Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей подгруппе «Муравьи — защитники леса»

Алефтина Семенова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей подгруппе «Муравьи — защитники леса»

ФМБОУ СОШ с. Кривле - Илюшкино д/с «Солнышко»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей подгруппе :

«Муравьи - защитники леса».

с использованием слайд-шоу

Разработала:

Воспитатель: А. С. Семенова

Образовательная деятельность

(основная форма работы - занятие)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Муравьи - защитники леса»

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей подгруппе „Муравьи — защитники леса“» размещена в разделах

Цель: продолжать работу по экологическому воспитанию детей.

Интегрированные области: (социально - коммуникативное, речевое, художественно - эстетическое развитие).

Интегрированные задачи:

Образовательные: совершенствовать знания о муравьях, их строении, внешнем виде, образе жизни; сформировать представление о роли муравьев в жизни леса; сформировать навыки правильного поведения в природе, бережное отношение к насекомым.

Развивающие : развивать у детей интерес к занятию; развивать речь детей, выдержку, наблюдательность.

Воспитательные: формировать нравственные качества: доброту, заботу о слабых ; воспитывать чувство товарищества и желание помогать другим.

Предварительная работа:

Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет, В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Заучивание стихотворения З. Александровы «Муравей нашел былинку». Отгадывание загадок о муравьях.

Беседы: «Кто самый сильный из насекомых?», «Муравьи – защитники леса», «Муравьи – предсказатели погоды».

Наблюдение за насекомыми на участке детского сада; загадывание загадок о муравьях; упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник»; рисование «Нарисуй муравья» (рассматривание особенностей внешнего вида насекомого).

Работа с родителями:

Беседа об актуальности экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Просмотр с детьми мультфильма «Гроза муравьёв».

Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Совместно с родителями загородить муравейник возле детского сада.

Средства: ноутбук, иллюстрации с изображением муравья и муравейника. Природный материал: веточки, хвоинки, сухие листья, клей ПВА, макет муравейника из картона. Пенёчки, искусственные ёлочки, цветы из бумаги.

Организация занятия : дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня будет занятие, которое называется: «Муравьи - защитники леса». Чтобы узнать, почему их так называют - мы с вами отправимся в лес. А, чтобы туда попасть, нам надо произнести волшебные слова.

Я буду читать стихотворение, и показывать упражнение, а вы повторяйте за мной.

Возле своих стульчиков.

Тёмный лес, старый лес - Широко разводят руками дети в стороны

Полон - сказочных чудес! - Повороты вправо и влево с вытянутыми руками

Я иду играть сейчас - Ходьба на месте

И зову с собою вас.

У сосны, где синий лес,

Поднял ветви до небес,- Руки поднимают вверх

Где ручей журчит в овраге,- Приседают и делают руками волны

Где медведь рычит в берлоге,- Изображают рёв медведя

Там найдете ваше чудо!

Пусть же вам помогут ноги! - Ходьба на месте

Ждет нас на лесной опушке - Низко наклоняются и присматриваются

Муравьишка - шустрый,

Муравьишка - работяга. Ходьба с движением «Что-то несут на плече»

Без работы, хоть убей – Разводят руками

Жить не может муравей.

Воспитатель:

Итак, ребята, куда мы пришли?

Дети: мы пришли в лес.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как здесь красиво. Много деревьев, цветов, и какой свежий воздух в лесу!

Воспитатель:

Ребята, так как мы в лесу, садитесь каждый на свой пенек.

Дети садятся.

Ребята, кто нам встретился на пути и ждал нас на лесной опушке?

Дети: На лесной опушке ждал нас муравьишка.

Воспитатель:

Молодцы, правильно. Ребята, посмотрите - мы о нем вспомнили, а он тут как тут.

Показ слайда № 2 с изображением муравья.

Воспитатель:

Муравей – это животное, птица или насекомое?

Дети: насекомое.

Воспитатель:

Почему, муравей – это насекомое?

Предлагает рассмотреть муравья.

Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть него?

Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 ножек. На голове глаза, усики.

Воспитатель:

Правильно. У муравья, как и у всех насекомых - главными признаками в строение считается: 6 ног, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко.

Ребята, муравьишка заблудился, давайте ему поможем добраться до дома.

Дети: обязательно поможем.

А вы знаете, как называется жилище муравья?

Дети: Дом у муравья называется муравейник.

Показ слайда № 3 с изображением муравейника.

Воспитатель:

МУРАВЕЙ

Стоит на горе домишко,

Ползет туда муравьишко,

Он тащит соломинки, щепки,

Чтоб дом получился крепким.

Вокруг суетятся братишки –

Старательные муравьишки,

Несут в муравейник они червячка,

Букашку, жучка, паучка.

Кто строит, кто кормит детишек –

Крошечных муравьишек.

Вот так – целый день в работе,

В трудах, беспокойстве, заботе.

Правильно – муравейник. Ребята, его еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из надземной части (насыпкой) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат).

Как устроен, ребята, муравейник снаружи, из чего строят его муравьи?

Дети: Муравьи строят дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.

Показ слайда № 4 с изображением хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.

Воспитатель:

Правильно. Как устроен муравейник внутри, ребята?

Дети: Дом состоит из множества ходов и выходов (камер)

Показ слайда № 5 с изображением муравейника в «разрезе».

Воспитатель:

Правильно.

«Солярий» – это камера, которая нагревается лучами солнца. Весной, забегают муравьи сюда погреться.

«Зимовальная камера» - почему ее так называют?

Дети: В этой камере собираются муравьи, чтобы переждать холода.

Воспитатель:

Муравьи собираются в большой ком и греются друг об друга.

«Царская камера» - живет здесь мать, королева - муравьиха, откладывающая яйца.

«Мясная камера» - почему ее так назвали?

Дети: здесь хранят свою добычу муравьи (гусениц, бабочек).

Воспитатель:

Еще здесь есть туалетные камеры, детские». Муравьи содержат свой дом в чистоте. У некоторых муравьев есть под ротовые сумки. Они складывают мусор во время уборки туда, а потом выносят его в специальные камеры.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, наш муравьишка совсем ослабел, он хочет пить.

Как вы думаете, где в лесу можно добыть воду?

Дети: Из речки, родника.

Показ слайда №6 (роса на листочке, на паутине)

Давайте попоим муравьишку росой. Хорошо, но чтобы у него появились силы - его нужно покормить. Ребята, вы знаете, чем питаются муравьи?

Дети: Гусеницами.

Воспитатель: Правильно, а ещё они поедают тлей, бабочек, а значит - они уничтожают вредителей леса и, поэтому их называют защитниками леса. Ребята, а вы знаете, кто ещё питается вредными насекомыми?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Молодцы! Птицы тоже защитники леса и их, как и муравьёв, нужно оберегать.

Показ слайда №7 (с изображением гриба)

Воспитатель: Мы не станем ловить гусениц, чтобы покормить муравьишку. Покормим его кусочком гриба. Вот, теперь муравьишка набрался сил и может идти дальше.

Игра «Кто быстрее построит муравейник

Для этой игры мы должны превратиться в муравьев. Закрыли глаза и медленно, кружась, произносим волшебные слова: «Никого я не боюсь, в муравья я превращусь», а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек!

Дети строят дом из веточек, хвоинок, сухих листьев. Наклеивают на макет из картона.

После игры садятся на свои места.

Воспитатель:

Ребята, вот и дошли мы до муравейника, посмотрите, как обрадовались муравьи, что их муравьишка нашёлся.

Показ слайда № 8

Муравьи, живут в муравейнике - большой дружной семьей - где каждый муравей выполняет свою работу. Как вы думаете, чем могут заниматься муравьи?

Дети: Одни муравьи ухаживают за потомством – это рабочие муравьи (няньки).

Воспитатель:

Охраняют муравьиный терем – муравьи-солдаты (охранники).

Показ слайда № 9 с изображением муравьёв-солдат.

Муравьи, которые строят дом – это муравьи-строители.

Показ слайда № 10 с изображением муравьёв-строителей.

Муравьи, которые добывают пищу – охотники.

Показ слайда № 11 с изображением муравьёв-охотников.

Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение?

Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.

Воспитатель:

Начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью, муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается, и муравейник снова оживает. Пользу или вред приносят муравьи?

Дети: Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки.

Воспитатель:

Правильно. Где много муравьев, не будут жить такие насекомые, как пилильщик, тля и другие. В природе муравьев называют санитарами леса. Ребята, раз муравьи приносят пользу. Как надо заботиться о муравьях?

Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.

Воспитатель:

Правильно. Лесники, огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этому маленькому народу. Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом.

Показ слайда № 12 с изображением бережного отношения к муравейнику.

Заключительная часть: Ребята, о каком насекомом мы сегодня беседовали? Кого встретили в лесу?

Что интересного и нового узнали о муравьях?

Что понравилось на занятии?

Итог занятия : Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно все слушали.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Защитники природы в древности: кто они такие» для детей 6–7 лет Цель – создание условий для приобщения детей к истокам русской экологической культуры; Задачи Обучающие: 1. – формировать представление.

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей подгруппе «Путешествие в сказочный лес» Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей подгруппе «Путешествие в сказочный лес» Воспитатель: Редько М. П. Программное содержание:.

Конспект итогового занятия в старшей подгруппе коррекционной группы «Индивидуальная работа по автоматизации звука [Ш]» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш продолжать учить правильно произносить звук.

Конспект по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша «Помощь жителям леса» Цель: организовать познавательную деятельность детей, направленную на формирование предпосылок логического мышления;.

Конспект занятия по развитию речи с использованием пластилинографии «Осенние дары леса — грибы» для детей старшей группыКонспект занятия по развитию речи с использованием пластилинографии «Осенние дары леса — грибы» для детей старшей группы Цели деятельности педагога: - создать условия для развития и закрепления представлений детей об осеннем лесе, грибах, особенностях внешнего.

Конспект занятия «Этот загадочный космос» в старшей подготовительной подгруппеКонспект занятия «Этот загадочный космос» в старшей подготовительной подгруппе онспект занятия: «Этот загадочный космос» Цель: познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Друзья из леса» Цель: расширение представлений детей о диких животных. Задачи: образовательная: • учить детей играм, направленным на закрепление представлений.

Проект «Защитники леса» Матрица проекта 1. Название проекта «Защитники леса». 2. Тематическое поле «Ребенок и природа»,»Лес» 3. Проблема. Отсутствие экологической.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Муравьи — санитары леса»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Муравьи — санитары леса» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Муравьи – санитары леса»Воспитатель:Цель: углублять знания детей о муравьях,.

Конспект занятия в средней группе «Защитники Отечества» по познавательному развитиюКонспект занятия в средней группе «Защитники Отечества» по познавательному развитию В нашей группе "Фиксики " проходило занятие, посвященное приближающемуся празднику "23 февраля" (познавательное развитие). Задачи: Сформировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей подгруппе «Муравьи — защитники леса»
Опубликовано: 2 марта 2019 в 20:39
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД