Елена Сергеева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в мир зимних слов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в мир зимних слов»
Цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Уточнить и активизировать словарь по теме, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать однокоренные слова.
Совершенствовать грамматический строй речи, продолжать учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в мир зимних слов“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мелкой моторики, дыхания и правильного речевого выдоха.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Материалы: картинка с изображением зимы, мяч; стаканчики с крошками пенопласта и соломинки для коктейля, пробки от пластиковых бутылок по две штуки на каждого ребенка, картинки: снегурочка, снежки, снеговик, снегопад, снежинка, подснежники.
Ход ОД: Ребята, отгадайте загадку:
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? Зимой.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мир зимних слов, чтобы проложить учиться красиво и правильно говорить. (выставляю картину с изображением зимы).
Ребята, посмотрите на картину. Какое время года изображено на ней?
Почему вы так думаете?
- Верно. Расскажите о земле. Как она выглядит?
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со слова снег.
- Опишите небо. Какое оно?
- Деревья какие?
- Что еще есть на картине?
- Что делают дети?
- Как они одеты? Почему?
- Как вы думаете, детям нравится гулять зимой? Почему?
(прошу детей отвечать на вопросы полными предложениями).
Отгадайте загадку о зимнем явлении природы.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает?
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? (Вьюга)
Хотите устроить вьюгу? Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так. (показываю, как правильно выполнять упражнение).
Упражнение «Подбери признак».
Ребята, скажите, какая погода может быть зимой?
- Если на улице идёт снег, то погода….(снежная).
- Если на улице мороз, то погода….(морозная).
- Если на улице ветер, то погода….(ветряная).
- Если на улице холод, то погода….(холодная).
Погода зимой бывает разная, но это не мешает детям гулять на улице.
Садитесь на свои места и продолжим играть.
Рано утром во дворах
Снег катает детвора
Несмотря на то, что вьюга
Ставят комья друг на друга.
Шум стоит и гам, и крик
Дети лепят….(снеговика). (выставляю картинку)
Упражнение «Снеговик» (составление предложений)
- Скажи Тимур, кого дети слепили на прогулке?
- Давайте все вместе произнесем четко это слово.
-Сколько слогов в слове снеговик?
-Дарина, какой первый звук в этом слове?
-Ребята, назовите другие слова с этим звуком. Определите, в какой части слова находится этот звук?
- Попробуйте придумать предложение со словом снеговик.
Упражнение «Закончи предложение»
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете его продолжать:
- Падают, кружатся, сверкают, блестят, искрятся…. (снежинки).
- Дует, свищет, метёт, бушует (ветер).
- Катаются, лепят, веселятся, играют (дети).
- Ищут корм, мёрзнут, греются…. (птицы).
А теперь закончите мои предложения словом снеговик, будьте внимательны:
Мы решили слепить (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).
Мы показали соседям нашего (снеговика).
Мы играли с нашим (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о (снеговике).
Физкультминутка:
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз- сюда, два -туда,
Повернись вокруг себя.
Раз- присели, два- привстали
Руки к верху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
Садитесь и подумайте, от какого слова образовано слово снеговик?
- Подумайте и назовите еще несколько слов, которые образованы от слова снег.
(если детям трудно выполнить задание, помогаю вопросами, выставляю картинки).
-Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка)
-Зимой кружатся и падают на землю (снежинка)
-Что мы лепим из снега (снежки)
- Как называются цветы, первыми появляются из-под снега? (подснежники)
- Какую бабу слепили из снега? (снежную)
- Когда идет сильный снег, он падает, как мы это называем? (снегопад)
Все эти слова образованы от слова снег и по этому их можно назвать… родственными.
Игра «Какое слово лишнее?»
Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.
Каток, платок, каток, каток.
Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
Снежок, снежинка, нежный, снеговик.
Ребята, кто такие лыжники? (объяснение детей).
Давайте мы с вами поиграем в лыжников. Пальчиковое упражнение «Лыжники»
У каждого из вас по две пробки – это лыжи. Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу на каждый слог:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной поры!
Лыжники из вас получились отличные. Дома потренируйтесь делать это упражнение.
А сейчас поиграем с мячом в игру «Один – много»
Сосулька снежок льдинка
след снежинка снеговик
сугроб мороз метель
Итог: Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
Какие задания выполняли?
Какое задание было самым трудным?
Какое задание понравилось больше всего?