МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию с использование образовательной технологии «Ситуация» Е Ю. Протасовой

Розина Анастасия Игоревна
Конспект занятия по познавательному развитию с использование образовательной технологии «Ситуация» Е Ю. Протасовой
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по познавательному развитию с использование образовательной технологии «Ситуация» Елены Юрьевны Протасовой

в подготовительной группе

Подготовила воспитатель: Розина Анастасия Игоревна

Тема: «Экологическая проблема леса!», (Взаимосвязи в природе - «Пищевая цепочка»)

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использование образовательной технологии „Ситуация“ Е Ю, Протасовой» размещена в разделах

Цель: Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка».

Задачи:

1. Создать условия для понимания детьми взаимосвязи существования животного и растительного мира способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка»; побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем леса («Познавательное развитие»)

2. Воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым; воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе( «Социально- коммуникативное развитие»).

3. Способствовать развитию умений:

- читать схему;

- составлять модель 3 - х составляющих;

- использования речи для выражения своих суждений («Речевое развитие»)

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: презентация для занятия; видео «Лесная рапсодия»

Раздаточный материал: макеты размещения животных по типу питания, напечатанные на бумаге – 4 шт.

- карточки с изображением животных леса: лось, медведь, лиса, рысь, волк, кабан, заяц, белка

- карточки с изображением растительности;

- стрелки:

Предварительная работа: проведение тематической недели «Дикие животные средней полосы России»; знакомство с профессией зоолога; восприятие художественной литературы: В. Танасийчук «Цепочки в лесу»; проведение бесед по теме «О жизни животных»; рассматривание альбома «Животные нашего леса»

жизни животных»

Ход занятия

I этап

Введение в ситуацию. Создание условий для возникновения у детей мотивации включения в деятельность поискового характера. Формирование и фиксирование детской цели - отправиться на помощь ученому- зоологу.

Воспитатель.

- Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Скажите, как называется город, в котором мы живем?

Дети.

- Наш город называется Рыбинск.

Воспитатель.

- Правильно. Посмотрите, пожалуйста, это карта нашей Ярославской области. Какие на карте присутствуют цвета? Какого цвета больше?

Дети.

- Больше зеленого цвета.

Воспитатель.

- Как вы думаете, что обозначает на карте зеленый цвет?

Дети.

- Зеленый цвет обозначает леса, луга, поля.

Воспитатель.

- Правильно, это леса, луга. Ребята, как вы думаете, природе нужно столько лесов и лугов?

Дети.

-Да, нужно

Воспитатель

- Почему?

Дети.

- Леса- это дом для животных

Воспитатель.

- Правильно, ребята, молодцы. Вы знаете, к нам в детский сад, в нашу группу пришло письмо. Прочтем его?

Читает письмо:

- «Ребята, я ученый- зоолог Лазарева Ксения Александровна. Ко мне поступает много писем от жителей деревень, которые расположены рядом с лесом. Они жалуются на то, что зайцы объедают растения в деревне, в том числе плодовые деревья садов. Ребята, я предлагаю вам приехать ко мне на передвижную станцию и помочь разобраться с этой проблемой».

Ребята, как вы считаете, сможете ли помочь Ксении Александровне?

Дети

- Да.

Воспитатель

- Для этого нам нужно отправиться в путь…Готовы? Тогда вперед, на самолет.

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

II этап.

Актуализация знаний и умений

Воспитатель

- Все, мы приехали. Это передвижная научная станция.

Педагог переодевается в ученого- зоолога.

Воспитатель (в роли ученого- зоолога)

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Александровна, я – ученый- зоолог. Спасибо, что согласились помочь мне. В этом лесу происходят непонятные события. Гибнет растительность… От этого страдают животные…

(Показ презентации «Экологические проблемы животных леса»)

- Подойдите, пожалуйста, к столу.

- здесь лежат изображения животных этого леса. Я знаю, что вы много знаете. Помогите распределить этих животных по типу питания на группы и соответственно разместите их на макетах. На зеленое поле вы поместите травоядных, на красное- хищников, на синее- всеядных животных (в перечне изображений животных нет хищников). Работать предлагаю в парах. Выберите себе пару, для того, чтобы вам было удобно и комфортно работать. Приступайте!

Дети распределяются по парам и самостоятельно выполняют задание.

Воспитатель.

- Вы заметили что-нибудь необычное?

Дети

- На красном поле нет животных, а на зеленом- много зайцев.

Воспитатель

- Что это означает?

Дети

- Это означает, что в этом лесу нет хищников.

Воспитатель

- Правильно. С моими коллегами- зоологами мы так же предположили, что в этом лесу нет хищников, и растительность гибнет из-за большого количества зайцев. Нам предстоит вместе с Вами разобраться в этом вопросе.

Скажите, к каким источникам необходимо обратиться для того, что бы справиться с этой проблемой?

Дети

- Посмотреть информацию в книгах, интернете, спросить у взрослых, подумать и найти решение самостоятельно.

Воспитатель

- Правильно. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нужна научная информация. Я нашла ее в интернете (информация считывается воспитателем со слайда). В природе существуют последовательные связи, возникающие в экосистеме между хищниками и их жертвами. Ребята, перед вами находятся карточки с изображением составляющих пищевой цепочки. Скажите, что изображено на них?

Дети

- Трава, животные.

Воспитатель

- Какие именно животные, если делить их по типу питания?

Дети

-Травоядные и хищники.

Воспитатель.

- Правильно. Вот эту пищевую цепочку вам и предстоит выстроить.

Каждый ребенок пробует составить пищевую цепочку.

III этап.

Затруднение в ситуации.

Воспитатель.

- Ребята, у вас получилось составить пищевую цепочку?

Дети

- Нет.

Воспитатель

- Как вы думаете, почему?

Дети

- Мы не знаем последовательности. У нас затруднение.

Воспитатель.

- Что вы делаете, когда испытываете затруднение?

Дети

- Обращаемся к источникам информации (книге, взрослому человеку)

Воспитатель

- Правильно, но сейчас я предлагаю справиться с затруднением нам вместе.

IV этап

«Открытие» нового знания (способа действия)

Воспитатель

- Для начала давайте рассмотрим карточки:

1) сколько составляющих в пищевой цепочке;

2) какой знак помогает понять зависимость от питания?

3) с какой стороны читается цепочка?

Растение травоядное хищник

Дети

- в пищевой цепочке три составляющих;

- зависимость питания обозначена стрелками;

- читается цепочка слева направо.

Воспитатель

- Как вы думаете, какая карточка будет первая?

Дети

- Растения

Воспитатель

- Правильно, начать надо с растения. Растения обязательно кому- то нужны в качестве питания. Назовите этого обитателя природы!

Дети

- Травоядное животное.

Воспитатель

- Правильно, травоядное животное в свою очередь тоже служит для кого- то пищей. Подумайте и ответьте для кого?

Дети

- Для хищных животных.

Воспитатель

- Основание пищевых цепочек, их первое звено — это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками. Второе звено в цепочках — все те, кто питается растениями. Это гусеницы и мыши, зайцы и белки и такие большие звери, как олени и кабаны.

Третье звено — охотники, самые разные. Тут и мелочь вроде жуков — истребителей гусениц. Жабы с лягушками тоже здесь — они не дают слизнякам и мухам спуску. Тут и множество мелких птиц — они ловят мелких насекомых и их личинок. Здесь и ласки, и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывают. И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями.

- Вот это и есть последовательность связей, возникающих в экосистеме между хищниками и их жертвами. Это правило существования животного и растительного мира. Называется «Пищевая цепочка».

Глядя на эту последовательность, можно сделать предположение. Начните его со следующих слов: «Если исчезнет…» Продолжите фразу!

Дети делают вывод: «Если исчезнет одно звено цепочки, исчезнут все животные…»

Если дети не сделают вывод, то одну из составляющих пищевой цепочки, обозначенной на экране исключить и задать вопрос: «Смогут ли животные жить друг без друга?»

После беседы воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто быстрее?» Игра проводится с целью закрепления знаний о том, какие животные относятся к хищникам, а какие к травоядным.

Воспитатель

- Сейчас мы разделимся на 2 команды: команда мальчиков, команда девочек. Мальчики отбирают картинки, на которых изображены хищные животные, девочки – на которых изображены травоядные.

Чья команда быстрее и безошибочно справится с заданием,

та и становится победителем.

Воспитатель

- Теперь вы сможете правильно, в нужной последовательности составить пищевую цепочку? Приступайте.

(карточки с изображением растений и животных:

• растения - гусеница - птицы

• растения - мышка - сова

• растения - заяц - лиса

• растения-насекомые - ежи

• грибы - белки - куницы

• лесные злаки - лось - медведь

• молодые побеги - лось – медведь)

Дети самостоятельно выполняют задание.

V этап.

Включение нового знания в систему знаний и умений.

Воспитатель

- Теперь у вас получилось выполнить задание. Почему?

Дети

- Да. Мы знаем правило последовательности расположения животных и растений в пищевой цепочке.

Воспитатель

- Я вместе с учеными зоологами горжусь вами. Вы справились с заданием.

Теперь вы сможете выстроить пищевые цепочки этого леса. Приступайте.

Дети рассматривают картинки животных лежащие на столе.

Выполняют задание индивидуально.

Воспитатель

- Справились? Уверена, что получилось. Каким правилом вы пользовались, решая экологическую проблему?

Дети

- Правилом существования животного мира- «Пищевая цепочка»

Воспитатель

- Каким источником информации вы воспользовались для того, чтобы получить это правило?

Дети

- Сначала получили информацию из интернета, потом думали самостоятельно.

Воспитатель

- Обладая такими знаниями, вы сможете объяснить, почему гибнет растительность в этом лесу?

Дети

- Да, сможем. Растительность гибнет в этом лесу, потому что здесь нет хищников, и поэтому развелось много зайцев. А они уничтожают деревья и кусты.

Воспитатель

- Какой же выход из сложившейся ситуации в этом лесу вы сможете предложить?

Дети

- Вернуть хищников в лес.

Воспитатель

- Правильно, ребята. Что будет когда хищников станет достаточно в лесу?

Дети

- Когда хищники вернуться, восстановиться пищевая цепочка и будет соблюдено правило существования животного и растительного мира.

Воспитатель

- Спасибо, ребята, что помогли разобраться в экологической проблеме. А сейчас я предлагаю Вам посмотреть видео, которое сняли мои коллеги из жизни животных.

Просмотр видео.

Воспитатель

- За вашу помощь я сделаю вам подарок, вот вам энциклопедия о жизни животных. Вы сможете узнать много нового и интересного.

А теперь вам пора обратно в детский сад. До свидания. Занимаем места в самолете.

Самолет.

Руки в стороны- в полет

Отправляем самолет,

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре-

Полетел наш самолет.

VI этап

Осмысление

Воспитатель

- Вам понравилось путешествие, ребята?

- Скажите, где мы с вами были сегодня?

Дети

- Интересное путешествие.

- Мы были на передвижной научной станции.

Воспитатель

- Что вы делали на научной станции? Кому помогали?

Дети

- Мы помогали ученому– зоологу разобраться в экологической проблеме.

Воспитатель

- Ребята, скажите, где может пригодиться информация, которую вы сегодня узнали?

Дети

- Мы можем поделиться с родными, успешно играть в настольные игры…

Воспитатель

- Ребята, я горжусь вами! Вы молодцы!

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история»Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Мы – россияне» Образовательная.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы»Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы» Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию (рисование) для средней группы «Платьице для куклы» Цель.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Конспект открытой ОД с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы «В мире стекла» Конспект открытой образовательной деятельности с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы Тема:.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию с использование образовательной технологии «Ситуация» Е Ю. Протасовой
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 08:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использование образовательной технологии «Ситуация» Е Ю. Протасовой» (включая файлы) размещена пользователем Розина Анастасия Игоревна (УИ 545460) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД