Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ЭОР «Птичий город на деревьях» старшая группа

Галина Липатова
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ЭОР «Птичий город на деревьях» старшая группа

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с природой) «Птичий город на деревьях» в старшей группе.

Программные задачи:

ОО «Познание» :

-уточнять и расширять представления детей о весенних изменениях в жизни птиц;

- Закрепить понятия «зимующие и перелётные птицы»; -Познакомить детей с видами жилищ разных птиц; - Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде (имеют типичное строение);

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ЭОР „Птичий город на деревьях“ старшая группа» размещена в разделах

- Развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи различного характера, умение доказательно строить суждения;

ОО «Речевое развитие» : - Активизировать словарь по теме: перелётные; насекомоядные; зерноядные; певчие; размножение; орнитология; синичник.

- Развивать речевую активность;

ОО «Социально-коммуникативное развитие» :

-Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

- Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам, к природе, желание глубже познавать её тайны;

ОО «Физическое развитие» :

-Развитие двигательных способностей детей.

Оборудование и материалы к НОД: - скворечник, синичник, молоток; - модель птицы из картона на палочке для проведения гимнастики; - 3 обруча, геометрические фигуры: треугольник, круг, овал; - аудиозапись «Голоса птиц»; - интернет- ресурс -Виртуальный Музей «Птичий дом»; - Галерея детских работ на тему «Птицы»; - модель гнездо;

Раздаточный материал:

- карточки с изображением перелётных и зимующих птиц; - карточки с изображениями птиц и их гнёзд;

- карточки с изображениями гнёзд с яйцами разных птиц; - цифры от 1до 10;

- яйцо из киндер-сюрприза, счётные палочки.

- цветные карандаши;

- геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат) на каждого ребёнка;

Виды деятельности:

Познавательная, игровая, коммуникативная, изобразительная.

Ход занятия:

Организационный момент. Дети играют на ковре. Воспитатель вносит в группу скворечник, осматривает, забивает молотком гвозди (заинтересовать детей).

Воспитатель: Ребята, что это у меня в руках? Кому он нужен? Для чего?

Дети: Скворечник

Воспитатель: Почему этот домик так называется?

Из какого материала он сделан? Как вы думаете, в таких домиках живут только скворцы или другие птицы тоже живут? Если в таком домике будет жить синица, тогда как будет называться её домик? (синичник). Кто из вас видел синичник? Хотите посмотреть? Чем похожи и чем отличаются?

Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку.

Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.

Если скворечник висит в большом саду, то в нем может поселиться удод, нарядная птица с высоким пестрым хохолком. «Удод – Удод!» - кричит он, за что его и назвали так. Если сделать скворечник побольше и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат.

В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом.

В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой.

Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут и зимой от морозов спрячутся. Но вот беда – вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика воробьев. Прогонят скворцы из своего скворечника и других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно. Приглянется синичник и горихвостке, птичке с ярко-рыжим хвостиком.

В парке или в лесу отыщет синичник занятная птица поползень. Она удивительна тем, что умеет ловко бегать по стволу вниз головой.

Подойдет синичник и пищухе. Прозвали ее пищухой за жалобный голосок.

Взгляните и скажите, какой из этих домиков скворечник, а какой – синичник? Почему вы так решили?

Как называются домики, где живут другие птицы? (гнездо). Хотите узнать, какие бывают гнёзда и где их строят разные птицы?

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации. Кто изображён?

Дети: Птицы

Воспитатель: Найдите и обведите птицу, которой нужен этот дом.

Раздаточный материал – карточки с перелётными и зимующими птицами

Воспитатель: Изображение, какой птицы вы обвели?

Дети: Скворца

Воспитатель: Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко. Когда они возвращаются? Дети:

Воспитатель: А ещё какие птицы прилетают к нам весной? Как их назвать одним словом? Дети: Весной

Воспитатель: Почему весной возвращаются перелётные птицы?

Дети: Появляются насекомые для их питания.

Воспитатель: Как можно назвать перелётных птиц, которые питаются только насекомыми? (насекомоядные). Как назвать птиц, которые питаются зёрнами? (зерноядные). Каких птиц можно назвать зерноядными?

Дети:

Воспитатель: Какое основное занятие весной у птиц?

Дети: Откладывание яиц, выведение птенцов.

Воспитатель: Происходит это весной потому, что большое значение для пробуждения птиц к размножению имеет освещённость, большая продолжительность светового дня и, конечно, достаточное количество корма.

У скворцов есть жилище, а где будут жить другие перелётные птицы?

Дети: Гнёзда.

Зачем нужен им дом-гнездо?

Дети: Оно необходимо чтобы отложить яйца.

Опыт с яйцом:

Дети выкладывают на ровную поверхность яйцо, оно катится, чтобы его остановить, надо сделать гнездо из палочек.

Воспитатель: Гнездо необходимо, чтобы отложить яйца и высидеть птенцов, выкормить их. Гнездо защищает и предохраняет яйца от хищников и непогоды. Гнездо также необходимо для того, чтобы в нем жили птенцы, пока они не научатся летать. К числу приспособлений следует отнести и ту особенность, что птенцы открыто гнездящихся птиц не подают голоса, в то время как находящиеся в безопасности птенцы дуплогнездников дружно пищат при каждом прилете родителей с кормом.

Воспитатель: Какие птицы не строят себе гнёзда, а используют уже готовые чужие гнезда?

Дети: Кукушка, воробьи, совы

Воспитатель: Из чего строят гнезда птицы?

Дети: Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.

Воспитатель: Где птицы строят свои гнезда?

Дети: На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах.

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в виртуальный Музей птиц и познакомиться с видами гнёзд разных птиц.

Рассматривание гнёзд в виртуальном Музее «Птичьи дома»

Типы гнёзд. Форма и местонахождение птичьих гнезд зависят от вида птицы, ее повадок и инстинкта заботиться о потомстве. Птицы строят свои гнё зда сами и защищают их по-разному: одни строят их в недоступных для многих врагов местах, другие - хорошо их маскируют. Они строят гнезда на земле и на деревьях, на камнях и в скалах, на открытой местности или в укромных от посторонних глаз уголках. Форма гнезд различна, они могут быть похожи на чаши или мешочки или быть почти плоскими, застеленными камешками, травой или птичьим пухом.

Игра «Чей дом?» раздаточный материал

Воспитатель: У меня есть интересная игра для вас – «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.

Грач вьёт гнездо на дереве.

Ласточка строит гнездо под крышей дома из комочков сырой земли или в земле на берегу (береговая).

Журавль строит своё гнездо на земле, среди кустов.

Лебедь вьёт своё гнездо около воды, в траве.

Скворец вьёт своё гнездо в скворечнике.

У кукушки нет гнезда. Она откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов. Дятел выдалбливает себе дупло в дереве. У ткачика гнездо самое необычное, оно сплетено из травы и свивает он его с ветки вниз. Гнездо орла сделано из толстых сучьев и помещается на толстой сосне. Аист строит своё гнездо на крышах различных строений человека, на столбах, на обломанных верхушках деревьев вблизи водно-болотных угодий. Аисты вьют гнезда из крупных веток и сучьев, а лоток выстилают старой травой, соломой или сеном. Бывает, что в гнезде в качестве выстилки используется старое тряпье, бумага и шерсть.

Соловей вьёт своё гнездо на кустах на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов

(Дети по серии картинок определяют гнезда птиц).

Физминутка

Игра «Найди свой дом»

На полу 3 обруча, внутри каждого лежит геометрическая фигура-гнездо: круг, треугольник, овал. Дети-птицы по сигналу находят своё гнездо по форме: скворцы-треугольник, грачи - круг, журавли – овал.

Воспитатель: Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?

Дети: Отложить яйца, вывести птенцов.

Воспитатель: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их?

Дети: Мама-птица, самка.

Воспитатель: Кто заботится, кормит маму и птенцов?

Дети: Папа, самец.

Воспитатель: Кто вскармливает и растит потомство?

Дети: Родители, обе птицы.

Воспитатель: Птицы откладывают разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета. У птиц, которые вьют свои гнёзда на земле, яйца имеют окраску, маскирующую их. Яйца птиц, устраивающих гнёзда в дуплах, окрашены в светлые тона, чтобы их можно было видеть в полной темноте. У дуплогнездников и других закрыто гнездящихся птиц, у которых кладка яиц спрятана от посторонних взоров в дупла, земляные норы и иные закрытые места, окраска яиц имеет более яркие тона, без пятен и крапинок. Исключение представляют синицы, которые хотя и гнездятся в дуплах, но яйца их имеют пеструю окраску. Сравнительно яркая окраска яиц наблюдается и у некоторых открыто гнездящихся видов, но только в тех случаях, когда насиживающая птица при уходе с гнезда на кормежку прикрывает яйца тем или иным маскирующим материалом. Так, например, утки маскируют яйца защитно окрашенным пухом, выщипанным из груди; некоторые куриные — листьями; поганки — водяными растениями, выдернутыми из воды по соседству с гнездом.

Задание «Сосчитай и разложи» (раздаточный материал)

1. Сосчитайте, сколько яиц в гнездах, положите соответствующую цифру. Какие цифры пропущены?

2. Сложите целое яйцо из скорлупок (из бумаги).

3. Разложите нарисованные гнезда с яйцами по величине, от самого маленького до самого большого.

Воспитатель: Ребята, а как называются детёныши птиц?

Дети: Птенцами.

Я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»

Игра с мячом «У кого кто?»

У грача -грачата, у дрозда – дроздята,

у стрижа- стрижата, у журавля -журавлята,

у кукушки-кукушата, у ласточки -ластушки,

у аиста – аистята, у галки – галчата,

у сороки-сорочата, у скворца – скворчата,

у вороны-воронята, у стрижа – стрижата,

у утки – утята.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной?

Дети: Сделать с родителями и развесить скворечники и синичники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т. д.

Воспитатель: Какую пользу приносят птицы в природе?

Дети:

Воспитатель: А какой вред?

Дети: Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.

Воспитатель: Кого можно назвать врагами птиц?

Дети: Диких животных, хищных птиц.

Воспитатель: Что произойдет, если птицы вдруг не вернуться к нам весной?

Дети: Насекомых будет больше, они будут приносить вред…

Воспитатель: Правильно ребята. Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

Воспитатель: Я вам предлагаю нарисовать экологические знаки «Берегите птиц».

Рисование экологических знаков «Берегите птиц».

Литература

1. Комплексные занятия Старшая группа под ред. Вераксы Н. Е, Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Волгоград, Издательство «Учитель», 2012

2. Интернет источник: https://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/kak-pticy-stroyat-gnezda/

Публикации по теме:

Итоговое занятие «Путешествие в Цветочный город» по познавательному и художественно-эстетическому развитию (старшая группа)Итоговое занятие «Путешествие в Цветочный город» по познавательному и художественно-эстетическому развитию (старшая группа) Цель: Выявить и закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Задачи: Образовательные: - закрепить знание детей о стране,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по станциям доброты и дружбы» старшая группа Шестакова Галина Николаевна Цель: Воспитание доброжелательности, ознакомление с миром вежливых слов и речевых оборотов. Задачи: 1. Повторить.

Конспект НОД по познавательному развитию «Самый лучший город» (средняя группа) Шестакова Галина Николаевна. Цель: уточнение и расширение информации о родном городе (главная улица и ее достопримечательности); Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа)Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа) Цель:продолжать формировать представления детей о родном городе, его достопримечательностях. Задачи:• продолжать знакомить с историей возникновения.

Конспект занятия по аппликации «Сугробы, снег на деревьях» (старшая группа) ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Аппликация) Тема: "Сугробы, снег на деревьях" Цель: создать условия для овладения приема обрывания.

Конспект по познавательному развитию «Человек. Части тела». (старшая группа) Интеграция образовательных областей: социально-коммутикативное, познавательно-исследовательское, речевая. Задачи: 1. Развивать познавательный.

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ Старшая группа. «Волшебные свойства магнита»Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ИКТ Старшая группа. «Волшебные свойства магнита» .

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с применением ЭОР по познавательному развитию (ФЭМП) Конспект НОД «В гостях у сказки», с применением ЭОР Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП) Старшая группа Цель: развивать.

План-конспект занятия по развитию речи «Бюро находок» с использованием ЭОР Тема: «Дикие животные средней полосы». Интеграция образовательных областей: Задачи: 1)Добиться умения делать длительный, непрерывный, направленный.

По познавательному развитию в раннем возрасте на тему: «Птичий двор» Вступление: Программа Образовательная деятельность осуществляется по Рабочей программе по развитию детей 2-ой группы раннего возраста, разработанной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием ЭОР «Птичий город на деревьях» старшая группа
Опубликовано: 22 мая 2017 в 21:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД