Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знатоки осени»

Зинаида Пьянкова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знатоки осени»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Обобщить и систематизировать знания детей об осени, пополнить словарный запас детей путем познания окружающего мира.

Задачи:

Устанавливать связь между сезонными признаками природы.

Учить сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки осени; в образовании новых слов из двух предложенных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, умение подбирать глаголы, обозначающие действия, активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Осень».

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Знатоки осени“» размещена в разделах

Воспитывать любовь и уважение к Русской природе, учиться замечать её красоту. Воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга.

Предварительная работа: Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и тавдинских поэтов. Рассматривание картин И. Левитан. "Золотая осень", Бродский И. И. " Поздняя осень", Е. Самарская «Краски осени», С. С. Луценко «Золото осени», В. В. Белова «Осень», Ю. В. Крылова «Осенние листья» и картины тавдинского художника В. Н. Ермолаева. Презентация «Осень в картинах русских художников»,наблюдения на прогулке.

Оборудование: картины о поздней и ранней осени, сборник стих, мольберт, мяч, листочки и снежинки, иллюстрации, сундучок с загадками, аудиозапись «Звук ветра».

Ход занятия:

Организационный момент:

- Доброе утро! – Птицы запели.

- Добрые люди

Вставайте с пастели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

Вы поскорее ко мне подойдите

И друзей с собой видите

- Вас в круг, ребята, собираю!

Пообщаться приглашаю!

(Дети собираются около воспитателя)

Сюрпризный момент: (Звук ветра).

Воспитатель: Ребята, слышите какой сегодня сильный ветер. Утром пришла открыла окно проветрить. Посмотрите, что к нам залетело. Что же это?

Дети: Письмо и наш «Семицветик» на конверте

Воспитатель: Значит письмо прилетело правильно, к нам в нашу группу….

Дети: «Семицветик».

Воспитатель: Чужие письма читать нельзя, а это похоже наше, прочтем?

Алексея Плещеева «Осень наступила

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?

Ответы детей: о птицах, осени, травке, цветах…

- Напомните, пожалуйста, а какое сейчас идёт время года? (Идёт осень.)

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы.

Воспитатель: Давайте успокоим сильный, осенний ветер….

Дует ветер нам в лицо, (Дети имитируют дуновение ветра руками)

Закачалось деревцо. (руки вверх)

Ветер тише, тише, тише. (дети приседают)

Деревцо всё выше, выше. (выпрямляются.)

Воспитатель: - Я знаю, что вы любите играть! Давайте поиграем… Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот!

Игра: «Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а осенью….

Летом дни длинные, а осенью …

Летом дожди теплые, а осенью …

А вот осенние загадки «Угадай месяц» (достаю из сундучка)

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касаясь елочек и сосен

Так кто же это? ….(Осень- это? …- время года)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем. (Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?. (Октябрь)

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?. (Ноябрь)

Воспитатель: Про что эти загадки? (Про осенние месяцы)

Давайте назовем осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

А сколько у осени месяцев? (У осени три месяца.)

Итак, за окном у нас ноябрь, последний месяц осени. В народе ноябрь называют «Воротами зимы»

Воспитатель: - Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение:

Игра: «Закончи предложение»

Первый месяц осени… Сентябрь. (Первый месяц осени сентябрь.)

Второй месяц осени… Октябрь. (Второй месяц осени октябрь.);

Третий месяц осени… Ноябрь. (Третий месяц осени ноябрь.)

(Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.)

Воспитатель: - А кто напомнит, какой сейчас наступил осенний месяц?

(Наступил ноябрь последний, третий месяц осени.)

Игра: «Расставь картинки по порядку месяцев» (на мольберте) (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Физминутка: «Осень»

Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками, на выдохе произнесение звука «с».)

Все листочки с веток сдул. (Полу присели.)

Полетели, закружились… (Движения по тексту.)

И на землю опустились. (Приседание.)

Дождик стал по ним стучать

«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя, «барабанить» пальцами по ковру.)

Град по ним заколотил, (Встать, руки на пояс, потопать ногами на месте.)

Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)

Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)

Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)

Воспитатель: - Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Давайте встанем в круг. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. (Добиваюсь полного ответа)

Игра: «Подбери слова – действия»

Ветер (что делает) - дует, вьется, бушует, воет.

Листья осенью (что делают) - листья осенью кружатся, желтеют, падают, засыхают…

Деревья осенью (что делают) - Деревья осенью роняют листья

Дождь осенью (что делает) - дождь осенью моросит, идет, капает, льёт.

Урожай осенью (что делают) - урожай осенью убирают.

Птицы осенью (что делают) - Птицы осенью улетают в теплые края.

Звери осенью (что делают) - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки. Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.

В яркий солнечный день хочется на улицу (что делать) - чтобы поиграть с друзьями, чтобы погулять на улице.

На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.

Воспитатель: Мячик ты скорей поймай и словечко приласкай!

Игра: «Назови ласково» с мячом

Лист-… листочек

Ветер -…

Дождь -…

Дерево -…

Лужа -…

Облако-…

Туча-…

Воспитатель: - Ребята, а теперь вы мне расскажите – осень какая?

Игра: «Подбери слова – признаки»

Осень (какая) - холодная, красивая,

Листья осенью (какие) - красивые, резные, желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Деревья осенью (какие)- ранней осенью - с разноцветными листьями, а поздней осенью - голые.

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий, холодный, мокрый, частый, крупный, мелкий, сильный, косой…

Погода поздней осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная.

Ветер (какой) - сильный, порывистый, холодный…

Небо (какое) - хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.

Воспитатель:— Я буду читать вопросы, а вы будете отвечать «да» или «нет»

Игра: «ДА или НЕТ»

Осень наступает после весны? (Нет. Осень наступает после лета.)

Колючий ветер прилетает? Да.

Морозы осенью бывают? Да. Поздней осенью)

Осенью падает белый, пушистый снег – это листопад? (Нет. Осенью падают листья)

Осенью растут грибы? Да.

Осенью дни короткие, а ночи длинные? (Да. Осенью дни короткие, а ночи длинные.)

Осень все окрашивает в белый цвет? (Нет. Осень окрашивает все в желтый цвет.)

Тучи солнце закрывают? Да.

Часто-часто льют дожди? Да.

Дождь пушистый, теплый, легкий? (Нет. Дождь холодный, мокрый, частый.)

Урожай все собирают? Да.

Ну а птицы гнезда вьют? Нет

Птичьи стаи улетают? Да.

Звери норки закрывают? Да.

Солнце светит очень жарко? Нет

Можно детям загорать? Нет

Ну а что же надо делать?— куртки, шапки надевать?

Воспитатель: - Ребята, А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад.) Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад».

- Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?.

Игра на словообразование

- Вода падает – водопад

- Камни падают – камнепад

-Листья падают - листопад

- Снег падает – снегопад

(Если дети называют слово, опережая события, то педагог уточняет, из каких двух слов оно получилось.)

- Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало!

Итог занятия - Ребята, что мы с вами сегодня делали? Составляли предложения, играли, слушали стихотворения, отгадывали загадки об осени.

- Молодцы! Со всеми заданиями справились. И показали себя настоящими знатоками природы! Всё вы знаете, я вами горжусь!

Давайте мы превратимся в осень и устроим весёлый листопад и снегопад в нашей группе! (Воспитатель подкидывает листья и снежинки вверх, приглашая детей к игре.)

Кому занятие понравилось поднимите - листочек, а кому было скучно, не интересно – снежинку. Я благодарю вас за вашу работу и ваше настроение.

И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это - сочные, ароматные яблочки! Угощайтесь!

Дети: Спасибо! (угощаются яблоками)

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» Программное содержание: Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения; Закреплять представления детей об осени, умение выразительно.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Лето наступило» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лето наступило!» Подготовила воспитатель Самарина Е. И. Программное содержание: Формирование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год» Тема: «Новый год» в старшей группе. Задачи: продолжать знакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать картинку, фантазировать,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знатоки осени»
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 21:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знатоки осени»» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Пьянкова (УИ 525475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД