Приложение МААМ

Конспект занятия по познавательному развитию и конструированию с детьми старшей группы «Танграм»

Гордеева Лиля Хажмухаметовна
Конспект занятия по познавательному развитию и конструированию с детьми старшей группы «Танграм»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по познавательному развитию и конструированию

с детьми старшей группы на тему : «Танграм»

Цель: познакомить детей с головоломкой «Танграм». Создать условия для формирования у детей старшей группы представления о танграме и ее схемах.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию и конструированию с детьми старшей группы „Танграм“» размещена в разделах

1. Обучающие: Закрепить знания детей о плоскостных геометрических фигурах, их цвете и форме; учить логически, мыслить; учить детей работать с наглядным материалом и проявлять интерес к выполнению различных творческих работ. Познакомить детей с объемными фигурами (телами); учить работать со схемами и самостоятельно по ним составлять танграмы.

2. Развивающие : Развивать у детей ассоциативное мышление и воображение; творческие способности; конструктивные способы взаимодействия с окружающим; развивать интеллектуальные и логические способности. Развивать формирование речевых действий, учить высказывать свое мнение и аргументировать его. Развивать мелкую моторику рук через конструктивную деятельность, развивать умение работать аккуратно, получать эстетическое удовольствие от процесса и от выполненной работы. Выполнять движения синхронно, сопровождая словами.

3. Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к обучению, интереса к математике; воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.

Интеграция образовательных областей: «Социально коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Физическое», «Художественно – эстетическое».

Предварительная работа: рассматривание картинок из танграма, отгадывание загадок, конструктивные игры с геометрическими фигурами (плоскостными и объемными).

Словарная работа: Танграм, тан (фигура).

Методические приё мы: наглядные (просмотр видео, рассматривание картинок); словесные (использование художественного слова, рассказ воспитателя, указания и пояснения в воспитательном процессе, подведение итога); игровые (дидактические игры «Построй домик»; «На что похоже?»); практические (творческая конструктивная деятельность).

Материал и оборудование: Плоскостные и объемные геометрические фигуры, конверт с письмом и танграмами; карта мира, картинка «кошка».

У детей: игра танграм, белая бумага формата А 4 с силуэтом кошки.

Содержание организованно образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, к нам пришли гости, поздороваемся с ними. А теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга.

- В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо: раз, два, три.

А теперь пойдем налево: раз, два, три.

В центре круга соберемся: раз, два, три.

И на место все вернемся: раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

Дети садятся на стульчики к компьютеру.

На столе лежат геометрические фигуры, и большой конверт с письмом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Что это? ( Геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).

- Правильно, круг, овал, треугольник, прямоугольник и квадрат — это плоскостные геометрические фигуры.

Воспитатель: Что мы знаем о них?

- Что вы знаете про круг ( Ответы детей: у круга нет углов, он может катиться,

- квадрат (у квадрата четыре угла и четыре равные стороны,

- треугольник (у треугольника три угла и три стороны,

- прямоугольник (у прямоугольника четыре угла и четыре стороны, но две стороны у него длинные и две короткие?

- овал – (похож на круг только приплюснутый).

Дидактическая игра «Построй домик».

Воспитатель: Из каких фигур построен домик? (Из квадрата, прямоугольника, круга и ромба).

- Сколько квадратов, прямоугольников, ромбов и кругов? (Один квадрат, четыре прямоугольника, один ромб и один круг).

Воспитатель: Молодцы, дети. Есть ещё объемные фигуры: куб, конус шар, цилиндр, пирамида.

- Это куб - он объёмный, у него есть углы, ребра, грани. Если смотреть на куб с любой стороны, то получается квадрат.

- Какие грани у куба?

- Одинаковые, потому что стороны квадрата равны.

- Чем куб отличается от квадрата? (Квадрат плоский, куб объемный).

- Это конус - рассмотрим подробнее фигуру.

- На что он похож? (на треугольник).

- А если его перевернуть? (на круг).

- Шар - Он круглый, гладкий со всех сторон.

- Цилиндр. Если смотреть на цилиндр сбоку, то получается прямоугольник.

Какие части есть у цилиндра.

- Два одинаковых основания – это 2 круга и боковая поверхность.

- Пирамида - многогранник, основание которого четырехугольник, а остальные грани треугольники, имеющие общую вершину.

- Чем куб отличается от шара? (Есть углы, не может катиться).

- Какое общее свойство у куба и шара? (Они оба объемные)

Дидактическая игра «На что похоже?».

- На какую фигуру похожа коробка, кусочек сахара (Куб)

- Какие две фигуры в форме карандаша? (Пирамидка и Конус)

- Что напоминает клубок ниток? (Шар)

- На какую фигуру похожи кружка и баночка кофе? (Цилиндр)

- На что похожа это игрушка? (Пирамида)

Воспитатель: Молодцы.

II. Основная часть.

- Дети, я сегодня получила письмо. Показывает письмо.

Он подписан: Кому: Детям группы №5 (значит нам).

От кого: Дети из Китая.

Это письмо прислали из Китая, это такая страна.

А в какой стране мы живем? (В России).

Воспитатель показывает страны на карте.

Прочитаем письмо? (Да)

Воспитатель достает письмо и читает.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Мы хотим научить вас играть в одну очень увлекательную игру – танграм! Кто-нибудь, что – то знает о такой игре? (Нет). Танграм – это головоломка, состоящая из 7 плоских фигур, которые складывают определенным образом для получения другой, более сложной фигуры. Появилась эта игра в Китае более 4000 лет назад.

У одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на 7 частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из 7 геометрических фигур, назвали «Доской мудрости», а фигурки – танами.

У игры танграм есть свои правила : необходимо использовать все 7 фигур танграма; фигуры не должны накладываться друг на друга.

Поскорее попробуйте справиться с этой игрой! Желаем вам успехов!

Воспитатель: Скажем - «Танграм».

Хоровое и индивидуальное повторение.

Воспитатель: Вот это и есть (показывает картинку) «Доска мудрости», а фигуры - таны.

Воспитатель: Скажем - «Таны».

Хоровое и индивидуальное повторение.

Воспитатель: Какие это фигуры? Дети выходят к доске по очереди и показывают фигуры. (Квадрат, четырехугольник, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника и 1 средний).

- Молодцы!

Как мы будем складывать фигуры (таны) посмотрим небольшой видеофильм.

Показ видео.

Я верю, в вас и знаю - у нас все получится!

Вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал,

Так, что время не теряем, и работать начинаем!

Мы дружны!

Мы умны!

Мы внимательны

Мы старательны!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается. ( Дети: кошка)

- Правильно, кошка.

- Из каких частей состоит кошка? (туловище, голова с ушами, лапы, хвост)

Наши друзья в конверт положили образцы, по которым будем собирать из танграма фигуру кошки.

Воспитатель: Но прежде, чем мы приступим, давайте немного разомнемся.

Пальчиковая гимнастика:

Игра «Котята»

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

Кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их). Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).

- Приступаем к работе.

Воспитатель: Детали танграма наложите на образец. У всех получилось? Получилась фигура кошки.

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Вставайте из-за столов.

Нас ждет физкультминутка!

Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»

Сколько точек будет в круге-

Столько раз поднимем руки.

Сколько елочек зелёных,

столько выполним наклонов.

И присядем столько раз,

сколько облаков у нас.

На носочки встанем,

Звёздочки достанем,

И тихонько сядем.

- Посмотрите, какие интересные работы у вас получились. (Обсуждение работ ребят, правильность их выполнения).

Воспитатель: У всех получились разные кошки. Они отличаются движением, значит и характером поведения. Дети кратко рассказывают про свою кошку (Веселится, удивляется, подсматривает, просто сидит, отдыхает, приготовился к прыжку, сердится, любуется, прыгает).

Воспитатель: А сейчас, работу немножко усложним. Вам нужно собрать любую фигуру по образцу, но без наложения.

Воспитатель раздает карточки с нарисованными фигурами.

Воспитатель: Приступаем к работе.

- Все справились с данным заданием.

Итог.

Ребята, какие вы сегодня были молодцы!

Воспитатель: Давайте вспомним, кто прислал нам письмо и научил нас игре «Танграм»? (Дети из Китая). А что нужно для этой игры? (7 плоских фигур).

Вам понравилось? (Да). Было сложно или интересно. (Ответы детей). Что было сложным? (Ответы детей).

На этом наше занятие закончилось, давайте сфотографируем ваши работы и отправим фотографии нашим друзьям в Китай.

Список использованной литературы:

1. Бабаева, Т, И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СП. : ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. -352с.»

2. Колесникова Е. В. «Математика для детей 5- 6 лет» : Методическое пособие / Е. В. Колесникова. М. : -ТЦ Сфера, 2017.- 96с.

3. Кац Е. М. Танграм. Сказка с заданиями / Е. М. Кац. МЦНМО, 2018 г. -32с.

4. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / И. В. Стародубцева. – Москва: АРКТИ. – 2008. – 72 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «С чего начинается дружба» с детьми старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию «С чего начинается дружба» с детьми старшей группы Цель: создание условий для формирования знаний детей о таких понятиях как «друг», «дружба». Задачи: - Закрепить правила дружеских отношений.

Конспект занятия по познавательному развитию «Как ребята учили Карамельку дружить» с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Как ребята учили Карамельку дружить» с детьми старшей группы Цель: создание условий, для формирования у детей представлений о дружеских взаимоотношениях, доброте, создание положительного эмоционального.

Конспект занятия по познавательному развитию «Бабочки — самые красивые насекомые» с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Бабочки — самые красивые насекомые» с детьми старшей группы Программные задачи: - активизировать познавательную активность детей, обогащать новыми знаниями по теме «насекомые»; - пополнять словарный.

Конспект занятия по познавательному развитию «Где живут деньги» с детьми подготовительной группыКонспект занятия по познавательному развитию «Где живут деньги» с детьми подготовительной группы Цель: создание условий для ознакомления детей с работой банка. Программные задачи: - Познакомить детей с новыми словами, встречающимися.

Конспект занятия по познавательному развитию «Насекомые — муравьи», с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Насекомые — муравьи», с детьми старшей группы Цель: создание условий для обогащения знаний детей о мире насекомых. Программные задачи: - Развивать познавательный интерес к окружающей.

Конспект занятия по познавательному развитию «Ниточки для шариков» с детьми младшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Ниточки для шариков» с детьми младшей группы Цель: учить детей отвечать на вопросы во время общения, не стесняться. Задачи: • Учить детей слышать педагога, отвечать во время беседы;.

Конспект занятия по познавательному развитию «Откуда пришла книга», с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Откуда пришла книга», с детьми старшей группы Программные задачи: Познакомить детей с созданием книги, её строением. Познакомить детей с понятиями «обложка», «страницы», «иллюстрация».

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека» ЦЕЛЬ: формирование у детей дошкольного возраста о внутреннем строении человека. Задачи: учить детей различать и называть части тела и внутренних.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми младшей группы «Уроки Мойдодыра»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми младшей группы «Уроки Мойдодыра» Интеграция образовательных областей: 1. Познавательное развитие. 2. Речевое развитие. 3. Физическое развитие. 4. Художественно – эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию и конструированию с детьми старшей группы «Танграм»
Опубликовано: 21 марта 2024 в 09:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию и конструированию с детьми старшей группы «Танграм»» (включая файлы) размещена пользователем Гордеева Лиля Хажмухаметовна (УИ 661096) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД