Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет «Забавы вокруг печки»

Татьяна Морозова
Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет «Забавы вокруг печки»

• Пр. сод. Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью – главной частью избы.

• Эффективно тренировать артикуляцию звуков

• Способствовать приобретению навыков правильной речи

• Исправлять дефекты речи

развивать фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет „Забавы вокруг печки“» размещена в разделах

Ход занятия.

I. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что самое главное было в старину в русской избе? Отгадайте загадки. (Дети сидят)

«Бабушка седа – бела, зимою всем мила,

А как лето наступает, про бабушку забывают»

«В избе изба, на избе труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идёт»

«Толстая Федора наедается не скоро,

Но зато когда сыта, от Федоры теплота»

Показ печи на доске.

Воспитатель: Да, ребята, это печь. Появилась она давно, очень давно. Когда – то на Руси в старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину её занимала русская печка.

Показ картинок из художественной книги.

Воспитатель: Подумайте, ребята, зачем нужна была печь в те далёкие времена?

Отвечать будет тот, кому я брошу мяч. Если он не ответит, то вы ему поможете. Ответы детей.

Воспитатель: (подводит итог). Затрещит мороз на дворе. Завоет ветер в трубе. А в избе у печки тепло и уютно. На печи удобно спать старикам и детям. Печь служила не только для обогрева. А ещё в русской печи готовили еду, пекли хлеб и пироги, варили квас и пиво, в печи сушили грибы и ягоды, на печи сушили одежду и обувь, а еще в русской печи мылись! Печь служила для приготовления пищи: от наваристого борща и ухи — до рассыпчатой каши и тушеного картофеля, от сушеных грибов и фруктов — до душистого хлеба, от топленого молока и ряженки – до сдобных калачей и прочей выпечки. Русская печь всегда выступала и как своеобразный элемент интерьера, а в частности была своего рода мебелью. В русской печи всегда имелись многочисленные полочки и ниши, для хранения всевозможной посуды и домашней утвари. Русская печь использовалась и для освещения помещения, ведь разгоревшегося в печи пламени, вполне достаточно было, чтоб осветить помещение поздним вечером. Все её качества народ старался отразить в русском народном творчестве, а именно в загадках.

«Стоит девица в избе, а коса на дворе»

«Лето придёт - не глядят на неё. Зима настанет, обнимают её»

«Зимой много ест, летом много спит»

«Тело тёплое, крови нет»

«Сесть на неё, сядешь, а не везёт»

«Внутри огонь горит, из трубы дым валит»

«Кашу варят, блины жарят»

II. Воспитатель: У печи велись беседы, а сколько сказок было на печи рассказано зимними вечерами.

В каких сказках упоминается печка? Давайте вспомним.

Дети отвечают. Подходят к доске с иллюстрациями.

Рассматривание иллюстраций из сказок.

В сказке «Гуси – лебеди» печка спасает Алёнушку и Иванушку.

В сказке «По щучьему велению» Емеля едет на печке.

В сказках «Колобок» старуха печёт в печи колобок, «Каша из топора» солдат варит в горшке кашу».

В сказке «Маша и медведь» Маша пироги печёт в печи для бабушки и дедушки.

В сказках «Жихарка» и «Баба Яга» Баба Яга пытается посадить в печь на лопате Иванушку.

В сказке «Крылатый, мохнатый, масляный» Блин готовит щи в печи.

В сказке «Царевна – лягушка» Иван – царевич сжигает шкуру лягушки в печи.

В сказке «Волк и 7 козлят» один козлёнок прячется под печку.

В сказках «З медведя», «Снегурушка и лиса», «Морозко», «Курочка Ряба», «Снегурочка» тоже в избе есть печь.

Дети садятся на стулья.

III. Воспитатель:

Про печку сложили много пословиц, поговорок, скороговорок/

На печи и зимой красно лето.

Печь нам мать родная.

В лес не ездишь, так на печи замёрзнешь.

Бог не пошлёт калачи, если лежать на печи.

