Получи документы

Конспект занятия по развитию речи «Зимняя сказка» в подготовительной группе

Ирина Царева
Конспект занятия по развитию речи «Зимняя сказка» в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: «Зимняя сказка».

В подготовительной группе.

Цель: Активизировать познавательную деятельность детей в разных видах деятельности на занятии.

Задачи.

- Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки

- Упражнять в подборе определений к заданному слову

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Зимняя сказка“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании.

- Развивать у детей выразительность речи : умение произносить фразы и предложения с различной интонацией, силой голоса

- Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание

Ход занятия.

Воспитатель: добрый день ребята! Наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Как махнула рукавом,

Все покрыла серебром!

Воспитатель задает вопросы.

- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? (Ответы детей).

- Почему зиму называют здесь царицей? (Ответы детей).

- Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»? (Ответы детей).

- На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку про зиму:

Кто, угадай - ка?

Седая хозяйка,

Тряхнет перинки,

Над миром пушинки!

Воспитатель: Расскажите, какие образные выражения используются в этой загадке. Почему зима называется в ней седой хозяйкой? Какие перинки трясет зима и что же за пушинки вылетают из них? (Ответы детей).

Воспитатель: А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.

Он вошел - никто не видел.

Он сказал - никто не слышал.

Дунул в окна и исчез.

А на окнах вырос лес.

Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает – ковром устилает.

Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку.

Воспитатель: Зимой лес выглядит сказочно : деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.

- Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый).

- Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одетые в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики).

- Снегопад в лесу, какой он? (Снежные хлопья, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение).

Воспитатель: После прогулки по лесу я предлагаю вам немного передохнуть на полянке, где очень много домиков лесных жителей.

Воспитатель: В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (Лисий.) Поговорим о лисе. Лиса умеет … рыть нору. (Воровать кур в деревне, охотиться за мышами, запутывать следы, прятаться и т. д.) Ребята, вы знаете, что героями народных сказок часто являются разные звери, которым присваиваются различные человеческие качества. Скажите, пожалуйста, какая лиса в русских сказках? (Ответы детей).

Воспитатель: В другом доме живет медведь. Чей дом? (Медвежий.) Я знаю, что медведь умеет … (плавать, лазать по деревьям, ловить рыбу, лакомиться медом, разорять муравейники и т. д.) А медведь чаще всего какими качествами обладает в сказках? (Ответы детей).

Воспитатель: В этом доме живут зайцы. Чей дом? (Заячий.) Заяц умеет … (прыгать, бояться, запутывать следы, грызть капусту и т. д.) Какими качествами обладает заяц в русских сказках? (Ответы детей).

Игра «Расскажем сказку вместе».

Воспитатель разбивает детей на команды. Раздает детям в произвольном порядке карточки с сюжетными картинками, на которых изображены отрывки из известных русских народных сказок. Получается так, что детям одной команды достаются карточки с картинками из разных сказок. Задание: каждой команде придумать новую сказку, разложив карточки в любом порядке, и рассказать ее вместе.

Раз - присядка, (Присесть).

Два - прыжок. (Подпрыгнуть).

А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза).

Любят долго потянуться, (Потянуться).

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).

Рыжим хвостиком вильнуть. (Движение бедрами вправо - влево).

А зайчата - спинку выгнуть (Наклон вперед).

И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок вверх).

Ну а Мишка косолапый, (Согнуть руки в локтях).

Широко расставив лапы, (Ноги на ширине плеч).

То двумя, то всеми вместе (Переступание с ноги на ногу).

Долго топчется на месте.

Начинает все сначала.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить русскую сказку «Лиса и волк», в которой лиса научила волка ловить рыбу из проруби хвостом. Хотите, попробуем разыграть эту сказку по ролям? (Ответы детей).

Воспитатель: Но сначала нужно прорепетировать. Первое требование к актерам: они должны четко проговаривать все слова своей роли. Для этого актеры специально тренируются. Этим займемся и мы.

Лучшая тренировка - скороговорки.

Воспитатель: Даю вам задание: четко и ясно произнести скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».

Воспитатель: Какой звук встречается в этой скороговорке чаще других? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, звук «р». Сначала давайте вспомним, как мы произносим звук «р». Повторение артикуляции звука «р» : язык прижат к верхним зубам, губы сомкнуты, между ними узкая щель. Воздушная струя вырывается изо рта с силой. Можно попросить детей положить пальчики на горлышко, чтобы ощутить дрожание голосовых связок (подключение осязания).

Воспитатель: А теперь наша скороговорка: «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят». Сначала скажем ее медленно, все вместе.

Воспитатель: А теперь попробуем разные фразы произнести с разными чувствами. Давайте вспомним эпизод сказки, в котором лисичка притворилась мертвой. Мужик положил ее в сани, а лисичка из них всю рыбу выбросила и сама убежала. Вот приехал мужик домой и видит, что рыбы нет. Он говорит: «Вся рыба куда-то пропала». Давайте попробуем произнести эту фразу по-разному.

- Сначала скажем ее утвердительно.

- Мужик рассержен, раздосадован.

- Он страшно огорчен, чуть не плачет.

Воспитатель: Молодцы, здорово у вас получается. А теперь представьте себе волка, который сидит у проруби и ловит в ней рыбу с помощью собственного хвоста. Он говорит: «Ловись, ловись рыбка, большая и маленькая».

- Он говорит эту фразу с воодушевлением, представляет, сколько рыбы поймает.

- Волк говорит с досадой: рыба все не ловится, а он уже устал сидеть.

- Хищник просит, уговаривает рыбку, чтобы она поймалась.

- Зверь очень замерз, у него зуб на зуб не попадает, и он уже не надеется, что поймает рыбу.

Воспитатель: Что же, все, что мы сейчас говорили, я думаю, очень поможет нам, когда мы будем разыгрывать сказку «Лиса и волк».

Итог.

Воспитатель предлагает детям подобрать атрибуты разных театров: игрушки бибабо, настольный театр, маски - для самостоятельной инсценировки сказки.

Воспитатель: Ну что, понравилось вам наше занятие? (Ответы детей).

Какая у нас получилась великолепная зимняя сказка.

Воспитатель: Вы молодцы, за ваше старание и усердие, вот вам ребятишки вкусное угощение.

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сказка на новый лад» Творческое рассказывание на тему «Сказка на новый лад». Цель:Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные.

Конспект занятия по аппликации из тюля «Зимняя сказка» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по аппликации из тюля «Зимняя сказка» в подготовительной к школе группе Чтобы окунуться в сказочное предновогоднее время не обязательно быть волшебником. Достаточно быть творцом, который может превратить старую.

Конспект занятия по окружающему миру «Зимняя сказка» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Зимняя сказка». В подготовительной группе. Программное содержание: - Обобщить и систематизировать.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Зимняя сказка» Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Зимняя сказка». В подготовительной группе. Задачи. - Пробудить интерес к исследованию окружающего.

Конспект занятия по развитию речи «Белая сказка» Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о белом цвете, о зиме и ее признаках. Совершенствование грамматического строя.

Конспект занятия по развитию речи «Обувь» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Обувь». В подготовительной группе. Цель: - Расширять и активизировать словарь по теме. - Учить.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Страну Красивой Речи» в подготовительной группе Конспект занятия  по развитию речи. Тема: «Путешествие в Страну  Красивой Речи». В подготовительной группе. Цель: Обогащение словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Зимняя сказка» в подготовительной группе
Опубликовано: 27 декабря 2023 в 09:23
+144Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД