Наталья Александровна Яхнович
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Волшебный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация
1.1 Доминирующая образовательная область - Речевое развитие
1.2 Вид деятельности детей : Познавательная деятельность, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая деятельность, физическая деятельность.
II. Методическая информация:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности „Волшебный мир театра“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
1. Тема образовательной деятельности «Волшебный мир театра»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Мульти-медиа, обеспечивающее сопровождение познавательной и речевой деятельности детей.
1. Мотивация: (Дети находят сундучок с предметами для театра : маска, колпачок скомороха и игрушка для кукольного театра Петрушка)
2. Целепологание: Вызвать у детей желание больше узнать о театре. Способствовать развитию правильного звукопроизношения, выразительности речи и развитию общих речевых навыков, вызвать желание подражать
3. Рассказ воспитателя о истории возникновения театра на Руси с презентацией.
1. История ведения хоровода.
2. Знакомство со скоморохами.
3. История кукольного театра и главного героя Петрушки. (Действия с куклой Петрушкой и озвучивание с изменением голоса)
4. Знакомство с театральными масками.
5. Произнесение фразы «Какой сегодня день» в разных интонациях (Радостно, сердито, с вопросом, как малыш, как старичок)
6. Знакомство с видами театра (кукольный, драматический, театр оперы и балета).
7. Рассматривание здания Большого театра.
8. Повторение названий театров регионального уровня (Оренбургский драматический театр им. Горького, татарский драматический театр, театр музыкальной комедии, Оренбургский кукольный театр, театр кукол «Пьеро»)
9. Инсценированная деятельность Скомороха (ребёнок в роли Скомороха)
с детьми:
1. Игра «Жесты».
2. Загадки из сказок.
3. Фольклорная игра- хоровод «Барашеньки- крутороженьки»
10. Драматизация сказки «Друзья познаются в беде»
11. Анализ просмотренного спектакля.
12. Повторение пословиц и поговорок о дружбе. Знакомство с новой пословицей.
13. Загадка о смешариках.
14. Продуктивная деятельность (Изготовление театра смешариков)
15 Игра на развитие эмоций «Покажи, а мы узнаем»
16. Упражнение «Я дружу с интонацией»
17. Рефлексия
1. Вопросы (Что нового вы узнали? Что тебе понравилось? Что ты можешь сказать о наших артистах? Чем вам понравился спектакль? Для чего нужны театры?
2. Выбор масок-символов. (Весёлая, грустная, сердитая)
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
4. Возрастная группа: Подготовительная группа
5. Цель: Формирование у детей общих речевых навыков и выразительности речи.
6. Образовательные задачи:
6.1 Речевое развитие : Упражнять в развитии речевой активности. Развивать диалогическую речь Учить выполнять полученные роли выразительно и эмоционально. Упражнять в произнесении фразы в разных интонациях. Учить обозначать слово жестом. Способствовать формированию развёрнутого связного высказывания, обогащению словарного запаса.
6.2 Познавательное развитие :Развивать познавательную активность, творческое воображение. Знакомить детей с историей возникновения театра на Руси. Дать понятие «Скоморох» .Закрепить названия театров города Оренбурга. Развивать смекалку, мышление Закреплять пословицы и поговорки о дружбе. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, кругозор, мышление, в получении новых знаний и закрепления ранее полученных.
6.3 Социально-коммуникативное развитие : Развивать общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми. Воспитывать дружбу, доброту, ответственность. Развивать умение действовать сообща, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать уверенность в себе,радость за успехи других. Способствовать развитию игровой деятельности детей. Воспитывать любовь и интерес к родному городу.
Художественно-эстетическое развитие : Формировать эмоциональную отзывчивость на спектакль, на музыку. Учить выполнять поделку своими руками, развивать эстетический вкус, эмоциональную активность.
Физическое развитие : Способствовать развитию движений в соответствии с ролью, музыкой, словами. Способствовать развитию мелкой и общей моторики, умению подражать.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Сундучок с театральными предметами (маска, колпачок скомороха, кукла-Петрушка. Декорации к спектаклю. Костюмы для героев сказки (Скоморох, Пёс Барбос, Кот Мурзик, Лиса, Машенька, Зайка –лекарь).Контейнеры с заготовками для поделок, салфетки, клей. Презентация к беседе о театре, слайды к поделкам. Образец игрушки смешарика, картинки смешарики. Театральные маски-символы для рефлексии.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Чтение сказок, отгадывание загадок, заучивание пословиц о дружбе. Чтение стихов по ролям. Проведение с/р. игр «Концерт», «Цирк». Изготовление декораций. Проведение словарной работы по развитию речевых навыков. Заучивание слов к спектаклю по сказке Т. Н. и Ю. Г. Караманенко «Друзья познаются в беде». Работа над дикцией (проговаривание чистоговорок и скороговорок, упражнения на дыхание, упражнения на развитие эмоций, дикции и выразительности речи. Разучивание фольклорной игры «Барашеньки-крутороженьки».
Ход занятия
I. Вводная часть Дети с воспитателем находят сундучок с театральными предметами.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Рассматривание предметов из сундучка:
Воспитатель:- Дети, посмотрите, какой чудесный сундучок у порога. Хотите знать, что там лежит?
Дети:- хотим.
Воспитатель:- Давайте его откроем.
Открывают и рассматривают
(Театральную маску, колпачок скомороха, куклу Петрушку)
Воспитатель:- Как вы думаете, что объединяет все эти предметы?
Дети:- Театр.
1.2 Мотивация деятельности детей
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Вызвать желание узнать больше о театре. Попробовать себя в роли актёра.
Воспитатель: - Ребята, хотите больше узнать о театре? Истории его возникновения?
Дети: - Хотим. (Дети сидят на ковре перед экраном)
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Воспитатель: - Сейчас мы посмотрим, послушаем и обо всем узнаем.
Воспитатель: - Русский театр зародился в глубокой древности, в 17 веке. А начинался он с народного творчества, обрядов и праздников. Обычным игрищем на праздниках в древней Руси был хоровод.
1слайд (Хоровод)
Хороводы были разные: военные, семейные, любовные, трудовые. Со временем в обрядах стали появляться элементы театра (Ряженье, диалоги, какие-то действия).
В старину на Руси часто проводились ярмарки. Где не только торговали, но и устраивали настоящие народные гуляния. Ни одна ярмарка не обходилась без ловких и смелых артистов-скоморохов.
2 слайд (скоморохи)
Скоморохи - это странствующие весёлые актёры. Скоморохи веселили народ шутками, играми, выступали как акробаты. Искусство скоморохов требовало большого умения. Шутками скоморохи высмеивали людские пороки (жадность, коварство, лень, ложь, зло) Подолгу скоморохи не задерживались на одном месте. Часто они ходили с ряжеными и даже с медведями.
3 слайд (скоморох с ряжеными и медведем)
Обычно во время гуляний на площадях устраивались целые увеселительные городки с качелями,каруселями. Бродячие артисты устраивали представления прямо на площадях. А главным героем бродячего кукольного театра был Петрушка.
4 слайд (Петрушка)
В красном колпачке с кисточкой, в красной рубашке. На Руси Петрушку все любили и весело его называли Петром Ивановичем Уксусовым. Он был смелый озорник и мог подшутить даже над богатым вельможей.
(Рассматривание куклы Петрушки из сундучка) Петрушка хорошо выговаривал звук - Р -
- Кто хочет побыть Петрушкой и весело поздороваться с ребятами подчёркивая звук - Р -?
(2-3 детей одев куклу на руку проговаривают «Здравствуйте дорогие ребята!»)
В старой России не было государственных кукольных театров, а ходил один человек с обручем - ширмой и показывал представление
5 слайд (Обруч-ширма)
Маски с древних времён тоже использовались в театре. (достаётся маска из сундучка)Достаточно надеть маску и изменить голос и начинается спектакль.
6 слайд (театральные маски). Хороший актёр мог произнести одну и ту же фразу по-разному целых 34 раза. Давайте и мы попробуем произнести фразу «Какой сегодня день» по разному (спокойно, тревожно, с вопросом, радостно, грустно,как малыш, как старичок)
Дети произносят.
Воспитатель: - Молодцы! Из нас тоже могут получиться замечательные актёры.
Театры бывают разные. Кукольный театр - где действуют куклы. Драматический театр - где действуют актёры в костюмах, используется много декораций. Театр оперы и балета - где спектакль проходит в пении или танце.
Слайды 7,8,9.
Со временем театры стали занимать прекрасные здания.
Слайд 10 (Большой театр)
Воспитатель: - Давайте вспомним, какие театры есть в нашем городе? (Дети перечисляют театры Оренбурга)
Воспитатель: - Молодцы, вы хорошо знаете театры Оренбурга.
Воспитатель: -Ребята, чей это колпачок? достаёт колпачок скомороха из сундучка.
А вот и сам скоморох в гости к нам пожаловал (под весёлую музыку вбегает скоморох с холщевой сумкой через плечо)
Скоморох:
-Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! Я весёлый скоморох. Пришёл с вами пошутить да поиграть и в актёры вас принять! Я вам слово говорю, а в ответ я жестов жду. (Да. Нет. Я думаю. До свидания. Я сплю. Вот я тебе)
Дети показывают жесты.
Скоморох:
-Молодцы! У вас получилось!
Что такое,
Что случилось?
Сумка вдруг зашевелилась?
А из сумки мой дружок появился…
Дети: - Петушок!
(Скоморох достаёт петушка из сумки и просит назвать сказки с участием петушка.)
Скоморох
-Вот зелёная игрушка,а зовут её…
Дети: - Лягушка.
Скоморох: - Правильно. А назовите сказки,где есть лягушка.
Дети называют.
Скоморох: - Тут и щётка, и мочалка, и зубная паста, угадайте-ка ребята, что это за сказка?
Дети: - «Мойдодыр».
Скоморох: - Все загадки отгадали, а теперь пришла пора поиграть нам детвора!
Проводится фольклёрная игра-хоровод «Барашеньки-крутороженьки»
(в это время дети, участвующие в сказке переодеваются за ширмой)
Скоморох: Подошла к концу разминка
Постарались все сейчас.
А теперь сюрприз ребята
В сказку приглашаю вас!
(Проводится драматизация сказки «Друзья познаются в беде»)
Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы! Нам очень понравился спектакль.
Скажите, о чём была сказка?
Дети: - О дружбе, о друзьях.
Воспитатель: - Кто вылечил Барбоса? Как Барбос узнал кто ему друг,а кто враг?
Воспитатель: - Дети, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
(Дети говорят пословицы.)
Воспитатель: - А послушайте ещё одну, она как наша сказка «Друг познаётся в беде» Давайте её повторим.
(Дети повторяют)
Воспитатель: - А мультфильмы вы любите? Тогда угадайте кто это.
Добрые и озорные
Весёлые, умные, смешные.
Похожие на шарики.
Их зовут…
Дети: - Смешарики.
Воспитатель: - Хотите сделать театр смешариков?
(дети делают поделки для театра и их обыгрывают)
Воспитатель: - Сейчас мы с Ангелиной загадаем эмоцию,а вы попробуете отгадать. Игра «Покажи, а мы узнаем» (ребёнку показывается пиктограмма с эмоцией,а другие дети узнают)-2-3 раза.
(появляется эмоция смешарика на экране)
Воспитатель: - У меня для вас ещё одна игра «Я дружу с интонацией» Произнесите фразу радостно «На Нюше праздничный наряд.
с подарками друзья спешат»
(Дети произносят, и появляется слайд радостной Нюши).
Воспитатель: - Произнеси сердито: Ногою громко топнул Крош,
Паук моих друзей не трожь!
(Дети произносят,и появляется соответствующий слайд)
Воспитатель: - Ребята,теперь у нас есть театр смешариков. Мы будем играть в него и придумывать новые истории.
III. Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей. Рефлексия.
Воспитатель: - Дети, что нового узнали вы о театре? Что тебе понравилось? Что ты можешь сказать об артистах? Для чего нужны театры? Выберите маски- символы, которые покажут ваше настроение.