Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на основе ТРИЗ технологий

Инга Григорьевна
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на основе ТРИЗ технологий

Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста используя игры на основе ТРИЗ технологий.

Задачи:

- закрепить в словаре детей понятие антонимы;

- продолжать учить образовывать прилагательные;

- развивать слуховое и зрительное внимание, словесно-логическое и пространственно-образное мышление;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на основе ТРИЗ технологий» размещена в разделах

- стимулировать детей к результативной деятельности через похвалу и поощрение.

Предварительная работа:

- разучивание разминки «Мы самолеты»;

- рассматривание альбомов с животными и природой Африки;

- просмотр отрывков из мультфильмов «Каникулы Бонифация» и «38 попугаев»;

- использование игр технологии ТРИЗ «Да-Нет», «Хорошо-плохо» в совместной деятельности.

Материалы, оборудование, пособие:

- интерактивная доска;

- предметные и сюжетные картинки по теме «Африка»;

- видеопрезентация;

- резиновые балансировочные полусферы;

- карта;

- книга про животных и природу Африки.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

Цель: активизировать внимание детей.

Воспитатель показывает детям большой конверт.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что сегодня утром я нашла у нас в группе. Это конверт. Хотите узнать от кого он? Откроем его?

Дети. Да. Откроем его.

Воспитатель открывает конверт и достает письмо.

Воспитатель. «Здравствуйте ребята, меня зовут обезьянка Чи-Чи, я живу на красивом континенте Африка, в джунглях. У меня пропал друг. Я очень скучаю по нему. Помогите его найти. В путешествии по Африке вам поможет карта, которую вы найдете в конверте».

Воспитатель. Ребята, поможем Чи-Чи?

Дети. Конечно поможем!

Воспитатель. Как вы думаете, на каком транспорте быстрее всего можно попасть в Африку?

Дети. Быстрее всего в Африку мы попадем на самолете.

Воспитатель. Правильно, сегодня мы оправимся в путешествие на самолете.

Воспитатель с детьми произносят слова, сопровождая их движениями. На экране появляются картинки лесов, рек, морей.

Двигательная разминка «Мы самолеты»

Отправляемся в полет,

Путешествие нас ждет! (Строятся в колонну)

Все готово для полета

Руки - крылья самолета (Прыжком расставляют ноги на ширину плеч, разводят руки в стороны).

Загудел наш самолет (Полуприсяд, (СЛАЙД ЗВУК)

Слышите мотор ревет? («Вертелочка» руками)

Край родной мы оставляем (Машут правой рукой).

Вы готовы?

Мы взлетаем! (Бегут друг за другом). (СЛАЙД)

В небе высоко парим,

Над морями мы летим.

Скорость убавляем.

К Африке подлетаем! (Садятся на правое колено) (СЛАЙД)

Вот и Африка, друзья! (Сидя, рука правая вверх в сторону, затем левая)

Здравствуй, Африка моя!» (Встают, рука правая вверх в сторону, затем левая, потом обнимаем себя перекрестно)

II. Основная часть.

Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста используя игры на основе ТРИЗ технологий.

Звучат звуки Джунглей, на экране меняются слайды с природой Африки.

Воспитатель. Вот мы и прибыли в Африку. А вы знаете, что в Африке никогда не бывает зимы, здесь круглый год очень жарко, светит солнце, и лишь иногда бывают дожди. А какие животные обитают в Африке?

Дети. Слоны, жирафы, крокодилы, зебры и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором животные объединены парами.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на экране животные Африки, они объединены в пары. Подберите к каждой паре слова противоположные по смыслу.

На экране меняются слайды, дети называют антонимы.

- У жирафа длинная шея, а у носорога короткая.

- У обезьяны тонкий хвост, а у тигра толстый.

- У слона большие уши, а у зебры маленькие.

- У бегемота широкая спина, а у льва узкая.

- У крокодила короткие ноги, а у зебры длинные.

- Тигр смелый, а страус трусливый.

- Гепард бегает быстро, а черепаха медленно.

- У слона ноги толстые, а у жирафа тонкие.

- Обезьяна маленькая, а слон большой.

Воспитатель. Молодцы, вы справились с заданием. Да, Африка очень большой континент и здесь обитают очень много животных, но как же нам найти здесь обезьянку?

Дети. Нам поможет карта.

Воспитатель. Конечно, мы воспользуемся картой. А вы умеете пользоваться картой? И как узнать в какую сторону нам идти?

Дети. Идти по стрелочкам.

Воспитатель. Правильно, мы пойдем по стрелкам, которые нарисованы на карте. И первое что нам нужно – это пройти по тропинке. Тропинка длинною в несколько шагов, посчитайте по карте сколько шагов нужно пройти?

Дети. Семь шагов.

Воспитатель. Чтобы нам ее пройти нам нужно сыграть в игру «Наоборот», каждый правильный ответ даёт нам право сделать шаг. Вы готовы?

Дети. Мы готовы.

Воспитатель. Тогда в путь!

Вот и нам пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь …. (низко

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь …. (близко)

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь …. (пол)

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты …. (нашёл)

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты …. (храбрец)

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай …. (конец)

Воспитатель. Молодцы! Вы справились! Посмотрите здесь стоит указатель. На нем есть надпись: «Налево пойдешь – в пустыню Сахару попадешь. Направо пойдешь – в джунгли попадешь». Так куда мы пойдем налево или на право?

Дети. Направо, в джунгли!

На экране слайды с фотографиями джунглей.

Воспитатель. Джунгли – это непроходимый лес. Сплошная стена из деревьев, кустарников, трав, перевитых лианами разной длины. В джунглях сырость, полумрак. Все здесь настораживает и пугает. Ядовитые змеи, насекомые, хищники угрожают человеку на каждом шагу. Но мы с вами ничего не боимся. Мы смелые?

Дети. Да, мы смелые.

Воспитатель. Чтобы попасть в джунгли нам нужно идти вот по этой тропе. Повторяете за мной.

Отряд по Джунглям смело идет

То прямо вперед, то задом наперед (ходьба в разных направлениях)

Вот перед нами - быстрый ручей (прыжки вперед)

Надо его перепрыгнуть скорей!

Как увидим большую стрекозу,

Быстро спрячемся в траву. (приседают)

Много опасностей там и тут (поворот головы право – влево)

Но мы не боимся – нас Джунгли зовут! (прыжок вверх)

Звуки воды, ручья

Воспитатель. Посмотрите ребята, мы пришли к ручью. Как же нам через него перебраться?

Предполагаемые ответы детей. Мы можем переплыть ручей. Построить плот и на нем переплыть. Построить мост.

Воспитатель. Молодцы, сколько вариантов! Но мы с вами будем строить мост. Для этого нам нужно выполнить задание, за каждый правильный ответ вы получите дощечку для строительства моста.

Игра «Скажи одним словом»

- Если у жирафа шея длинная, он какой? - Жираф длинношеий.

- Если у бегемота толстые ноги, он какой? – Бегемот толстоногий.

- Если у слона большие уши, он какой? – Слон большеухий.

- Если у обезьяны длинный хвост? – Обезьяна длиннохвостая

- Если у носорога длинный рог? – Носорог длиннорогий.

- Если у льва длинная грива? – Лев длинногривый.

- Если у крокодила толстая кожа? – Крокодил толстокожий

Воспитатель. Молодцы ребята, хороший получился мостик, крепкий. Давайте посмотрим по карте, куда нам идти дальше. А дальше стрелки указывают, что нам нужно пройти пещеру.

Воспитатель обращает внимание детей на экран

Воспитатель. Посмотрите, а здесь наскальные рисунки. Что здесь изображено?

Дети. Предметы, люди, они что-то делают.

Воспитатель. Я догадалась, что эти рисунки как-то связаны между собой. А вы догадались?

Дети. Да. Здесь нарисованы люди, и они выполняют противоположные действия.

Воспитатель. Совершенно верно. Эти картинки нужно соединить между собой.

Дети по одному подходят к экрану и объединяют картинки в пары.

Идет – стоит

Работает – отдыхает,

Смеётся – плачет

Разжечь – потушить

Открыть – закрыть

Налить – вылить

Построить – сломать

Открыть – закрыть

Повесить – снять

Спускаться – подниматься.

Воспитатель. Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Ребята, посмотрите на нашу карту, впереди у нас «Дорога камней», по ней нужно пройти, не потеряв равновесие.

Дети под музыку идут по дорожке, выложенной из резиновых балансировочных полусфер.

Воспитатель. Ребята, «Дорога камней» привела нас на солнечную поляну, я предлагаю вам сесть в круг и поиграть в игру «Хорошо – плохо». Ребята вы знаете, что во всяком плохом есть немного хорошего и наоборот. Важно уметь определять это хорошее и плохое. В этой игре мы научимся выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. В Африке много удивительных животных – это хорошо или плохо?

Дети. Это хорошо.

Воспитатель. А почему, вы думаете, что это хорошо?

Дети. Это хорошо – такие животные не обитают в нашей стране, можно узнать о них много нового, наблюдать за их поведением в природе.

Воспитатель. В Африке много хищников – это хорошо или плохо?

Дети. Это плохо.

Воспитатель. А почему, вы так считаете?

Дети. Это плохо – к ним нельзя приближаться, они опасны, могут охотиться не только на других животных, но и на человека.

Воспитатель. В Африке всегда тепло – это хорошо или плохо?

Дети. Это хорошо.

Воспитатель. А почему вы, так решили?

Дети. Это хорошо – не нужно покупать теплые вещи, всегда много солнца, можно много купаться на речке, загорать, не замерзнешь, не простудишься.

Воспитатель. В Африке всегда тепло, значит не бывает зимы – это хорошо или плохо?

Дети. Это плохо.

Воспитатель. Докажите, что если всегда жарко, это плохо.

Дети. Это плохо – в Африке очень жарко, там не бывает снега, даже если снег и выпадет, то он быстро растает, невозможно построить горку, слепить снеговика, покататься на санках, лыжах, коньках.

Воспитатель. Молодцы! Мы с вами отдохнули с пользой на нашей полянке.

Звучит веселая музыка и на поляне появляется обезьянка Чи-Чи.

Чи-Чи. Привет, ребята, я очень рада вас видеть. У меня был, когда –то друг и я по нему скучаю, угадайте кто это? Вы задавайте мне вопросы, а я буду отвечать вам «да» или «нет».

Воспитатель. Ребята, можно я задам первый вопрос?

Дети. Да, можно.

Воспитатель. Это живое?

Чи-Чи. Да.

Дети. Это животное?

Чи-Чи. Нет.

Дети. Это птица?

Чи-Чи. Да.

Дети. Птица маленькая?

Чи-Чи. Нет.

Дети. Птица умеет летать?

Чи-Чи. Да.

Дети. Это говорящая птица?

Чи-Чи. Да.

Дети. У нее яркое оперение?

Чи-Чи. Да.

Дети. У птицы клюв маленький?

Чи-Чи. Нет.

Дети. У птицы есть хохолок?

Чи-Чи. Да.

Дети. Это попугай?

Чи-Чи. Да.

На экране появляется изображение попугая.

Чи-Чи. Ура! Нашелся мой любимый попугай! Как я рада, спасибо вам ребята за помощь.

Воспитатель. Чи-Чи, мы рады были тебе помочь. А нам, ребята, пора прощаться. До свиданья, Африка, волшебная страна! Здесь было интересно, прекрасно и чудесно, но нам домой пора!

Воспитатель с детьми произносят слова, сопровождая их движениями. На экране появляются картинки лесов, рек, морей.

Двигательная разминка «Мы самолеты»

Сядем снова в самолет,

Отправляемся в полет. (Прыжком расставляют ноги, руки в стороны)

В небе высоко парим,

Над морями мы летим. (Поднимаем руки вверх, встаем на носочки)

Губы вытянем вперед.

Самолет гудит, поет:

УУУУУ (Поворот вокруг себя) (СЛАЙД ЗВУК)

В Лугу я лечу! (Летят друг за другом)

Наш любимый детский сад

С нетерпеньем ждет ребят. (Встают, на одно колено)

III. Заключительная часть.

Цель: подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Воспитатель. Где мы сегодня с вами побывали?

Дети. В Африке.

Воспитатель. Что на занятии вам особенно понравилось?

Предположительные ответы детей. Летать на самолете, строить мост, шагать по «Дороге камней», играть в игру «Хорошо – плохо», отдыхать на полянке, помогать Чи-Чи искать попугая.

Воспитатель. Я тоже рада была побывать в этом увлекательном путешествии, и на память о нем я дарю вам книгу. Она о животных Африки. Вы всегда сможете ее посмотреть и вспомнить о нашем путешествии.

Публикации по теме:

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Дикие животные Югры» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект открытого занятия по развитию речи «Дикие животные Югры» для детей старшего дошкольного возраста Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Дикие животные Югры» для детей старшего дошкольного возраста. Мигранова Э. Ф. Цель:.

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы»Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы» Цель: Создание условий для составления детьми описательного рассказа по коллажу «Птицы». Задачи: образовательные: 1. Развивать представления.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором я живу. Нижний Новгород» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего возраста «Город, в котором я живу» Наталья Студнева Конспект занятия по развитию речи.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста Ход НОД. Подзываю детей к себе и предлагаю прочитать письмо, которое прислала Русалочка: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас к себе в гости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на основе ТРИЗ технологий
Опубликовано: 15 января 2024 в 14:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД