Мария Наумова
Конспект занятия по развитию связной речи «Расскажем Незнайке о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие.
Цель: Составление рассказов по сюжетным картинам.
Образовательные задачи:
- Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима».
- Закрепить умение составления плана рассказа.
- Тренировать навык составления описательных рассказов.
Развивающие задачи :
- развивать связную речь, формировать целостное впечатление о изображенном на картине, диалогическую и монологическую речь дошкольников;
- Развивать слуховое внимание и зрительную память.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Расскажем Незнайке о зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- Продолжать развивать артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.
- Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.
- Формировать эмоциональную отзывчивость, навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: Сюжетные картины: «Зима в городе», «Зима в деревне»; магнитно-маркерные доски, кукла для артикуляционной гимнастики «Незнайка», бумажные снежинки, аудиозапись «звуков зимы», рисуночный план составления рассказа.
Предварительная работа: составление рассказов по сюжетной картине и серии картин на индивидуальных занятиях с логопедом, чтение художественного произведения Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей», разучивание физкультминутки «Зима».
Организационно-мотивационный этап:
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте дружно их поприветствуем.
Дети здороваются с гостями, садятся на стулья.
Логопед: Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, я предлагаю отгадать вам загадку: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).
Дети: Зима!
Логопед: Верно, сегодня мы будем говорить о зиме. Скажите, кто-нибудь из вас любит зиму? А за что вы её любите? Как можно проводить время зимой на улице?
Ответы детей: Любим (не любим, можно кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.
Логопед: Да, ребята, зима – прекрасное время года! А сейчас я предлагаю вам послушать, как звучит зима и попробовать отгадать что звучит. Сможете?
Дети: Сможем!
Логопед: Тогда закрывайте глаза и слушайте внимательно.
Звучит аудиозапись звуков: скрип снега под ногами, вьюга, смех детей на прогулке. Дети высказывают свои предположения и обсуждают когда можно услышать эти звуки, какое настроение у ребят, когда они их слышат. Последней звучит запись голоса Незнайки «Ой, ой, ой, как холодно! Ой, ой, ой,ой, ой…» и одновременно с этим раздаётся стук в дверь.
Логопед: Ой, кто это? Что-то не похоже на звуки зимы? Пойду, проверю, кто стучит.
Возвращается с куклой для артикуляционной гимнастики Незнайкой.
Незнайка : Как же холодно! Что же это такое?
Логопед: Ребята, посмотрите, что за чудеса, кто же это пожаловал к нам в детский сад? Вы узнали этого мальчика?
Дети: Незнайка!
Логопед: Да, действительно это Незнайка. Что ты тут делаешь?
Незнайка : Мы построили новый воздушный шар и отправились путешествовать, я вот чуууууточку решил выглянуть из корзины и вот …. свалился …. А тут таааакое, белое всё, холодное какое -то, ни цветов, ни насекомых….
Логопед: Ну, Незнайка, у тебя как всегда приключения! Ребята, как вы думаете, что так удивило Незнайку?
Дети: Снег, зима, погода и т. п.
Логопед: Правильно! У нас, Незнайка, сейчас зима, а зимой холодно и не бывает цветов, снег кругом лежит.
Незнайка : Зима? Никогда не слышал! Это что, всегда так холодно у вас?
Логопед: Нет, Незнайка, зима длится у нас три месяца, а потом становится теплее.
Ребята, как называются зимние месяцы? А какой месяц сейчас?
Ответы детей: Декабрь, январь, февраль. Сейчас февраль.
Незнайка : Очень интересно, никогда не слышал о таком, у нас в Цветочном городе всегда тепло.
Логопед: Ребята, может быть, вы сможете рассказать Незнайке о зиме?
Дети: Да!
Незнайка : Вот здорово! Давайте!
Основная часть:
Логопед: Только прежде чем мы начнем рассказывать, нам нужно сделать гимнастику для языка, чтобы говорить красиво, правда, ребята?
Незнайка : О! А я тоже умею делать такую гимнастику! У нас в цветочном городе каждый коротышка это умеет, доктор Пилюлькин всех научил!
Логопед: Отлично! Значит, Незнайка будет нам показывать, а мы дружно выполнять.
Выполняют артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Чистим зубки», «Качели», «Лошадка».
Логопед: Замечательно! Я приготовила сегодня для занятия картины, думаю, что они отлично подойдут нам, чтобы рассказать Незнайке о зиме. Посмотрите на них.
Логопед открывает две картины: «Зима в деревне» и «Зима в городе».
Логопед: Чем похожи эти две картины? А чем они отличаются?
Дети: На них изображена зима. На одной картине город, а на другой деревня.
Логопед: Правильно! Я предлагаю вам разделиться на две команды, одна команда будет рассматривать, и рассказывать о зиме в городе, а другая о зиме в деревне.
Логопед условно делит детей на команды, перед каждой командой ставится картина.
Логопед: Давайте устроим небольшое соревнование: вы внимательно рассмотрите картины, а потом я их закрою и каждый по очереди будет называть то, что запомнил на картине. За каждый ответ я буду давать снежинку, а потом проверим, чья команда была внимательнее.
Детям даётся время на рассматривание, затем педагог закрывает картины, и участники команд по очереди называют, что увидели на картине. ( Например: дети катаются с горки, ребята лепят снеговика, снегоуборочная машина убирает снег, хозяйка кормит животных и т. д.)
Логопед: Отлично! Вы очень внимательно рассмотрели картины и многое запомнили. А теперь, давайте немного подвигаемся и покажем Незнайке, как мы проводим время зимой.
Физкультминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой! (хлопают в ладоши)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Логопед: Молодцы! Садитесь, пожалуйста, на свои места. Ребята, чтобы рассказать Незнайке о зиме и ничего не забыть, нам нужен план.
Логопед: С чего вы начнёте рассказ?
Дети: Мы начнем рассказ с описания времени года.
Дети: Расскажем о том, что на картине нарисована зима, какая погода.
Логопед: О чем вы будете рассказывать дальше?
Дети: Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.
Логопед: О ком вы еще расскажете?
Дети: Мы расскажем о взрослых, чем они занимаются.
Логопед: Чем вы закончите рассказ?
Дети: Мы закончим рассказ описанием настроения от картины.
Логопед выставляет план рассказа с помощью символов, затем по1-2 ребенка от каждой команды составляют рассказ самостоятельно.
Примерное содержание рассказа «Зима в городе» : На картине нарисована зима. Ясный, зимний день дети вышли на прогулку, посреди улицы стоит нарядная ёлка. Мальчики лепят снеговика, недалеко от них малыши катаются с горки на санках и снегокате. Слева на картине мы видим каток, ребята катаются на коньках. Справа на картине мы видим мальчика на лыжах, он подъехал к папе, который вешает кормушку для птиц. На улице работает снегоуборочная машина – чистит дорогу от снега, а на остановке автобуса прибирается дворник. Детям на картине весело, им нравится зимняя прогулка. Картина вызывает радостное настроение и желание играть на улице.
Подведение итогов. Оценка работы детей:
Логопед: Ну как, Незнайка, понравились тебе рассказы ребят?
Незнайка : Да, очень понравились! Я многое узнал, и теперь всем друзьям буду рассказывать, как хорошо зимой.
Логопед: Ребята, нам пора заканчивать наше занятие. Понравилось ли оно вам?
Что больше понравилось? Что было трудно? А что вы чувствовали, когда рассказывали о зиме Незнайке?
Ответы детей.
Логопед: Вы сегодня постарались, составили интересные рассказы. Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
Дети прощаются с гостями, покидают группу.