Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с баснями И. А. Крылова». Подготовительная группа

Татьяна Лисица
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с баснями И. А. Крылова». Подготовительная группа

Программное содержание:

1. Познакомить детей с басней, её жанровыми особенностями.

2. Осознавать и понимать идею басни.

3. Выражать своё отношение к персонажам, правильно оценивать и характеризовать их нравственные качества.

4. Понимать значение пословиц и связывать значение пословицы с ситуацией в басне.

5. Обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста.

6. Пополнить словарь детей образными выражениями из басни.

7. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

Материалы: портрет писателя И. А. Крылова, иллюстрации к басням, костюмы персонажей басен.

Предварительная работа: чтение басен И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Лисица и виноград», заучивание басен наизусть детьми.

Обогащение словаря: трудолюбивый, труженик, мастер – золотые руки, рукодельник, рукодельница, беззаботный, легковерный, льстивая, коварная, рдеют, яхонт.

Выражения из басен: из кожи лезут вон; воз и ныне там; хоть видит око, да зуб неймёт.

Ребята, мы с вами читали много литературных произведений. Существуют разные жанры художественных произведений. Назовите, какие вы знаете?

- Сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки, поговорки.

- А ещё в литературе существует такой жанр, как басня. Что же это такое? Мы сегодня с вами узнаем. Басня - краткий рассказ в стихах или прозе, имеющий нравоучительный характер. В каждой басне высмеиваются и осуждаются пороки людей. Героями басен чаще всего являются животные, наделенные человеческими чертами. Басни известны с древних времен. Они возникли в народной среде как произведения устного народного творчества.

Сегодня мы познакомимся с баснями И. А. Крылова (показ портрета).

И. А. Крылов – русский писатель, баснописец, родился в Москве в XVIII (в 1769 г.) в семье армейского офицера. Детские годы Крылова прошли в г. Тверь. Крылов рано остался без отца, поэтому познал материальные лишения. Ещё подростком вынужден был поступить на службу писарем.

Затем он с матерью и маленьким братом переезжают в Петербург, где он устраивается на службу мелким чиновником. Отсутствие систематического образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, выучил французский и итальянский языки.

И уже в 14 лет написал комическую оперу «Кофейница». В 1786-88 годах создает комедии «Сочинитель в прихожей», «Проказники», где высмеивает безделье дворян (сословие состоятельных людей). Через несколько лет Крылов пишет комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», которые имели большой успех. Позже писатель устраивается помощником библиотекаря в императорскую Публичную библиотеку. И в 1809 году выходит его первая книга басен, о которых мы сегодня с вами будем говорить (показ книги, название басен, показ иллюстраций).

-Ребята, скажите, как вы понимаете слово «трудиться»? (ответы детей).

- Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он? (трудолюбивый, труженик)

- Какие пословицы о труде вы знаете?

1. Делу время – потехе час.

2. Трудиться – всегда пригодится.

3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

4. Сделал дело, гуляй смело.

- Чему учат эти пословицы? (быть трудолюбивым).

Сейчас мы с вами послушаем басню «Стрекоза и Муравей». Попробуйте догадаться, что в ней высмеивается? (Чтение басни детьми по ролям Саша, Диана)

- О ком говорится в басне?

- О чем просила Муравья Стрекоза?

- Что ответил Муравей?

- Похвалил он Стрекозу или осудил? (ответы и рассуждения детей)

В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Какой Муравей в басне? (трудолюбивый, труженик). А какая Стрекоза? (легкомысленная, ленивая, беззаботная). Пословицы о лени.

Ребятки, мы уже сказали, что басня – это поучительная история. Чему учит басня «Стрекоза и Муравей»? (нужно трудиться, заботиться о себе).

В басневстретилось много интересных слов и выражений:

Зима катит в глаза – как вы понимаете эти слова? (наступает, приближается).

Помертвело чисто поле – почему так говорят? (опустело, пожелтело, ничего больше не растет)

Злой тоской удручена – (печальная озабоченная)

- А сейчас скажите, когда человека хвалят?

- Верно. Хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслуженно. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят – это называется лестью. Льстить так же нехорошо, как и врать, обманывать.

- А сейчас послушайте, кто в этой истории льстит и для чего? Чтение басни «Ворона и Лисица» (Вероника, Алина)

- Кто льстил в этой басне? Для чего она это делала?

- Какой вам показалась в этой истории Ворона? (глупая, легковерная, наивная, доверчивая)

- А какая в басне Лиса? (хитрая, льстивая, коварная, плутовка).

- Чему учит эта басня? (нельзя верить лести, нельзя быть слишком доверчивым).

- Как вы понимаете выражения : плутовка к дереву на цыпочках подходит? (крадется)

С ним была плутовка такова (убежала с сыром).

Музыкальная физкульт минутка

- А сейчас послушайте басню «Лебедь, Рак и Щука» и подумайте, в чем смысл этой басни? Чтение басни.

