МАМЧУЕВА АЛЬБИНА ТОХТАРОВНА
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Мир камней»
Альбина Тохтаровна
Цель:
Закрепление умения определять качества и свойства предметов путём исследования
задачи:
- познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;
- вызвать радость открытий полученных из опытов.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе „Мир камней“» размещена в разделах
- формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.
- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
- формировать устойчивый познавательный интерес и поддерживать поисковую активность в совместной деятельности детей.
- развивать связную речь внимание, память.
- Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи в природе, выводы.
- дать и уточнить знания с опорой на опыты.
- побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения.
работы с увеличительными приборами.
- развивать сенсорные способности.
- закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
- воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
- воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.
- воспитывать у детей интерес к обследованию камней, любоваться ими.
Словарная работа: камень, твердый, гладкий, шероховатый, холодный, мокрый, сухой, легкий, маленький, большой, прочный, тонет.
Материал:
поделки (фартуки, ящик ощущений, различные камни, миска с водой, лупы, салфетки, шкатулка с сокровищами, набор схем – рисунков, аудиозапись с таинственной музыкой, глобус, лейка, песочные часы.
Методы и приёмы:
Игровой: игровые упражнения, дидактическая игра.
Словесный: рассказ воспитателя, вопросы воспитателя, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия.
Практический: игровая ситуация, динамическая пауза, самостоятельная и творческая работа детей.
Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке, собирание коллекции камней, строительные игры с использованием камней на прогулке, хождение по камням для массажа ног, рассматривание иллюстраций с изображением гор и горных ландшафтов, чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок».
Ход занятия:
Ребята, я пришла не с пустыми руками, посмотрите, это волшебный мешочек, в нем что – то лежит.
Дидактическая игра: «Волшебный мешочек».
- Мы сейчас узнаем, что в нем лежит. Дети, надо на ощупь определить, что находится внутри.
Дети подходят к столу и руками определяют на ощупь содержимое ящика. Ответы детей.
Посмотрите сколько камешков там лежит (много, все они такие красивые и разные. Сегодня мы поговорим о камнях и обследуем их. Приглашаю детей в лабораторию под названием «В гостях у Любознайки».
Динамическая пауза:
По дорожке мы пошли. Много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, гладких камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли
И с собой все принесли.
- Сейчас я познакомлю вас с камешками, узнаем о них.
Камни встречаются повсюду. Где? Ответы детей (на дорогах, в лесу, на участке, на даче, на стройке, на берегу). Да, камни можно найти на берегах рек, озер, морей. Наши камешки собраны у подножья сказочных гор.
Воспитатель предлагает детям по удобнее занять места у столов.
- Для того, чтобы проводить опыты нам надо надеть рабочую одежду халатики. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?
(Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа: глаза, уши, пальцы.)
- Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносам. Самыми первыми работают наши глаза.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Воспитатель: Ребята, внимательно осмотрите глазами все камни, какого они цвета?
Предполагаемые ответы детей.
Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.) .
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает схему – рисунок № 1).
Опыт 2. Определение жесткости камня
А теперь возьмите в правую руку пластилин и сожмите, а в левую камешек. Что произошло с камешком, а что с пластилином? Почему? Попробуйте постучать комочком пластилина о камешек, и двумя камешками друг о друга. В чем разница?
Вывод. Камень тверже пластилина. Если пластилин сжать в ладошке, он изменит форму, а камень нет. Из пластилина мы лепим разные фигурки, он мягкий, а из камешков ничего лепить нельзя.
Опыт № 3. Определение размера.
Воспитатель: спрашивает: «Все камни одинакового размера?»
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Найдите и покажите мне ваш самый большой камень.
-А теперь найдите самый маленький.
-Амир, какой у тебя камень?
Предполагаемые ответы детей.
Аналогично предлагаю найти самый красивый (по их мнению) и самый невыразительный, простой камень.
Воспитатель: Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.
Воспитатель: Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров. (Воспитатель показывает схему – рисунок № 2)
Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Самомассаж для пальцев рук «Ладошка»
Разотру ладошку сильно - Растирающие движения ладонью об ладонь.
Каждый пальчик покручу - Закручивающие движения пальцами одной руки
вокруг пальца другой.
Поздороваюсь с ним сильно – Сгибаем и соединяем попеременно пальцы
правой и левой руки.
И вытягивать начну - Вытягивающие движения вдоль фаланг каждого
пальца.
Руки я затем помою - Растирающие движения ладонью об ладонь.
Пальчик к пальчику сложу – Соединяем пальцы правой и левой руки.
На замочек их закрою - образуют замок.
И тепло поберегу - сохраняя тепло в ладонях.
Опыт № 4. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень. Это галька. Повторите, как он называется?
- Возьмите в руку гальку, какая она на ощупь?
Дети: Гладкая, ровная, твердая.
Воспитатель: Почему у этого камня нет острых углов? Как вы думаете?
Выслушиваю любые ответы детей.
-Камень галька гладкий потому, что находится всегда в воде, в реке, в море. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.
-Возьмите два маленьких камешка в ладоши, потрите их. (Показываю)
-Вот так вода в море или в реке двигает камни, и постепенно острые углы стираются, и камни становятся гладкими.
- А теперь найдите шершавый. Какой он на ощупь?
Предполагаемые ответы детей.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. (Воспитатель показывает схему – рисунок № 3)
Опыт № 5. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: Что интересного вы увидели ребята?
Предполагаемые ответы детей.
(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.)
- Дети вы любите играть с камешками, а разве можно с ними играть, строить, делать поделки?
На дне озера, моря лежит много камней, разных камней, мы это доказали. Многие взрослые и дети любят бросать камешки в воду. А мастера. умельцы своего дела делать из них настоящие шедевры. А сейчас я приглашаю вас посмотреть, какие красивые вещи делают из камней Воспитатель: Молодцы, очень внимательные дети.
Физкультминутка. Дети выполняют движения, соответствующие стихотворению:
По дорожке мы шли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой в садик принесли.
Воспитатель: Ребята, давайте продолжим свои опыты.
- У меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами.
-А что делают весами?
Предполагаемые ответы детей. Взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Воспитатель: Возьмите камни в ладошки и определите самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. (Воспитатель показывает схему – рисунок № 4)
Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Ответы детей.
Опыт № 6: Определение температуры.
Воспитатель: Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать?
Предполагаемые ответы детей.
(Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные. (Воспитатель показывает схему – рисунок № 5)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину?
(Предложения детей.)
Опыт № 7. Плавучесть.
Воспитатель: Возьмите понравившийся вам камень и осторожно опустите в воду.
(Дети подходят к миске с водой, осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта).
Воспитатель: Дети, обратите внимание, по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. (Воспитатель показывает схему – рисунок № 6)
Дети приводят рабочее место в порядок снимают халатики.
Воспитатель: А теперь закройте глаза. Звучит таинственная музыка. Представьте, что вы альпинисты, это профессия людей, которые поднимаются в горы. Наденьте снаряжения и поднимайтесь в горы.
- Будьте осторожны!
- Поднялись?
- Что вы видите? (Дети делятся впечатлениями).
- А теперь осторожно спускаемся с гор.
В то время на подножье горы воспитатель ставит мешочек с сокровищами. Дети открывают глаза, раскрывают мешочек в котором находятся значки «Юных исследователей».