Лидия Авилова
Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Сказочное путешествие по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Воспитывать любви к природе, интерес к природным явлениям и сезонным изменениям.
2. Вызывать у детей желание составлять украшения ковров с помощью элементов казахского национального орнамента, опираясь на карточки - схемы, заменяя картинки элементами орнамента.
3. Заканчивать начатый узор, руководствуясь симметрией и проявлять творчество, воспитывать эстетический вкус.
4. Учить детей внимательно слушать рассказы товарищей, дополнять, вносить уточнения; продолжать работу над грамматической и лексической стороной речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи старшая группа „Сказочное путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
5. Отвечать на вопросы распространенными предложениями, развивать у детей связную речь, воображение, память, абстрактное мышление, восприятие, наблюдательность.
6. Использовать в речи образные выражения, включать эти выражения в рассказ.
7. Закреплять умение составлять творческие рассказы с использованием карточек - иллюстраций, схем, с помощью опорных слов.
8. Работать над техникой чтения и умением логически правильно строить предложения, выбирая из ряда предложенных слов соответствующее по смыслу.
9. Добиваться логически последовательного изложения рассказа.
^ Словарная работа: преемник, активизировать в речи детей следующие слова красное, пестрое, разноцветное лето; побуждать детей в речи употреблять поговорки и народные приметы о весне; учить детей объяснить слова и выражения о зиме и об осени: затейница, мастерила свой мир не спеша, оставляешь алмазы в снегу, румянишь лицо, унылая пора, багрец и золото, небо осенью дышало, таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
^ Ход занятия :
-Сегодня я приглашаю вас отправиться в сказочное путешествие на машине времени. В те времена, когда согласно легенде, правил Старик - Годовик. Но старый стал, немощный, а преемника нет. Полетел он тогда по свету и присмотрел в разных частях света 4 красавицы: на Севере девушку звали Зима, на Востоке - Весна, на юге - Лето и на Западе - Осень. Всем хороши девушки, которую из них выбрать - не знает. И решил он тогда устроить им конкурс. Собрал их у себя во дворце и очень трудные задания выдал. - -- --- - Поможем 4 девушкам красавицам? (Да)
Отправляемся в путь, начинаем отсчитывать время 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1
Старик - Годовик уже раздал задания и все 4 девушки разошлись по комнатам выполнять их.
Выберите себе эмблему того времени года, кому вы бы хотели помочь
Зима - снежинка Весна - листик зеленого цвета, Лето - цветок, Осень - листик желтого цвета.
Найди комнату выбранной красавицы, и займите места за столами.
ЗАДАНИЕ:
1. Весна - творческий рассказ о весне по иллюстрациям.
2. Лето - рассказ с опорой на схему.
3. Осень - рассказ по опорным словам.
4. Зима - работа с текстом.
Начало конкурса:
I. Заслушивание рассказа о весне (в подгруппе 3 человека)
Работа с детьми, слушающими рассказ. Русские народные пословицы и поговорки.
Вода с гор потекла, весну принесла
Увидел грача - весну встречай.
Ласточки прилетели - скоро гром загремит.
В деревне с крыш капель ручейками, а в лесу росинками.
С ветки на ветку брызнет, с иголочки на иголочку капнет и застынет в тени сосульками.
^ II. Рассказ о лете по схеме
«Подбери определение к лету: Жаркое, солнечное, яркое, разноцветное, пестрое, цветастое, радостное, веселое и т. д.
Составить предложение, используя как можно больше названых слов.. Наступило жаркое, солнечное, пестрое, веселое лето….
^ Рассказ об осени по опорным словам
Унылая пора! - значит какая? Грустная, печальная, невеселая.
Чтение стихотворений А. С. Пушкина об осени.
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя печальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье;
В багрец и золото одетые леса.
Уж небо осенью дышало (было каким)
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень (листва, крона)
С печальным шумом обнажалась.
^ Чтение текста о зиме
Закончите свой рассказ. Почему вы любите зиму?
Работа по стихотворению Асылбекова «Зима».
Я буду приводить характеристики зимы, а вы - приводить доказательства, опираясь на стихотворение «Зима» казахского поэта Асылбекова.
Воспитатель: - До чего ты, зима, холодна,
Дети: Промерзают озера до дна!
Птиц морозом мучает дрожь
И без шапки гулять не пойдешь.
Воспитатель: - До чего ты, зима, хороша!
Мастерила свой мир не спеша
Дети: - Желтый сад, серый сквер, черный след,.
В ярко белый покрыла цвет.
Воспитатель: - Ты - затейница, наша зима,
И мальчишек так сводишь с ума.
Дети: - Ей и крепость построить не лень
И кататься с горы целый день.
Ты сама с ними громко галдишь
И под горку на санках летишь
Воспитатель: -И, румянишь лицо на бегу,
Оставляешь алмазы в снегу!
^ Итог конкурса
Выслушал Старик - Годовик и так решил:
На 4 части свой год разделил и каждой подарил. Вот с тех пор:
Четыре подруги по земле ходят кругом
Но только не вместе, всегда друг за другом
Идет за зимою весна, за ней лето
Последняя осень в компании этой
А дальше опять зима настает
И вновь новый круг, а точней новый год.
Вот так закончилось наше путешествие. Пора нам в путь собираться, а на память каждой красавице подарим по ковру чудесному.
Оформление казахских ковров:
1. творческое раскладывание
2. по схеме
3. замена иллюстраций на элементы из орнамента
4. закончить начатый узор
Отсчет времени пошел : 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Итог занятия :
Вот мы и в садике. Понравилось вам наше путешествие? Я надеюсь, что этот поход в сказку научил вас составлять рассказы, уметь объяснить слова и фразы, научил вас составлять распространенное предложение - т. е. сделал вашу речь более грамотной и красивой.