Как вы думаете, почему у печи всегда лето? (тепло от печи)

Почему, если в лес не поедешь, то на печи замёрзнешь? (печь топят дровами, а где лес, там дрова)

Почему не получишь калачи, если будешь лежать на печи? (если будешь лениться, то будешь голодным)

А как вы думаете, почему так говорят:

Январь подкладывает дрова в печку. (на улице мороз, нужно сильнее топить печку, нужно больше дров)

А сейчас, ребята, послушайте скороговорку:

Пётр в печи пёк калачи.

1. Для начала проговорим скороговорку медленно. Ваша задача: научится четко произносить каждый звук каждого слова. (дети говорят)

2. Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Давайте скажем тихо, а теперь пропоём.

Можно проговаривать скороговорку с разными интонациями.

Давайте спросим: Пётр в печи пёк калачи. Где?

И ещё раз с другой интонацией: Пётр в печи пёк калачи. Что?

И ещё раз: Пётр в печи пёк калачи. Кто?

Главное при этом — четкое произношение всех звуков.

Внимательно следите за этим.

3. А теперь попробуем проговорить предложение быстро. 3 раза.

Хорошо, молодцы.

IV. Воспитатель:

Ребята, а какие угощения нам дарит печь?

Как вкусны и каша, и щи, да и пироги самые румяные. Приготовленные в русской печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше так и говорили: «Всё, что в печи, - на стол мечи» Русские люди очень гостеприимны и встречали гостей радушно, стараясь накормить, напоить досыта.

У русского народа есть такие приметы :

Упал уголь из печи - гости на двор.

Физминутка.

Вот стоит избушка (складываем ручки крышей,

а вокруг – забор (растопыриваем пальчики).

Заперта избушка на тугой засов (потираем ладошки).

Постучим в ворота (стучим кулаком в ладошку,

может, кто придет (ходим пальцами по столу).

И стакан водички (складываем ладошки стаканчиком) выпить принесет

V. Воспитатель:

Вот и к нам кто – то пришёл в гости. (внести котика)

А котенька нам что – то принёс. Подойдите ко мне поближе. Что это? Да, это письмо. Давайте прочитаем. (открыть конверт)

Здесь написана потешка, прочитав которую мы узнаем, что принёс нам котенька.

Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл.

На печи калачи, как огонь горячи.

Пряник пекутся, коту в лапки не даются.

Ответы детей : каша, калачи, пряники.

В. Что делал кот на печи? Почему пряники коту в лапки не даются?

(в печи огонь, там горячо)

Из печки в старину доставали с помощью ухвата. Ухват, или рогач — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

А сейчас котик угостит вас пряниками, которые испекла нам печь.

Давайте поблагодарим котика за гостинцы.

Физминутка

Кот Тимоша жил на крыше (руки поднять вверх)

Ниже, в доме, жили мыши (наклон вперёд, руками дотронуться до пола)

По стене взбирались мыши (руками «шагать» от щиколотки

вверх по голени к коленям по бедру)

Не боясь кота на крыше.

VI. А мы с вами нарисуем печку, кто какую захочет.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Пересказ сказки «Репка» Пересказ сказки «Репка» Задачи: — связная речь: учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; — словарь и грамматика:.

Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей младшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с домашними птицами;учить называть и различать птиц;понимать и отвечать на вопросы воспитателя. Ход занятия:Воспитатель:.

Конспект занятия по развитию речи «Кошка с котятами» для детей младшей группыКонспект занятия по развитию речи «Кошка с котятами» для детей младшей группы Тема: «Кошка с котятами» Задачи: знакомить детей с домашними животными: кошкой и котенком, учить называть части игрушки, учить отвечать.

Конспект занятия по развитию речи «Поможем ежику» для детей средней группы Задачи: продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса: где живет ежик, зачем ему колючая шубка, что делает ежик зимой, учить образовывать.

Конспект занятия по развитию речи «Про трех снеговиков» для детей средней группы Задачи: продолжать учить детей слушать внимательно художественное произведение, запомнить содержание сказки, пересказывать, сочинять свою.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Фотоотчет о познавательно-игровой программе «С печкой, у печки и вокруг печки»Фотоотчет о познавательно-игровой программе «С печкой, у печки и вокруг печки» Цель: приобщение детей к народным традициям и культуре, продолжать знакомство детей с предметами русского быта, с русской печью. Интеграция.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет «Забавы вокруг печки»
Опубликовано: 27 января 2020 в 23:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД