этого нам с вами нужно погрузиться под воду, ведь киты живут в море.
В. : прежде, чем опуститься под толщу воды на дно, исследователи делают дыхательную гимнастику.
Закрывайте руками глаза, делаем глубокий вдох через нос, выдыхаем ртом.
Дыхательная гимнастика.
(дышим пять раз)
В. : Мы готовы, преступаем к погружению. (Звучит аудиозапись шум моря, на экране отрывок видеофильма «Подводный мир»)
В. : Ребята посмотрите, какая вокруг красота! Какое море красивое, какие водоросли, какие красивые на песке ракушки и камушки! А каких морских обитателей вы видите (Ответы детей)
Физминутка
Морских обитателей посмотрели, давайте поиграем на морском дне. Повторяйте за мной все вместе.
Что такое море? - пожать плечами
Чайки на просторе. - помахать руками
Скалы-великаны, - поднять руки вверх
Холодные туманы. - потереть руками плечи
Волны трёхэтажные, - соединить ладони на уровне груди и
сделать круг руками
Моряки отважные. - на месте пошагать
Акулы зубастые, - пальцами показать
Киты головастые. - на голову показать
Камней подводных глыбы, - волну одной рукой
Диковинные рыбы. -волну другой рукой
А на дне совсем темно, - закрыть глаза руками.
Как в кино…
В. : Ребята, смотрите, там китёнок, давайте помашем ему рукой.
(Звучит аудиозапись голос китёнка)
(игрушка Китёнок)-здравствуйте ребята, я китёнок Тим. Мы плавали с моей мамой, я отстал от неё и потерялся, вы не поможете мне найти мою маму?
В. : надо же какая беда случилась с китёнком Тимом, ребята, давайте поможем Тиму найти его маму.
- Тим мы поможем тебе найти маму, только куда же нам плыть мы не знаем.
Китенок. : Нам нужно плыть к Морскому царю, он нам обязательно поможет, вон там его замок плывём за мной.
-Да, я вижу, вон там виднеется замок Морского царя, что ж отправимся в путь.
(Впереди привязана рыболовная сеть)
В. : осторожно, Тим, разве ты не видишь, что впереди препятствие, это старая рыболовная сеть, посмотрите, сколько рыбы в ней запуталось, и мы с вами чуть в неё не попали.
- Давайте мы освободим рыбок и уберём сеть, чтобы никто из обитателей моря в неё не попал.
Ну вот, рыбок мы освободили, сеть убрали, можем отправляться дальше.
В. : смотрите, там касатка.
(Дети с воспитателем останавливаются и приседают). Это единственный хищник, который может быть опасен для китов.
В. : А где же Тим? Куда же он спрятался? Может он касатку испугался и в песок спрятался?
(Дети подходят к столу, на котором стоит «сухой» бассейн с песком, камушками в форме морских водорослей и морских камней)
В. : только как же мы его здесь отыщем? Давайте мы с вами уберём все водоросли и морские камушки из песка, а затем найдём и Тима
Только сначала давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Морские обитатели»
Жил да был один дельфин, вытянуть руки перед собой, соединить кончики пальцев обеих рук.
Два конька дружили с ним. ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх - вниз.
Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.
И акула, и моржи.
Те учили их считать: сжимаем и разжимаем кулачки
Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем поочерёдно пальцы на обеих руках.
(Дети начинают разбирать водоросли и морские камни в разные ёмкости)
В. : Ну, что, все камешки и водоросли из песка убрали?
- А вот и Тим, чего же ты испугался, мы не дадим тебя в обиду.
В. : Плывём скорее дальше, вот и замок Морского царя, а где же он сам, наверное, свои владения обходит.
(Воспитатель находит письмо от морского царя)
В. : (читает письмо детям)
Здравствуйте, ребята! Я, Царь Морской, главный защитник морских жителей!
Слышал я про твою беду, мама твоя тоже тебя ищет. Только с ней несчастье случилось, пока она тебя искала, попала в ловушку, застряла в острове из мусора, который люди выбрасывают в море.
-Люди совсем перестали заботиться о чистоте морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в них попадает слишком много мусора, отходов и нефть. В морях порой встречаются целые острова из отходов и мусора. Всё больше моих обитателей гибнут из-за этого.
-Я один уже не могу справиться с этой бедой, мне помощь нужна. Может вы поможете мне?
Но сначала проверим, хорошо ли вы знаете моих жителей. В письме есть картинки с изображением морских обитателей, только они рассыпались, после шторма, помогите мне их собрать и назвать этих морских обитателей.
(Дети делятся на пары, и начинают складывать картинки, с изображением морской звезды, дельфина, краба разрезанные на 6 частей)
В. : Мы справились с этим заданием и назвали всех морских обитателей.
(Воспитатель убирает ткань синего цвета, под ней лежит мусор)
В. : Ребята, смотрите, сколько здесь разного мусора: и пластиковые бутылки, и жестяные банки, и бумажные пакеты, действительно, целый остров из мусора!
Только мы не просто соберём мусор, а рассортируем его в разные контейнеры. (Воспитатель ставит перед детьми три контейнера с изображением пластика, металла и бумаги)
- В один контейнер мы будем складывать мусор из пластика, в другой - из металла, в третий - из бумаги.
Дети выполняют задание под музыку: убирают мусор и освобождают маму китёнка (Воздушный шар, он поднимается наверх)
В. : Ребята, посмотрите, как Тим рад встрече со своей мамой, давайте помашем им, пусть плывут вместе.
В. : А нам пора всплывать на поверхность, воздух.
(Звучит аудиозапись шума моря)
В. : Понравилось вам наше путешествие в морские глубины? (Ответы детей)
В. : Ребята, как вы думаете, легко ли жить китам? (Ответы и предположения детей)
В. : Несмотря, на то, что кит - самое большое животное на планете, они находятся в опасности, и главная угроза исходит от нас, от людей. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
И поэтому я предлагаю вам отправиться сейчас в группу и нарисовать рисунки, и показать, как люди загрязняют моря и вредят морским обитателям.