Ефименко Юлия
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Народные промыслы Рязанского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщить детей к культуре Рязанского края, познакомить детей с такими народными промыслами как Михайловское кружево, Шиловское лозоплетения, Скопинская керамика.
Задачи:
Познавательное развитие :
- дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края. Познакомить с историей возникновения Михайловского кружева, Шиловского лозоплетения, Скопинской керамики.
Речевое развитие :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Народные промыслы Рязанского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Рязанская область, Рязань
- Темочки
- способствовать обогащению словаря и активизация в речи детей слов: Скопинская керамика, птица Скопа, кувшины, коклюшки, гончар, лозоплетение, квасник, вышивка, подсвечник, кружевница, рушник, свистульки, вручную, поселок;
- развивать речевую активность, посредством ответов на вопросы воспитателя.
Социально-коммуникативное развитие :
- создать условия для формирования уважительного отношения к изделиям народного промысла;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю;
- продолжать воспитывать интерес к познанию искусства.
Художественно-эстетическое развитие :
- развивать умение видеть красоту изделий, созданных руками человека,
- развивать художественные способности детей к декоративной деятельности,
- формировать эстетическое отношение к народному декоративно-прикладному искусству.
Физическое развитие :
- продолжать развивать ловкость, умение сопоставлять движение с текстом.
Оборудование:
- презентация;
-разрезные картинки;
-шкатулка с клубочком.
Предварительная работа:
- рассматривание альбома с иллюстрациями русских народных промыслов;
-знакомство со Скопинской керамикой, Михайловским кружевом;
-беседы о городах Скопин, Михайлов;
- чтение книг о русских народных промыслах;
- создание развивающей среды.
Ход занятия
Вот волшебный сундучок,
В нём серебряный клубок.
По дорожке красоты
Побежим и я, и ты!
- Ребята, пусть клубок, словно в сказке, поведёт нас по дорожке красоты. А мы ему поможем. Договорились? Тот из вас, к кому сейчас придёт клубок, скажет, что красивого видел дома, в гостях, по дороге в детский сад или на прогулке.
Ниточка тянись, тянись,
Красотою поделись.
(Проходит дидактическая игра «Что для тебя красота?», отвечают 5-6 детей)
Дети садятся на места.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в как называется наш родной край?
Дети: Рязанский край, Рязанская область
Воспитатель: назовите главный город нашей области
Дети: Рязань
Воспитатель: Правильно! Город Рязань!
На экране карта Рязанской области
Воспитатель: Вокруг нашего города расположена Рязанская область (показать на экране)
А вы знаете, что наша Рязанская земля богата мастерами-ремесленниками и талантливыми людьми.
Как назвать одним понятием красивые вещи, которые люди делают своими руками?
Ответы детей
Воспитатель: Я приглашаю вас отправится в путешествие к мастерам в разные города и поселки Рязанской области.
Вы посмотрите, какие изделия они изготавливают, каким промыслом прославили нашу Рязанскую область.
Воспитатель: назовите город, где мы с вами сейчас окажемся (на экране изображение Михайловского кружева)
Ответы детей
Воспитатель: как вы догадались?
Старинный Михайлов с ремеслами дружит,
Заветы умельцев своих бережет
Прославили город узоры из кружев
Рязанской земли огонек!
Кто создает это кружево? (Кружевница)
Как называется инструмент кружевницы? Из чего его делают?
Какое максимальное количество коклюшек может потребоваться для одного изделия?
Какие цвета используются для создания кружева и что они означают?
Красный цвет – заря утренняя,
Черный - мать – земля,
Зеленый – травушка – муравушка,
Желтый – солнце золотое.
Чем уникальны эти кружева?
На последнем слайде несколько изображений с кружевом, одно из которых не Михайловское
Воспитатель: мы не можем отправиться в другой город, пока не найдем ошибку
Воспитатель: А в каком городе мы оказались теперь? (на экране герб города Скопин)
Дети дают ответы
Скопин тоже славится своими мастерами и мастерицами.
Дидактическая игра «Верно-неверно»
Воспитатель произносит неверные утверждения, дети исправляют фразу:
Город Скопин получил свое название от растения
Возникновению Скопинского промысла способствовало наличие местных залежей железа
Профессия человека, который создает эти изделия называется строитель
Чтобы сделать глиняное изделие гончару требуется гладкая ровная доска
Из глины мастера делают ложки
Когда изделие застывает его можно раскрасить любой краской
После обжига керамическое изделие становится настолько прочным, что если оно упадет, то не разобьется
Воспитатель: А теперь наш клубочек отправил нас в поселок Шилово
В Рязанской области есть рабочий поселок Шилово.
Изделия из лозы, которые изготавливают шиловские мастера, знают далеко за пределами Рязанщины.
История традиционного народного промысла уходит своими корнями в середину 19 века, когда в имении князя Голицына в селе Дубровка была организована мастерская по производству плетеной мебели. Затем мастера лозоплетения начали создавать в шиловских селах артели. Промысел был возрожден в ООО «Шиловская лоза» по инициативе главы администрации Шиловского района. Сейчас выпускается около ста наименований различных изделий – от маленьких корзинок до наборов легкой и изящной дачной мебели. Замечательные художественные изделия талантливых мастеров народного искусства поражают непревзойденной техникой выполнения и целесообразностью. Они органически соединяют в себе утилитарность, декоративность и высокие эстетические достоинства. Каждое изделие радует изяществом плавных линий и будто бы наполнено золотым теплом солнечного света.
Материал для изделий выращиваются на специальных плантациях ивы. Много ивы растет возле речек, но не каждый годится для лозоплетения. Осенью, когда прекращается сокодвижение заготавливают прут. Потом варят его в кипятке, чистят, освобождают от коры и сушат. В таком виде хранят, потом замачивают прутья в специальной ванне, они становятся гибкими и пригодными для работы.
Плетение из лозы – это искусство.
Изделия из лозы можно увидеть на различных вставках и в музеях.
Ребята рассмотрите изделия из лозы.
Обратите внимание, какие они прочные, яркие, красивые, изящные и долго прослужат людям.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие по Рязанской области.
- В каких городах и районах Рязанской области мы побывали?
- О каких народных промыслах вы узнали? (Шиловское лозоплетение, Михайловское кружево, Скопинская керамика)
-Ребята, как вы думаете, зачем это все нужно знать?
- Какому народному промыслу вы бы сами хотели научиться?
Что вам понравилось больше всего?
Что было трудно или не понятно?
Рязанский край!
Ты край талантов, мастеров,
Умельцев дивных, чьи руки золотые
Творят шедевры с раннего утра
На радость людям и Отчизне!