- Как вы думаете, старались ли Лебедь, Щука и Рак сдвинуть воз с места?

- Как об этом говорится в басне?

- Почему же их дело «не шло на лад»?

- Как вы понимаете слова «из кожи лезут вон»?

- Найдите в басне слова, где дается поучение.

- Когда так говорят: «Воз и ныне там»?

- Ребятки, а в еще одной басне И. А. Крылова говорится о том, как Мартышка, Осел и Медведь решили сыграть квартетом.

- Кто знает, что такое квартет? (это игра на музыкальных инструментах вчетвером).

- А что же получилось у зверей в басне, мы сейчас послушаем.

Чтение басни.

- Получилась ли игра у зверей? Почему?

- Что предпринимали звери, чтобы сыграть?

- К кому обратились звери с просьбой помочь им сыграть?

- Что ответил Соловей? («Чтоб музыкантом быть, так надобно умение»).

- Какова мораль басни? (чтобы что-то сделать, нужно этому научится).

Вывод: Учиться всегда пригодится.

- А сейчас послушайте басню «Лисица и виноград». В басне много незнакомых слов. Например, слово «рдеть» - наливаться и краснеть на солнце. Виноградные кисти рделись – краснели на солнышке.

«Кисти, словно яхонты горят» - яхонт – драгоценный самоцветный камень красного цвета.

- О чем говорится в басне?

- Как Лиса пыталась достать виноград?

- Как вы понимаете слова «хоть видит око, да зуб неймет»?

- Какая Лиса в басне?

А сейчас слушаем еще одну басню, которая называется «Слон и Моська». (Максим, Даша) Моська – это кличка собаки. В басне встретится еще одна кличка собаки – Шавка. Обратите внимание на ее совет Моське.

Чтение басни.

Как вы думаете, почему Слон не обращал внимание на лай Моськи? (так как она маленькая и не представляла опасности).

- Моська понимала это?

- Что ей говорила Шавка?

- Чем объяснила Моська свое поведение? (пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона»)

- Какая Моська в басне? (задиристая, хочет, чтоб о ней говорили, будто она смелая).

Рефлексия:

- Ребята, сегодня мы познакомились с баснями И. А. Крылова, узнали о басне как о жанре литературного произведения.

- Какая басня вам больше понравилась и о чем? (ответы детей).

- Таким образом, из басен мы поняли, что нужно трудиться, не быть слишком доверчивым, уметь договариваться, если задумали, делать дело дружно и каждый день чему-то учиться.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Знакомство с произведением Л. Толстого «Пожарные собаки» Конспект комплексного занятия по развитию речи «Знакомство с произведением Л. Толстого «Пожарные собаки». Цель: учить детей пересказу произведения,.

Конспект НОД по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Знакомство с профессией» 1. Введение в игровую ситуацию: 1. (Дети проходят в зал, здороваются) Ребята, скажите мне, пожалуйста, люди каких профессий работают в нашем.

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с народами Башкортостана посредством сказки» Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, художественно – эстетическая, сюжетно - ролевая. Развивающие задачи: уметь.

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с народами Башкортостана посредством сказки» Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, художественно – эстетическая, сюжетно - ролевая. Развивающие задачи: уметь.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой»Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой» УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Конспект открытое занятия по развитию речи первая.

Конспект по развитию речи «Знакомство со звуком (К)» Знакомство со звуком (К) Цели: обогащение словаря, развитие связной речи, грамматическое строя; знакомство со звуками [К] и [К']; совершенствование.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с машиной» Цель: познакомить детей с машиной, создать положительный настрой детей, способствовать формированию игровой мотивации детей. Программное.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Цель: Создать условия для восприятия детьми правильной артикуляции звука У в процессе игровой и творческой деятельности. Задачи: • Развивать.

Занятие НОД по развитию речи для младшего возраста «Знакомство с насекомыми» Цель: познакомить детей с насекомыми, какую пользу или вред приносят, кто где живет. Задачи: - совершенствовать слуховое внимание; -совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с игрушечным зайцем» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Солнышко» комбинированного вида Конспект занятия по.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Детские писатели
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с баснями И. А. Крылова». Подготовительная группа
Опубликовано: 5 декабря 2015 в 12:49
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

Коллективная работа по аппликации «Корзина подснежников для мамы» в старшей группе
Цель: Создание объёмной аппликации «Корзина подснежников для мамы» к празднику 8 Марта. Задачи: - Совершенствовать технику аппликации – составлять...
Спортивный праздник, посвященный 8 Марта – «Я и моя мамочка — спортивная парочка!»
Цель: Создать праздничное настроение, уютную, домашнюю обстановку, привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни группы. Помочь лучше узнать...
Стенгазета «Мамочка милая моя!» в младшей разновозрастной группе
Здравствуйте уважаемые коллеги! Совсем скоро праздник 8 марта! 8 марта один из важных праздников к которому ответственно готовятся все образовательные...