Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знатоки осени»

Зинаида Пьянкова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знатоки осени»

Цель:

Обобщить и систематизировать знания детей об осени, пополнить словарный запас детей путем познания окружающего мира.

Задачи:

Устанавливать связь между сезонными признаками природы.

Учить сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки осени; в образовании новых слов из двух предложенных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, умение подбирать глаголы, обозначающие действия, активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Осень».

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Знатоки осени“» размещена в разделах

Воспитывать любовь и уважение к Русской природе, учиться замечать её красоту. Воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга.

Предварительная работа: Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и тавдинских поэтов. Рассматривание картин И. Левитан. "Золотая осень", Бродский И. И. " Поздняя осень", Е. Самарская «Краски осени», С. С. Луценко «Золото осени», В. В. Белова «Осень», Ю. В. Крылова «Осенние листья» и картины тавдинского художника В. Н. Ермолаева. Презентация «Осень в картинах русских художников»,наблюдения на прогулке.

Оборудование: картины о поздней и ранней осени, сборник стих, мольберт, мяч, листочки и снежинки, иллюстрации, сундучок с загадками, аудиозапись «Звук ветра».

Ход занятия:

Организационный момент:

- Доброе утро! – Птицы запели.

- Добрые люди

Вставайте с пастели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

Вы поскорее ко мне подойдите

И друзей с собой видите

- Вас в круг, ребята, собираю!

Пообщаться приглашаю!

(Дети собираются около воспитателя)

Сюрпризный момент: (Звук ветра).

Воспитатель: Ребята, слышите какой сегодня сильный ветер. Утром пришла открыла окно проветрить. Посмотрите, что к нам залетело. Что же это?

Дети: Письмо и наш «Семицветик» на конверте

Воспитатель: Значит письмо прилетело правильно, к нам в нашу группу….

Дети: «Семицветик».

Воспитатель: Чужие письма читать нельзя, а это похоже наше, прочтем?

Алексея Плещеева «Осень наступила

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?

Ответы детей: о птицах, осени, травке, цветах…

- Напомните, пожалуйста, а какое сейчас идёт время года? (Идёт осень.)

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы.

Воспитатель: Давайте успокоим сильный, осенний ветер….

Дует ветер нам в лицо, (Дети имитируют дуновение ветра руками)

Закачалось деревцо. (руки вверх)

Ветер тише, тише, тише. (дети приседают)

Деревцо всё выше, выше. (выпрямляются.)

Воспитатель: - Я знаю, что вы любите играть! Давайте поиграем… Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот!

Игра: «Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а осенью….

Летом дни длинные, а осенью …

Летом дожди теплые, а осенью …

А вот осенние загадки «Угадай месяц» (достаю из сундучка)

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касаясь елочек и сосен

Так кто же это? ….(Осень- это? …- время года)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем. (Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?. (Октябрь)

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?. (Ноябрь)

Воспитатель: Про что эти загадки? (Про осенние месяцы)

Давайте назовем осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

А сколько у осени месяцев? (У осени три месяца.)

Итак, за окном у нас ноябрь, последний месяц осени. В народе ноябрь называют «Воротами зимы»

Воспитатель: - Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение:

Игра: «Закончи предложение»

Первый месяц осени… Сентябрь. (Первый месяц осени сентябрь.)

Второй месяц осени… Октябрь. (Второй месяц осени октябрь.);

Третий месяц осени… Ноябрь. (Третий месяц осени ноябрь.)

(Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.)

Воспитатель: - А кто напомнит, какой сейчас наступил осенний месяц?

(Наступил ноябрь последний, третий месяц осени.)

Игра: «Расставь картинки по порядку месяцев» (на мольберте) (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Физминутка: «Осень»

Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками, на выдохе произнесение звука «с».)

Все листочки с веток сдул. (Полу присели.)

Полетели, закружились… (Движения по тексту.)

И на землю опустились. (Приседание.)

Дождик стал по ним стучать

«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя, «барабанить» пальцами по ковру.)

Град по ним заколотил, (Встать, руки на пояс, потопать ногами на месте.)

Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)

Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)

Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)

Воспитатель: - Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Давайте встанем в круг. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. (Добиваюсь полного ответа)

Игра: «Подбери слова – действия»

Ветер (что делает) - дует, вьется, бушует, воет.

Листья осенью (что делают) - листья осенью кружатся, желтеют, падают, засыхают…

Деревья осенью (что делают) - Деревья осенью роняют листья

Дождь осенью (что делает) - дождь осенью моросит, идет, капает, льёт.

Урожай осенью (что делают) - урожай осенью убирают.

Птицы осенью (что делают) - Птицы осенью улетают в теплые края.

Звери осенью (что делают) - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки. Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.

В яркий солнечный день хочется на улицу (что делать) - чтобы поиграть с друзьями, чтобы погулять на улице.

На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.

Воспитатель: Мячик ты скорей поймай и словечко приласкай!

Игра: «Назови ласково» с мячом

Лист-… листочек

Ветер -…

Дождь -…

Дерево -…

Лужа -…

Облако-…

Туча-…

Воспитатель: - Ребята, а теперь вы мне расскажите – осень какая?

Игра: «Подбери слова – признаки»

Осень (какая) - холодная, красивая,

Листья осенью (какие) - красивые, резные, желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Деревья осенью (какие)- ранней осенью - с разноцветными листьями, а поздней осенью - голые.

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий, холодный, мокрый, частый, крупный, мелкий, сильный, косой…

Погода поздней осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная.

Ветер (какой) - сильный, порывистый, холодный…

Небо (какое) - хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.

Воспитатель:— Я буду читать вопросы, а вы будете отвечать «да» или «нет»

Игра: «ДА или НЕТ»

Осень наступает после весны? (Нет. Осень наступает после лета.)

Колючий ветер прилетает? Да.

Морозы осенью бывают? Да. Поздней осенью)

Осенью падает белый, пушистый снег – это листопад? (Нет. Осенью падают листья)

Осенью растут грибы? Да.

Осенью дни короткие, а ночи длинные? (Да. Осенью дни короткие, а ночи длинные.)

Осень все окрашивает в белый цвет? (Нет. Осень окрашивает все в желтый цвет.)

Тучи солнце закрывают? Да.

Часто-часто льют дожди? Да.

Дождь пушистый, теплый, легкий? (Нет. Дождь холодный, мокрый, частый.)

Урожай все собирают? Да.

Ну а птицы гнезда вьют? Нет

Птичьи стаи улетают? Да.

Звери норки закрывают? Да.

Солнце светит очень жарко? Нет

Можно детям загорать? Нет

Ну а что же надо делать?— куртки, шапки надевать?

Воспитатель: - Ребята, А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад.) Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад».

- Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?.

Игра на словообразование

- Вода падает – водопад

- Камни падают – камнепад

-Листья падают - листопад

- Снег падает – снегопад

(Если дети называют слово, опережая события, то педагог уточняет, из каких двух слов оно получилось.)

- Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало!

Итог занятия - Ребята, что мы с вами сегодня делали? Составляли предложения, играли, слушали стихотворения, отгадывали загадки об осени.

- Молодцы! Со всеми заданиями справились. И показали себя настоящими знатоками природы! Всё вы знаете, я вами горжусь!

Давайте мы превратимся в осень и устроим весёлый листопад и снегопад в нашей группе! (Воспитатель подкидывает листья и снежинки вверх, приглашая детей к игре.)

Кому занятие понравилось поднимите - листочек, а кому было скучно, не интересно – снежинку. Я благодарю вас за вашу работу и ваше настроение.

И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это - сочные, ароматные яблочки! Угощайтесь!

Дети: Спасибо! (угощаются яблоками)

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Программное содержание: Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения; Закреплять представления детей об осени, умение выразительно.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Лето наступило» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лето наступило!» Подготовила воспитатель Самарина Е. И. Программное содержание: Формирование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год» Тема: «Новый год» в старшей группе. Задачи: продолжать знакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать картинку, фантазировать,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знатоки осени»
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 21:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД