Получи документы

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Птицы весной»

Элла Гапон
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Птицы весной»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ №4 МДОУ № 54 г. Раменское.

Подготовила и провела воспитатель Гапон Э. А.

Тема: «Птицы весной».

Цели занятия : развитие связной речи у детей, знакомство с признаками весны.

Задачи занятия :

1. Закрепление знаний о признаках весенней природы.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы „Птицы весной“» размещена в разделах

2. Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».

3. Учить загадывать и отгадывать загадки.

4. Основная задача:

- учить детей образовывать сложные слова прилагательные.

- учить детей употреблять существительные во множественном числе родительного падежа.

5. Закреплять названия детенышей птиц, уметь произносить их в именительном и родительном падежах.

6. Называть домики птиц.

7. Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».

8. Развивать межполушарные связи (методика кинезиология).

Речевой материал:

Существительные:

Птица,ворон,сорока,голубь,дятел,ласточка,скворец,воробей,грач,соловей, жаворонок, кукушка, стая, дупло, голубятня, скворечник.

Прилагательные:

Воробьиный, воронье, снегириная, утиная, гусиная, воронья, журавлиная, красногрудая, белобокая, длиннохвостая, сладкоголосая.

Глаголы:

Полететь, свить, покаркать.

Наглядный (интерактивный) материал:

1. Интерактивные картинки с изображением птиц,

2. «Домики» птиц (гнездо, дупло, скворечник, голубятня).

3. Шапочки (воробьи, ворона, дятел, скворец, голубь) для драматизации сказки «Где мой домик?»

4. Видеоозапись «Голоса птиц».

5. Загадки о птицах.

6. Стихотворение «Десять птичек – стайка»,

7. Скворечники.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети вместе с воспитателем входят в зал. Встают в круг.

1 часть: Психогимнастика «Передай улыбку другу».

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят в кругу. Воспитатель дает инструкцию: «Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Давайте поздороваемся с ними. (Здороваются). А чтоб наше занятие прошло весело и непринужденно, я хочу, чтоб вы передали свою улыбку друг другу. Сейчас вы по очереди будете жать друг другу левую руку, при этом глядя в глаза товарищу и улыбаясь ему.» (дети по кругу жмут левую руку, улыбаются, смотрят в глаза соседу по кругу).

2 часть:

Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети: Да. Мы любим ходить в гости.

Воспитатель: Тогда давайте мы отправимся в гости к такому времени года, которое нравится всем. Оно приходит после зимы. Как оно называется?

Дети: После зимы приходит весна.

Воспитатель: Хорошо. А чем весна отличается от других времен года?

Р. 1: Весной солнце поднимается выше, чем зимой, и греет теплее.

Р. 2: Дни становятся длиннее, а ночи короче.

Р. 3: Весной тает снег.

Р. 4: Набухают почки у деревьев.

Р. 5: Люди снимают теплую одежду.

Р. 6: Весной звенит капель и текут ручьи.

Воспитатель: Хотите встретиться с весной?

Дети: Да. Мы хотим встретиться с весной.

Воспитатель: Давайте сначала прогоним зиму. Как мы это будем делать?

Дети хором повторяют за воспитателем:

Уходи скорей, зима! (левая рука вверх, глаза смотрят на руку)

Ведь весне прийти пора. (правая рука к себе, глаза – на руку)

Перестань скорее злиться, (обе руки от себя – глаза – на руки)

Мы устали холодиться! (ладошки к себе, трем плечи).

Воспитатель: Зима ушла, но солнце греет слабо, нередко по утрам мороз. Но днем начинают таять сосульки и образуется что?

Дети: Капель!

Воспитатель: Хорошо. О каком еще признаке весны мы можем сказать?

Дети: Весной звенит капель и текут ручьи.

Воспитатель: Давайте покажем, как звенит капель. Сначала медленно, а потом все быстрее. Ритм буду задавать я, а вы будете говорить «Кап-кап-кап».

(воспитатель хлопками в ладоши задает ритм, дети говорят кап-кап-кап и стучат соседу слева правой ладошкой по ладошке, затем соседу слева – левой ладошкой по ладошке).

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем с капелью.

(воспитатель вместе с детьми произносит и выполняет движения).

Кап-кап-кап – капель звенит ритмично хлопают в ладоши.

