Наталья Куликова
Конспект занятия по развитию речи «Знатоки родного языка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи «Знатоки родного языка».
Программное содержание:
Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Упражнять в умении составлять предложения, согласовывать слова в предложении.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Знатоки родного языка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Расширять представления по теме, обогащать словарь по теме, развивать связную речь.
Упражнять в умении образовывать сравнительную степень имен прилагательных.
Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами преувеличения.
Формировать умение проговаривать скороговорку медленно, четко, тихо, громко, в быстром темпе.
Составлять слова из букв заданного слова.
Развивать внимание, логическое мышление,
Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать их,
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть в команде, договариваться, помогать друг другу, сопереживать, радоваться успеху товарищей.
Предварительная работа: просмотр эпизодов телевизионной игры «Форт Боярд».
Материалы: презентация к игре-викторине, телеграмма, корабль, ступеньки, морские обитатели, картинка «Корабль», схема, буквы, тарелочки с песком, сундук с сокровищами, ключи, свитки с заданиями.
Дети входят в группу.
Здравствуйте дорогие гости, мы рады вас приветствовать у нас в гостях. Давайте поздороваемся с гостями.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Ребята, сегодня к нам в садик пришла телеграмма.
Прислал нам эту телеграмму старец Фура. «Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут старец Фура. Я приглашаю вас принять участие в игре-викторине «Знатоки родного языка». Приглашаю в «Форт Боярд». Вам нужно выполнить задания, которые написаны на свитках. За каждое правильно выполненное задание вы получите ключ. Собрав все ключи в конце игры вы сможете открыть сундук с сокровищами. Желаю вам удачи».
Ребята, хотите отправиться в «Форт Боярд».
Дети. Да.
Воспит. Крепость находится в море. А как нам туда добраться?
Дети. На корабле.
Воспит. Корабль у нас не простой. Чтобы отправиться на нем в плавание надо подобрать однокоренные слова-родственники к слову вода. (Дети стоят в кругу называя слово и передавая друг другу флажок, назвав слово садятся в корабль.)
Ответы детей: водица, водичка, водный, подводный, водяной, водопад, водолаз, водоем, водовод, водопровод, водосток, водоворот, водоканал, водокачка, водолюб, водолечение, водомерка, водонос, водоплавающий, водопой, водоросли, водолюбивые…
Молодцы. Занимайте места на корабле.
(Дети занимают места на корабле).
Чтобы отправиться в путешествие необходим «Ветерок». Вытяните губы вперед трубочкой и подуйте на султанчики. Воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются, выдох должен быть длительным, плавным, щеки не надувать.
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик подгоняй.
Вот мы и приплыли.
Ребята, посмотрите свиток с заданием. Слушайте внимательно: «Чтобы попасть в крепость нам надо проговорить скороговорку. (Картинка на магнитной доске.)
Вез корабль карамель.
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
Теперь скороговорку расскажем шепотом, теперь громко, а сейчас быстро. (Групповые, подгрупповые, индивидуальные ответы)
Воспит. Молодцы, а вот и лесенка. А вот и наш ключ. Поднимаемся в крепость. (Дети проходят по лесенке.)
Молодцы справились с этим заданием. Следующее задание. Назвать части тела у маленькой рыбки и у огромной рыбины. (Слайды)
Ответы детей. Глаз. У маленькой рыбки глазик, а у рыбины глазище.
Хвост. У маленькой рыбки хвостик, а у акулы хвостище.
Плавник. У маленькой рыбки плавничок, а у рыбины плавничище.
Рот. У маленькой рыбки ротик, а у рыбины ротище.
Зуб. У маленькой рыбки зубик,а у рыбины зубище.
Голова. У маленькой рыбки головка, а у рыбины головища.
Молодцы справились, заработали еще один ключ.
А это новый свиток с заданием. Давайте прочитаем.
«Следующее испытание, составьте предложение». (На экране нарисованы ракушки со словами, нужно прочитать и составить предложение).
В, остров, море, стоит. (Остров в море стоит.)
Играют, догонялки, черепахи, в. (Черепахи играют в догонялки.)
Волнам, по, плывет, кораблик. (Кораблик плывет по волнам.)
Живет, дне, на, краб. (Краб живет на дне.)
Дети составляют предложение, слова встают на свои места.
Воспит. Молодцы. Справились с заданием. Вот наш ключ.
А вот и новый свиток. Следующее испытание. «Составьте слова из букв слова – шоколадка». Составить слова только из имеющихся букв и выложить у себя на столе.
Ответы детей (шоколад, кошка, лодка, шок, кок, школа)
Молодцы. Заработали еще один ключ.
Следующее задание. Расскажите сказку. Давайте, ребята расскажем сказку про дельфина.
Кинезиологическая сказка «Два дельфина»….(способ организации – сидя за столом)
Жил-был дельфин и звали его Дымок (дети показывают правый кулачок).Он очень любил гулять (упражнение «Кулак – ладонь»). На морском дне росли высокие водоросли (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кораллы (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).
И вот однажды, Дымок вышел из своего домика и отправился прогуляться (выполнение упражнения «Домик» : руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, «Кулак – ладонь») и встретил другого дельфина. Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кулак – ладонь» в быстром темпе).
Его звали Уголек. Они подружились и стали играть в догонялки. (выполнение упр. «Кулак – ладонь» с одновременной сменой позиции).
И тут Дымок нашел колечко (упр. «Колечко» : поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!», они стали примерять колечко, но колечко оказалось им велико. И тут колечко упало и укатилось.
Дельфины поплыли дальше и встретили морского конька. Он был очень грустный. Они решили его развеселить и показали интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но морской конек все равно был грустный. Они решил научить его танцевать «Лезгинку» (Упражнение «Лезгинка» со словами «Мы Лезгинку танцевали, наши пальцы не устали). Морской конек улыбнулся и поблагодарил их. Они простились и отправились домой. (Упражнение «Домик»). По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки» : правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома (упр. «Домик» : руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются). Уставшие легли спать (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
Ребята, обитатели соседнего острова приглашают нас на разминку. (Логоритмика «У жирафа …». Дети выполняют стоя в кругу.)
Молодцы. Немного отдохнули, теперь самое трудное испытание. «Опишите любого морского обитателя по схеме не называя его и нарисуйте отгадку на песке». (3-4 ребенка составляют описательный рассказ, остальные дети рисуют отгадку на песке).
Молодцы. Заработали последний ключ. А теперь пойдемте открывать сундук с сокровищами. Ребята, посмотрите, сундук открылся. А внутри сокровища. Золотые монетки и медали. Вы их честно выиграли.
Давайте попрощаемся с гостями, нам пора домой. (Уплывают на корабле домой).