Наталья
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Вода и её свойства
Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и её свойствах, воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие.
1. Познакомить со свойствами воды опытным путём.
2. Напомнить детям о бережном отношении к воде, так как её можно использовать неоднократно.
3. Расширять и закреплять представления о воде и её использовании.
4. Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
5. Развивать слуховое восприятие, внимание, память, способность анализировать.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
6. Учить выполнять действия по устному алгоритму.
Задачи в интеграции образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Способствовать развитию общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
• Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
• Формировать позитивную установку к различным видам труда.
Речевое развитие:
• Развивать связную, грамматически правильную речь, формировать умение высказывать собственную точку зрения.
• Обогащать активный словарь детей через знакомство с новыми словами.
• Закреплять умение выделять звук в слове.
Физическое развитие:
• Развивать мелкую моторику рук.
• Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.
Методы и приёмы:
Словесные: ответы детей, беседа, объяснение педагога.
Наглядные: показ иллюстраций, схем.
Игровые: кроссворд, дидактическая игра «Соломинка или пипетка?», «Составь рассказ», игра «Удачная рыбалка».
Практические: опыты.
Деятельность : игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, чтение художественной литературы, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа:чтение художественной литературы: Николай Грибачев «Заяц Коська и родничок», Корней Чуковский «Федорино горе», отгадывание загадок о воде и её состояниях, слушание звуков воды в природе, беседы о пользе воды для всего живого на Земле, заучивание стихов о воде, рассматривание глобуса, знакомство с круговоротом воды в природе.
Оборудование и материалы: глобус, схематическое изображение свойств воды, иллюстрация «Круговорот воды в природе», материалы для опытной деятельности: прозрачные ёмкости, игрушки из киндер-сюрприза, кусочки ткани, весы, чашки, вода, соломки, пипетки.
Ход занятия:
1 этап
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята, чтобы узнать о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии нам необходимо разгадать кроссворд. (рисунок на доске)
1. Первая буква обозначает третий звук в слове – ствол (В).
2. Вторая буква обозначает второй звук в слове – кошка (О).
3. Третья буква обозначает первый звук в слове – дом (Д)
4. Четвертая буква обозначает последний звук в слове – математика (А) .
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы отгадали кроссворд и узнали, что на сегодняшнем занятии мы поговорим о воде. (Дети проходят к столам, где стоят стаканы с водой.)
А что вы знаете о воде и её свойствах? (дети делятся знаниями из собственного опыта о том, что вода прозрачная, безвкусная, мокрая и т. д.
Воспитатель: Ребята, давайте опытным путём докажем, что мы с вами правы и действительно вода имеет такие свойства, а также узнаем о других.
1 опыт. Вода не имеет запаха.
(Цель: убедится опытным путём, что вода не имеет запаха. Оборудование : стаканчики с водой.)
- Возьмите стаканчики с водой и понюхайте. (дети убеждаются,что вода ничем не пахнет).
2 опыт. Вода прозрачна.
(Цель: убедится опытным путём,что вода прозрачна. Оборудование: стаканчики с водой, игрушка из киндер-сюрприза.)
- Возьмите в руки стаканы с водой и посмотрите, можно ли сквозь воду что -то увидеть, для точности опыта опустите в воду игрушку. (Дети видят игрушку сквозь воду и убеждаются в её прозрачности).
3 опыт. Вода способна делать предметы мокрыми на ощупь.
(Цель - убедиться опытным путём, что вода делает предметы мокрыми. Оборудование - стаканы с водой, кусочки ткани.)
Опустите кусочки ткани в стакан с водой, достаньте и потрогайте материю. (дети видят, что ткань стала мокрой.)
4 опыт. Вода имеет вес.
(Цель - убедиться опытным путём, что вода имеет вес. Оборудование - два одинаковых стаканчика, вода, весы. Опыт проводит воспитатель. Дети ведут наблюдение.)
- Наливаем в один из стаканчиков воду и ставим обе ёмкости на весы. Мы видим, что стакан, наполненный водой перевесил пустой стакан.
5 опыт. Вода принимает форму ёмкости, которую занимает. Не имеет своей формы.
(Цель- опытным путём убедиться, что вода не имеет своей формы. Оборудование: ёмкости разного вида, вода.)
- Ребята, налейте воду сначала в один сосуд, затем в другой. (дети убеждаются на опыте, что вода может принять форму любого сосуда, а своей формы у неё нет.)
6 опыт. Вода не имеет вкуса.
(Цель - опытным путём понять что вкуса вода не имеет. Оборудование - чашки и вода.)
- Дети, сейчас в чашки я налью вам воду, а вы не торопясь сделайте глоток, потрогайте воду языком и постарайтесь понять какой вкус у воды. Дети убеждаются, что вода безвкусна.
Воспитатель подводит итог, используя иллюстрации.
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, как вода появляется на Земле? (дети используя плакат рассказывают о круговороте воды в природе)
Воспитатель:
- Дети давайте рассмотрим глобус. Посмотрите как много воды на земле. (Дети рассматривают и приходят к выводу, что вода на Земле занимает больше места, чем суша.)
- А знаете ли вы, для чего нужна вода на земле?
Игра «Составь рассказ по картинкам». (Роль воды в жизни живых организмов).
- Ребята, используя иллюстрации, составьте рассказ о пользе воды.
Дети рассказывают, что растениям вода нужна для роста. Животные ее используют для питья и гигиенических процедур (купание, рыбы живут в воде. Люди используют её для питья, гигиенических процедур, для укрепления здоровья, приготовления пищи, выработки электричества на турбинах.
- Ребята, с помощью воды можно ещё и весело играть и соревноваться. Предлагаю нам немного поиграть.
Игра «Удачная рыбалка»
Оборудование : надувной мини-бассейн заполненный водой, удочки с магнитами на леске, и рыбки с магнитами.
Правила: два игрока с удочками стараются наловить в бассейне как можно больше рыб. Когда рыб не останется в воде подсчитывается количество рыб у каждого участника. Выигрывает тот человек, улов которого больше.
Игра «Соломинка или пипетка?»
- Ребята, как вы думаете если наполнять стакан водой с помощью соломинки и пипетки - кто быстрее заполнит стакан водой? Сейчас мы узнаем это с помощью опыта.
1 часть опыта - перелить воду с помощью пипетки. (засекая время)
2 часть опыта выполняется по алгоритму.
Алгоритм:
1. Поставить два стакана - один пустой, другой с водой.
2. Опустить соломинку в воду.
3. Зажать соломинку указательным пальцем сверху и переместить её в пустой стакан.
4. Снять палец с соломинки - вода вытекает в пустой стакан. Так далее, пока не перельется вся вода.
(По ходу опыта заполняется таблица.)
Дети делают вывод, что с помощью соломки воду можно перелить быстрее, чем с помощью пипетки.
Заключительная часть.
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня о воде? (дети отвечают).
Сегодня мы вспомнили с вами о том, как необходима вода для всего живого на земле. А как мы с вами можем беречь воду?
Дети отвечают:
- Закрывать кран после использования воды.
- Не мусорить, отдыхая на природе, так как этот мусор потом может попасть в водоём.
- Если увидим в водоёме мусор - необходимо его оттуда извлечь.
Воспитатель:
Вода - основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку.
Расходуй ее бережно, мой друг!