Словно с нами говорит ритмично хлопают ладонями по

ногам.

Плачут от тепла сосульки Собирают «слезы» в ладошку

И на крышах талый снег. Делают «крышу» над головой.

А у всех людей весною Руки вперед.

Это вызывает смех. Руки вперед, руки назад, небольшой наклон вперед, улыбка «забор».

Воспитатель: Ребята, с наступлением весны с юга возвращаются птицы. Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются обратно?

Дети: Птиц, которые осенью улетаю на юг, а весной прилетают обратно, называют перелетными.

Воспитатель: О каком признаке весны мы можем еще сказать?

Дети: Весной из теплых стран возвращаются перелетные птицы.

Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: К перелетным птицам относятся : грачи, ласточки, стрижи, жаворонки.

3 часть:

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте представим, что мы оказались в весеннем лесу. Послушайте шум его деревьев, пение лесных птиц, вдохните лесной воздух (глубокий вдох носом, выдох ртом).

( на экране появляется изображение весеннего леса: шум деревьев, пение птиц).

Воспитатель: Ребята! А вы знаете, как нужно вести себя в лесу?

Р. 1: В лесу нельзя мусорить.

Р. 2: В лесу нельзя разводить костры.

Р. 3: В лесу нельзя ломать ветки, рубить деревья.

Воспитатель: Правильно. А еще в лесу нельзя разрушать гнезда птиц. А птиц в лесной глуши живет очень много!

Воспитатель: Сейчас займет свое место тот, кто назовет любую лесную или перелетную птицу.

(дети по очереди называют птиц, садятся на стульчики).

4часть:

Воспитатель: Какие загадки вы знаете о птицах?

(дети загадывают загадки, на экране появляются картинки с изображением птиц).

Загадки о птицах с ответами

Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (Сова)

Птица слов немало знает,

Всё на свете повторяет!

Сюртучок на птице пестрый,

Клюв - изогнутый и острый! (Попугай)

Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

Майским вечером, в прохладу,

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

Уж таков порядок древний -

Я давно живу в деревне,

Там будильником служу,

Свой курятник сторожу. (Петух)

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

"Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!" (Воробей)

5 часть: Игра «скажи правильно»

Воспитатель: Ребята! Как называется большая группа птиц?

Дети (хором) – стая.

Воспитатель: Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей?

Дети: стая воробьев называется – воробьиная, стая снегирей – снегириная, стая ворон –воронья, стая уток – утиная, стая гусей –гусиная, стая журавлей – журавлиная.

Воспитатель: Если у птицы красная грудка, она какая?

Дети: красногрудая.

Воспитатель: Если у птицы длинный хвост?

Дети: длиннохвостая.

Воспитатель: Про какую птицу говорят длиннохвостая?

Дети: Длиннохвостой называют сороку.

Воспитатель: Если у птицы черная голова, то она какая?

Дети: Она – черноголовая.

Воспитатель: Если у птицы белый бок?

Дети: Она – белобокая.

Воспитатель: Если у птицы «сладкий голос», то она какая?

Дети: Она – сладкоголосая.

Воспитатель: А какую птицу называют «сладкоголосой»?

Дети: «Сладкоголосой» птицей называют соловья.

Воспитатель: Дети, назовите домики, в которых живут голуби.

Дети: Голуби живут в голубятне;

Воспитатель: А скворцы?

Дети: Скворцы живут в скворечнике;

Воспитатель: А где живут дятлы?

Дети: Дятлы живут в дупле;

Воспитатель: А воробьи где живут?

Дети: Воробьи живут в гнезде.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами проведем физкультминутку:

Физкультминутка «Птицы» :

Птицы в гнездышках сидят (сидят на стульчиках руки вверх в виде крыши)

И по сторонам глядят (смотрят в разные стороны ТОЛЬКО глазами)

Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят (встали, активно размахивают руками, изображая полет птиц).

На березку птички сели, (присели).

Головою повертели (активно вращают головой).

И обратно улетели. (идут на свои места, изображая полет)

Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились. (садятся на свои места).

Воспитатель: А сейчас Полина Батекина нам расскажет стихотворение про птиц :

Батекина: Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развесёлый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.

Воспитатель: Давайте поиграем. Сейчас мы встанем, я буду подходить к вам и задавать вопрос, а вы отвечаете, хлопая меня по ладошкам.

(Воспитатель через одного задает вопросы, дети отвечают: ответ именительного падежа – хлопок - руки прямо, ответ родительного падежа – хлопок – руки перекрещены)

Воспитатель: Как называются птенцы у скворца?

Дети: Скворчата (хлопок – руки прямо)

Воспитатель: А много кого?

Дети: Скворчат. (хлопок – руки перекрещены)

Вос-тель: Как называются птенцы у кукушки?

Дети: Кукушата (прямо)

Вос-тель: А много кого?

Дети: Кукушат. (перекрещены)

Вос-тель: Как называются птенцы у галки?

Дети: Галчата (прямо)

Воспитатель: А много кого?

Дети: Галчат. (перекрещены)

Вос-тель: Как называются птенцы у воробья?

Дети: Воробушки (прямо)

Воспитатель: А много кого?

Дети: Воробышков. (перекрещены)

Воспитатель: А если он один?

Дети: Воробышек. (прямо)

Воспитатель: Сейчас ребята нам покажут и расскажут, какая история приключилась с одним воробышком. Пересказ сказки «Где мой домик?» (с элементами драматизации).

Сказка

Оборудование: шапочки с изображением птиц (воробьи (2 шапочки, ворона, дятел, скворец, голубь, гнезда птиц (дупло, гнездо, скворечник, голубятня)

Усова: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама - воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный.

Усова: Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился. Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Усова: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :

Воробышек: скажите пожалуйста,чей это домик?

Ворона: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Усова: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Усова: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, стучится и спрашивает:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь живу я - голубь.

Усова: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь я живу, скворец.

Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Скворцу стало жалко воробьишко.

Скворец: Хочешь, я покажу, где твой домик?

Воробышек: Покажи, пожалуйста!

Усова: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить скворца.

Воробьиха: Спасибо тебе, скворец, ты очень добрая птица!

Воробышек: Спасибо,скворец, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Скворец: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Усова: Вот такая история приключилась с маленьким воробышком.

Воспитатель: Вот какой добрый оказался скворец! Ребята, а скворец – перелетная птица?

Дети: Да, скворец – перелетная птица.

Воспитатель: Верно, скоро скворцы появятся и в наших краях. Ваши родители решили сделать скворушкам подарок и сделали им домики (воспитатель достает из-за кулис скворечники). А мы эти домики повесим на деревьях нашего участка, чтоб скворцы в теплое время года радовали нас, а мы будем заботиться о них: кормить, поить птичек. Хорошо?

Дети: Хорошо.

Воспитатель: (обращая внимание на экран с изображением весеннего леса) А теперь нам пора прощаться с весенним лесом. Что мы ему скажем?

Дети: До свидания, весенний лес.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Птицы весной» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме: Птицы весной Цель: Содействовать познавательному развитию детей Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Птицы весной» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему «Птицы весной» МДОУ «Гамовский детский сад «Мозаика» Зеленина Е. А. Цель:.

Конспект проведения НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Составление рассказа «Птицы весной» Цель: развитие связной речи детей. Задачи: Обучающие - обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; - активизировать и расширить.

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Звук [Л] и буква «Л» Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: звук (Л -ль) и буква "Л" Задачи: -Продолжить знакомство с буквой Лл;.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Перелётные птицы» Возраст детей: 6-7л Цели: совершенствование грамматического строя.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Во что мы одеваемся весной?»Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Во что мы одеваемся весной?» Конспект НОД по коммуникации для 2 младшей группы Тема: «Во что мы одеваемся весной?» Задачи: - уточнить представление о сезоннх изменениях.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи " Зимующие птицы" Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах,.

Конспект занятия по развитию речи «Звуки и Буквы» для подготовительной группы Целевой ориентир: Умеют выполнять звуковой анализ слова; ребенок знает, чем отличается буква от звука, составляет предложение с использованием.

Конспект занятия по развитию речи «Проделки Буквоежки» для подготовительной группы Занятие 1. «Проделки Буквоежки». Цель: развитие звуковой культуры речи дошкольников. Задачи: -- развивать логическое мышление, память и.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Дикие животные весной» Конспект занятия в средней группе по развитию речи "Дикие животный весной" Образовательная область: развитие речи. Интеграция с другими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Птицы весной»
Опубликовано: 23 июня 2018 в 10:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД