МААМ-картинки

Конспект занятия «Лаборатория волшебства и чудес» (исследовательская деятельность в подготовительной группе)

Светлана Пилявская
Конспект занятия «Лаборатория волшебства и чудес» (исследовательская деятельность в подготовительной группе)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

закрепить знания детей о свойствах воды,

учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;

формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развивающие задачи:

Публикация «Конспект занятия „Лаборатория волшебства и чудес“ (исследовательская деятельность в подготовительной группе)» размещена в разделах

развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.

воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Предварительная работа:

просмотр презентации «Зачем нужна вода»;

чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме;

беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода»;

изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе;

рассматривание и изготовление алгоритмов, схем, знакомство с материалом и оборудованием, проведение опытов и экспериментов.

Материал и оборудование:

сода, красители, лимонная кислота, газированная вода, виноград;

мерные ложечки, сосуд, масло подсолнечное, вода, пипетки;

алгоритмы проведения экспериментов, презентация;

халаты, шапочки, фотоаппарат, интерактивная доска.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Я рада видеть Вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведём вместе. Пусть Вам он принесёт радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Слайд № 2

Воспитатель: - Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:

- Она бежит, бурлит, играет,

И даже по небу летает.

Не уследишь — может пролиться,

Высоко в небо испариться.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Встречается везде по свету,

Скажите, что за чудо это?

Дети: Вода.

Слайд №3

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомним, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода? (ответы детей).

Слайд №4, Слайд№5

Дети: Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются. Вода растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах. Вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей).

- Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам. Я предлагаю вам сходить в лабораторию.

- А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

Лаборатория, это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.

Но прежде чем идти в лабораторию давайте вспомним правила безопасности!

В лаборатории нужно четко выполнять инструкции по безопасности: не надо толкаться, мешать друг другу, берем только те предметы, которые я назову.

Слайд № 6,7,8,9.

Дети и воспитатель достают и надевают специальную одежду.

Воспитатель: – Вот мы и похожи на настоящих ученых - исследователей, и можем спокойно приступать к нашей исследовательской деятельности.

(Перед интерактивной доской стоят три стола с необходимым оборудованием).

Раздается звонок СКАЙПА.

Слайд №10, Слайд №11

Воспитатель: Ребята слышите, нас кто-то вызывает на связь.

СКАЙП: Здравствуйте уважаемые коллеги, я рад приветствовать вас в своей лаборатории. Сегодня произошел сбой в главном компьютере нашего научного института, и результаты многих экспериментов пропали, теперь их необходимо восстановить. Посовещавшись, мы решили поручить это задание вам. Вы готовы приступить к исследованиям? Тогда не будем терять ни минуты. В нашем архиве остались только схемы, надеюсь, они вам помогут (воспитатель берет схемы, раздает их детям). Огромная к вам просьба, все исследования нужно будет сфотографировать.

Воспитатель: Ну что ребята, поможем? Мы должны с вами рассмотреть первую схему обсудить её и определить последовательность выполнения действий.

Опыт № 1.

Дети подходят к столу, на котором стоят стаканы со свежей газированной водой и миска с виноградинками. Объяснить, что в стаканчиках налита волшебная газированная вода.

Воспитатель: Ребята возьмите виноградинку и бросьте ее в газированную воду. Что происходит? (Виноградины то всплывают, то опускаются.)

- Кто скажет, почему это происходит?

- Правильно ребята. Виноградина чуть тяжелее воды и опускается на дно. Но на нее тут же садятся пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Их становится так много, что виноградина всплывет. Но на поверхности пузырьки лопаются и газ улетает. Отяжелевшая виноградина снова опускается на дно. Потом она снова покрывается пузырьками газа и снова всплывает. Так будет продолжаться несколько раз, пока все пузырьки не лопнут.

Слайд №12

Слайд №13

Воспитатель: Не устали? А теперь, давайте немного отдохнем.

Слайд №13

Физминутка.

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили!

Идем в лабораторию №2.

Опыт №2 «Радуга в стакане воды».

Воспитатель: Идем в лабораторию №2. - Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку.

Загадка

На минуту в землю врос

Разноцветный, чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

Дети: Радуга.

Слайд №14

Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?

Дети: На небе.

Воспитатель: Когда она появляется?

Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу, только из трех цветов – в пробирке. И конечно же мы не будем ждать, когда пойдет дождь. И сейчас я вас этому научу. Мне нужны три помощника.

Воспитатель просит налить в чистую пробирку окрашенную воду слоями с помощью пипетки: зеленую, желтую и красную. Что происходит? (ответы детей).

Воспитатель: Вода смешивается.

- Не расстраивайтесь мои юные волшебники. Сейчас мы с вами при помощи сахара попытаемся сделать радугу. Итак, для нашего волшебства понадобятся : вода, стеклянные стаканчики, сахар, краски, ложки и пробирка.

Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л.

В три стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 чайные ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане).

Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки, перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой.

Теперь самое интересное. Возьмите шприцы и наберите в них содержимое наших стаканчиков. В пробирку при помощи шприца начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 3-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки.

В пробирке образуются 3 разноцветных слоя: самый нижний слой зелёный, затем желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Ребята перемешалась разноцветная вода в пробирке? (ответы детей)

Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.

- В чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)

В каждом стакане было разное количество сахара. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.

- В каком стакане было меньше всего сахара?

Дети: В красном.

Воспитатель: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит имеет наименьшую плотность, поэтому и оказалась на самом верху, а зелёная жидкость имела наибольшую плотность (была гуще, поэтому оказалась внизу).

Вывод: Вода имеет вес. Ее можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.

Слайд №15

Опыт №3 «Лава-лампа».

Воспитатель: Приходят в лабораторию №3 (рассматривают схему)

Воспитатель задает детям вопрос «Что же будет если налить масло в воду?»

Ответы детей.

Воспитатель предлагает провести эксперимент и узнать, что же произойдет если в воду добавить масло.

Воспитатель предлагает помочь налить воду в емкость и добавить немного красителя. Размешать и понаблюдать, что происходит с водой (вода окрасилась в красный цвет). Затем налить в окрашенную воду масло и вместе с детьми наблюдаем за происходящим. Мы видим, что окрашенная вода опустилась на дно ёмкости и с маслом не смешивается. Делаем вывод, что масло легче воды – поэтому оно не тонет и остается на поверхности. Те вещества, которые тяжелее воды тонут. Масло и вода имеют различную плотность.

Приглашаю 2-3 детей и прошу добавить в раствор соду и лимонную кислоту.

После добавления соды и лимонной кислоты начинаются изменения. Вещества вступают в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики бурлят в жидкости. Получается интересныи и очень красивыи эффект.

Слайд №16

По окончанию занятия, воспитатель спрашивает детей понравилось ли им это занятие. Дети высказываются.

Воспитатель: - Вы сегодня все большие молодцы, нам удалось восстановить потерянные формулы! Я довольна тем, как активно вы справились с виноградинками, и что у вас получилось (ответы детей). Мне понравилось, с каким интересом вы помогали мне окрашивать воду (ответы детей). Мы с вами научились делать Лаву-лампу, в которой (ответы детей). Все найденные формулы мы оставим в лаборатории, а нам пора отравляться в группу, где мы посмотрим фотографии о нашей работе и отправим учёным.

Схемы, которые у нас остались мы отнесем ребятам в другие группы, пусть тоже попробуют провести эти увлекательные эксперименты.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие к острову «Чудес» в подготовительной группе Конспект на тему: «Путешествие к острову «Чудес» в подготовительной группе. Тема: «Путешествие к острову чудес» Интеграция образовательных.

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.

Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как Крутик погостил в школе волшебства»Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как Крутик погостил в школе волшебства» Конспект развивающего занятия в подготовительной группе: «Как Крутик По гостил в Школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать умения.

Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как в Школе Волшебства готовились к Новому году»Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как в Школе Волшебства готовились к Новому году» Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как в Школе Волшебства готовились к Новому году».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как в Школе Волшебства праздновали Новый год»Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как в Школе Волшебства праздновали Новый год» Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как в Школе Волшебства праздновали Новый год».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Конспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группеКонспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Цель: Способствовать обобщению представлений детей о свойствах воды. Задачи: -Развивать внимание и наглядно-действенное мышление. -Воспитывать.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Чудес» Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке Закрепить знания о составе чисел.

Открытое занятие в подготовительной группе «Лаборатория чудес»Открытое занятие в подготовительной группе «Лаборатория чудес» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи, физическое развитие. Виды.

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность» в подготовительной группеПерспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность» в подготовительной группе «Экскурсия в детскую лабораторию» Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», «гипотеза», о способе.

В ожидании чудес и волшебства. ФотоотчётВ ожидании чудес и волшебства. Фотоотчёт До Нового года остались считанные дни и праздничное настроение уже витает в воздухе. Под Новый год все мы на некоторое время становимся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Лаборатория волшебства и чудес» (исследовательская деятельность в подготовительной группе)
Опубликовано: 22 октября 2022 в 13:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Лаборатория волшебства и чудес» (исследовательская деятельность в подготовительной группе)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пилявская (УИ 1009436) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД