Приложение МААМ

Конспект занятия по познавательному развитию «Хлеб — всей жизни голова»

Наталья Алимова
Конспект занятия по познавательному развитию «Хлеб — всей жизни голова»
▼ Скачать + Заказать документы

11.11.2021г.

Конспект занятия по познавательному развитию на тему : «Хлеб - всей жизни голова»

Программное содержание:

Цель: Формирование представлений детей о хлебе, как одном из величайших богатств на Земле.

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с основным занятием чувашских крестьян – земледелием, видами полевых работ;

- Познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Хлеб — всей жизни голова“» размещена в разделах

- Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

- Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;

- Дать представления о последовательности посева зёрен, изготовлении и выпечки хлеба.

Развивающие задачи :

- Активизировать, обогащать лексический словарь по теме «Хлеб»,

- Активизировать словарь детей чувашскими пословицами и поговорками,

- Развивать диалогическую и связную речь детей;

- Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности;

- Способствовать развитию интереса у детей к устному народному творчеству;

- Способствовать формированию мыслительных операций;

- Упражнять в развитии координации речи с движениями.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

- Формировать умение работать сообща.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»,

(ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие»,

ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие»).

Предварительная работа с детьми:

- Рассматривание и сравнение колосьев пшеницы и ржи;

- Рассматривание картин: И Шишкин «Рожь», Н. Карачарский «На полях Чувашии»;

- Отгадывание загадок о хлебе;

- Объяснение и заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе;

- Чтение сказок и рассказов: украинская сказка «Колосок», белорусская сказка «Лёгкий хлеб», чувашская сказка А. Васильева «к р пи ет», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Мусатова «Как хлеб на стол пришёл», С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Я Аким «Хлеб»;

- Сюжетно-ролевые игры: «Булочная», «Пекарня»;

- Экскурсия в краеведческий музей.

- Прослушивание чувашских песен.

Оборудование и материалы:

- Разные виды хлеба и хлебобулочных изделий,

- Зёрна пшеницы, колосья;

- Картинки с изображением орудий труда; иллюстрации о труде хлеборобов;

- Раздаточный материал: ёмкости с землёй, песком, камушками; лейки с водой, палочки, фартуки; для теста: вода. мука, соль, сахар, дрожжи.

Музыкальные средства: музыкальное сопровождение для физкультминуток хороводной игры и путешествия.

Структура и методические приё мы:

1. Вводная часть.

Чтение стихотворения П. Хузангая «Славлю край родной»;

Отгадывание загадки.

2. Основная часть.

Беседа, вопросы к детям;

Рассматривание хлебобулочных изделий;

Дидактическая игра «Какой хлеб;

Отправление в путешествие «По дорогам в старину»;

Физкультминутка (А. Железнова)

Музыкальное сопровождение;

Рассказ воспитателя;

(Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе;)

Практичнская часть.

Изготовление теста:

словесный (рассказ воспитателя, вопросы к детям, повторение детьми);

наглядный (показ приемов замешивания теста);

практический (замешивание теста из муки, воды, соли, сахара, дрожжей, масла);

Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Знакомство со старинной ручной мельницей:

словесный (рассказ воспитателя);

наглядный (рассматривание и показ измельчения зерна в муку);

практический (работа детей с ручной мельницей);

Физминутка «Колоски»;

Посадка пшеницы:

наглядный (рассматривание и показ посадки);

словесный (рассказ воспитателя, вопросы к детям и ответы детей);

практический (посев пшеницы детьми);

Хороводная игра «За круглым столом» (гостевая чувашская песня «авра с тел й ри - тавра». сл. Г. Белова, муз. И. Степанова).

3. Заключительная часть.

Игра «Пожелания» :

словесный (чтение текста игры);

наглядный (показ воспитателем движений);

практический (выполнение движений по содержанию текста).

Рефлексия.

Ход занятия

Звучит гостевая чувашская песня: «авра с тел й ри – тавра» (сл. Г. Белова, муз. И. Степанова).

На фоне этой мелодии воспитатель читает стихи П. Хузангая: «Славлю край родной».

_ Славлю

Край родной, любимый,

Славлю

Край неповторимый,

Лип цветущих аромат,

Шелковых лугов наряд!

Славлю я поля родные,

Славлю берега крутые –

Край чувашский,

Край родной.

Славлю города и нивы,

Мой народ трудолюбивый!

А сегодня мы поговорим о самом главном богатстве, люди еще называют его «чудом земли», послушайте:

«Рос сперва на воле, в поле

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место. Что же это?»

Дети: Хлеб!

Воспитатель: Правильно - это хлеб.

А откуда появляется хлеб у нас на столе?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Показать вам, как хлеб попал в магазин? Пройдемте на стульчики.

Показ мультимедийной презентации «Как хлеб на стол пришел».

Воспитатель:

- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть хлебобулочные изделия.

(Воспитатель открывает поднос, на котором лежит белый и черный хлеб, булочки, хлебные колосья).

Воспитатель:

- Что вы чувствуете? (Дети подходят, рассматривают. наслаждаются ароматом свежего хлеба).

Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть, вы мне и расскажите.

(Дети вместе с воспитателем встают в круг и передают по кругу мяч, называя определения).

Дидактическая игра «Какой хлеб.

Предпологаемые ответы детей: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, вкусный и т. д.

Воспитатель:

- А теперь ребята, скажем это на чувашском языке.

Дети:

- к р ш, хура, шур, ем е, тутл, к п шка и т. д.

Воспитатель:

- Как можно назвать это всё одним словом?

Ответы детей: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель:

- Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Воспитатель читает стихотворение:

«к р» (Хлеб)

Хыр м вы мас р к р ан тыт,

к ртан хакли ук.

Ал умас р к р ан тыт,

к ртан таси ук.

л к хывмас р к р ан тыт,

к ртан асли ук.

Воспитатель:

- Ребята, хотите мы с вами отправимся в путешествие «По дорогам в старину» и узнаем как, раньше выращивали хлеб.

Ответы детей: - Да.

(Звучит чувашская народная мелодия «Т ванл х юрри» (Песня про родственные узы, сл. В. Давыдова- Анатри, муз. А. Никитина).

Воспитатель: Наш край славится не только трудолюбием народа, но и своим особым гостеприимством. У чуваш кто бы ни заходит в дом, его ни в коем случае не отпускают, не угостив. Если же ничего кроме черного хлеба и воды, у хозяев не оказывается, то они делят с гостем и этот кусок хлеба. Об этом говорит и чувашская пословица: «Ш нса килекене ш тса яр, вы са килекене т рантарса яр» (Продрогшего отогрей, голодного накорми).

Физкультминутка: А. Железнова

Мы едем, едем, едем

В далекий хлебный край.

И чтоб путь был короче,

Ты песню запевай:

Тра-та-та, тра-та-та

Путь дорога не проста,

Но мы всё сумеем,

Всё преодолеем,

Все мы делаем играя,

Вот история какая.

Предложить детям самим поучаствовать в приготовлении теста.

Практическая часть: изготовление теста.

Дети с воспитателем моют руки, надевают фартуки и колпаки.

Воспитатель:

-Ребята, чтобы испечь хлеб, мы возьмем муку. Какая она? Потрогайте.

Ответы детей:

- Белая, пушистая, мягкая, легкая, воздушная и т. д.

Воспитатель:

- А теперь скажем на чувашском.

Дети:

- н х шур, ем е, к п шка, таса, м л…

Воспитатель:

- Теперь добавим сахар, какой он? (рассыпчатый, белый, сладкий, мелкий, блестящий и т. д. (шур, пылак, в те, й лт рка,.)

Воспитатель:

- Добавим немного соли. Посмотрите, а соль какая? (белая, рассыпчатая, соленая, мелкая и т. д. (шур, тварл, в те, й лт рка,.)

Воспитатель:

- Теперь нужно в воде растворить дрожжи и добавить сухие ингридиенты.

А теперь замешиваем тесто. какое получилось тесто (мягкое, белое, доброе и т. д.)

- Ребята, что мы положили в тесто (муку, сахар, соль, вода, масло).

Чтобы оно поднялось, мы его укроем и поставим в теплое место.

Тесто готово.

Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Муку в тесто замесили

(Показываем. как месим тесто)

А из теста мы слепили

(Показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки

(Поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки

Булочки и калачи-

Всё мы испечем в печи

(Хлопаем в ладоши)

Очень вкусно!

(Вытягиваем руки вперед).

Знакомство с ручной старинной мельницей.

(Воспитатель знакомит и показывает процесс получения муки из зерна с помощью ручной старинной мельницы).

Физминутка «Колосок».

Зерно в землю упадет (движения рук вправо-влево перед собой)

И росточком прорастет (поднимаемся, руки сложены перед грудью)

Солнце будет его жарить, (руки вверх, разводим в стороны)

Дождь сто раз его польет (волнообразные движения рук сверху вниз).

А потом под снегом мерзнуть (обхватить себя руками, преступать с ноги

на ногу)

И под ветром устоять. (наклоны влево – вправо, отрывая ноги о пола)

Очень трудно хлеб дается (погрозить пальцем обеих рук по очереди)

Должен ты об этом знать (дотронуться рукой до головы).

Посадка пшеницы.

Воспитатель:

- Ребята, хотите ли вы сами вырастить злаки? Давайте представим,

что мы ученые. Проведем эксперимент: посадим зерна пшеницы в ёмкости с землей, с песком и с камушками. А что надо делать, чтобы зерна проросли?

Дети: - Поливать.

Воспитатель: - Правильно, поливать и поставить ёмкости на окно, чтобы солнце прогревало землю. Будем наблюдать, в какой ёмкости быстрее прорастут зерна (дети под руководством воспитателя высаживают зерна пшеницы, поливают).

Хороводная игра «За круглым столом» .

(звучит гостевая чувашская песня «авра с тел й ри - тавра». сл. Г. Белова, муз. И. Степанова).

Дети с педагогом водят хоровод.

Заключительная часть.

Игра «Пожелания»

«А сейчас мы улыбнемся

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланье….»

(дети напоминают друг другу заповеди бережного отношения к хлебу)

-Не берите больше хлеба, чем можете съесть.

-Не крошите его за столом, не сорите хлебом.

-Никогда не выбрасывайте хлеб!

- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.

- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

- Хлеб нельзя бросать на пол.

Воспитатель: Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Издавна у чувашей существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. «Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда» — эта фраза стала девизом в нашей группе. Хлеб! Какая огромная сила заключена в этом слове. Хлеб - одно из величайших творений рук человеческих, труд земледельца, возрастившего золотой колос с драгоценным зерном.

Рефлексия.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали о хлебе? (что он проходит длинный путь, пока попадет к нам на стол)

- Почему же хлеб всему голова? (это главный продукт на нашем столе)

- Ребята, я надеюсь, что вы хорошо запомнили, что «Мал кусок пирога, да много труда стоит».

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группеКонспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группе "Хлеб- всему голова!"Конспект занятия в старшей группе. Задачи: -закреплять представления детей о процессе выращивания хлеба и изготовления.

Конспект беседы по познавательному развитию на тему «Из чего пекут хлеб?» в старшей группеКонспект беседы по познавательному развитию на тему «Из чего пекут хлеб?» в старшей группе Цель: познакомить детей с процессом изготовления хлеба и хлебобулочных изделий. Задачи: 1. Расширить знания детей о том из чего состоит.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова»Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова» Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб – всему голова». Подготовили и провели: воспитатель Пантюхова.

Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД. Тема: «Хлеб всему голова». По составлению технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Развивать любознательность.

Конспект ОД по познавательному развитию «Значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект развлечения для средней группы «Хлеб — всему голова»Конспект развлечения для средней группы «Хлеб — всему голова» Конспект развлечения для средней группы «Хлеб всему голова». Цель: Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова» Конспект занятия в старшей группе «Хлеб — всему голова» Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: Познакомить детей.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли» 16 октября - Всемирный день Хлеба (в 1950 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила Международный день хлеба). Традиционно.

ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб – всему голова»Цель: формировать представления детей о том, как получается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Хлеб — всей жизни голова»
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 14:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Хлеб — всей жизни голова»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Алимова (УИ 2391009) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД