Зинаида Кравцова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Где же пятый океан?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Где же пятый океан?»
Цель.
Дать детям представления о планете Земля.
Расширять знания о роли воды, воздуха в жизни человека.
Дать детям представление о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на Земле, познакомить с некоторыми его свойствами.
Развивать умение сравнивать, анализировать, делать умозаключения.
Воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха и воды.
Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, умне5еи проводить самостоятельно опыты и эксперименты.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Где же пятый океан?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающая среда : глобус, стаканы с водой, трубочки, бумага, веера, горшки с растениями, свечи, баночки с лимоном, апельсином, чесноком, дымом, воздушные шарики, свисток, духовые музыкальные инструменты, мяч, сказка «Спор», Эмблемы для детей: тучка и солнышко.
Предварительная работа:
Наблюдения за воздухом во время прогулок
Наблюдения за ветром с помощью вертушек
Дидактические игры «Живое и неживое», «Старик – годовик»
Опыты и эксперименты с водой, снегом, льдом
Рассматривание снежинок с помощью лупы
Чтение, беседы, рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Земля – наш общий дом»
Ход занятия.
1. Вводная беседа (звучит тихая музыка).
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной
Наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется – Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой
Любимую планету!
Воспитатель. Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса.
Какие планеты вам известны еще? (Солнце, Юпитер, Сатурн, Луна и др.)
Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
Кто знает, как называется эта модель?
Воспитатель вращает глобус.
Скажите, что на глобусе обозначено голубым цветом?
Посмотрите, как много воды на нашей планете, это и моря и океаны. В них очень много воды, но она соленая и не годится для питья.
О воде мы говорили очень много на прошлых занятиях.
Скажите, сколько океанов омывают сушу? (4)
Назовите их (Северный ледовитый, Тихий, Индийский и Атлантический)
Можно на земле прожить без воды? Как вы думаете, зачем человеку нужна вода?
Дети, сегодня я хочу вам рассказать еще одну тайну. Послушайте, мы с вами живем на дне пятого океана – воздушного. Потому что наш земной шар окружен оболочкой из воздуха. Скажите, зачем на Земле нужен воздух?
Ребята, а вы знаете, как называется место, где проводят опыты и эксперименты?
Я приглашаю вас пройти в лабораторию, где мы с вами поведем разговор о воздухе и в этом нам помогут эксперименты и опыты.
Воспитатель напоминает детям правила поведения в лаборатории.
Загадка:
Такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет.
Как я уже вам говорила, воздух окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения. Как вы думаете можно увидеть воздух?
Опыт №1. Воздух везде, он невидим. Попробуйте поймать его ладонями.
Поймать его нельзя.
А зачем нужен воздух человеку?
Давайте проверим. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно.
Почему вы открыли рот и нос?
Нам нечем дышать.
Кому еще нужен воздух? (дети называют объекты живой природы)
Воспитатель. Без воздуха нет жизни. Ребята, а как вы думаете, откуда берется чистый воздух? (чистый воздух нам дают растения, листочки)
Дети, мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.
Опыт №2. Вода в стакане
а) Вначале показать пустой стакан. Что есть в стакане? (ничего нет). Есть воздух в стакане? Давайте нальем воды, накроем стакан бумагой. Если мы перевернем стакан, что будет? (ответы детей)
Вода не вытекает. Потому что атмосферное давление воздуха не позволяет воде вытекать.
Опыт №3. «В воде есть воздух»
Воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Возьмите стакан с водой и опустите трубочки – соломинки и осторожно подуйте. Что вы видите?
Вывод: Мы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.
Опыт №4 Движение воздуха.
Возьмите в руки веер и помашите перед лицом. Что вы ощущаете? Подуйте на руку. Что вы чувствуете?
Вывод: Эти ощущения вызваны движением воздуха. Движение воздуха – это ветер.
Опыт №5 «нужен ли воздух растениям?»
- горшок с цветком открытый
- горшок с цветком под банкой
Вывод: без воздуха завял цветок.
Опыт №6 «Капризы пламени»
Зажигаем свечу – горит, закрываем стаканом – гаснет
Вывод: без воздуха нет горения.
Опыт №7 «Воздух невидим»
Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Взять ароматизированные баночки и предложить детям постепенно почувствовать запахи распространяющиеся в помещении.
Опыт №8. Чтобы услышать воздух, воспитатель предлагает детям надуть шары и медленно выпустить воздух из надувного шара. Где еще может прятаться воздух и помогать человеку? (парашют, автошины, рыбацкая лодка, кислородная подушка, спасательный круг, мяч, надувной матрац, мыльные пузыри, водяной бассейн)
Опыт №9. «Воздух можно слышать»
- подуть на листок
- подуть в свисток
- в духовой музыкальный инструмент
Кто из вас и где когда-нибудь слышал гудок? Для чего он нужен?
Вывод: когда воздух дрожит – возникают звуки. Звуки появляются только там, где есть воздух.
Игра – физминутка с мячом
Земля – назвать кто обитает на земле
Вода - кто знает называет рыб
Воздух – называет птиц
Огонь – повороты кругом.
А сейчас послушайте сказку «Спор» (сценарии занятий по экологическому воспитанию Л. Г. Горькова стр. 41)
Дети, скажите, для жизни человека важен чистый или грязный воздух? Важна чистая или грязная вода? Я призываю вас охранять чистоту воздуха и воды, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. Чтобы воздух был чистым, не жечь в кострах мусор. Ведь вода и воздух – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений.
Итог. Дети, с каким новым океаном мы познакомились? Если вам сегодня было интересно, и вы многое узнали о воздухе, то возьмите на память о нашем занятии солнышко, а если было скучно и вам ничего не понравилось – возьмите тучку.