Светлана Пилявская
Конспект занятия «Лаборатория волшебства и чудес» (исследовательская деятельность в подготовительной группе)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
закрепить знания детей о свойствах воды,
учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия „Лаборатория волшебства и чудес“ (исследовательская деятельность в подготовительной группе)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Предварительная работа:
просмотр презентации «Зачем нужна вода»;
чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме;
беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода»;
изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе;
рассматривание и изготовление алгоритмов, схем, знакомство с материалом и оборудованием, проведение опытов и экспериментов.
Материал и оборудование:
сода, красители, лимонная кислота, газированная вода, виноград;
мерные ложечки, сосуд, масло подсолнечное, вода, пипетки;
алгоритмы проведения экспериментов, презентация;
халаты, шапочки, фотоаппарат, интерактивная доска.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Я рада видеть Вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведём вместе. Пусть Вам он принесёт радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Слайд № 2
Воспитатель: - Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:
- Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
Дети: Вода.
Слайд №3
Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомним, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода? (ответы детей).
Слайд №4, Слайд№5
Дети: Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются. Вода растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах. Вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей).
- Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам. Я предлагаю вам сходить в лабораторию.
- А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
Лаборатория, это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Но прежде чем идти в лабораторию давайте вспомним правила безопасности!
В лаборатории нужно четко выполнять инструкции по безопасности: не надо толкаться, мешать друг другу, берем только те предметы, которые я назову.
Слайд № 6,7,8,9.
Дети и воспитатель достают и надевают специальную одежду.
Воспитатель: – Вот мы и похожи на настоящих ученых - исследователей, и можем спокойно приступать к нашей исследовательской деятельности.
(Перед интерактивной доской стоят три стола с необходимым оборудованием).
Раздается звонок СКАЙПА.
Слайд №10, Слайд №11
Воспитатель: Ребята слышите, нас кто-то вызывает на связь.
СКАЙП: Здравствуйте уважаемые коллеги, я рад приветствовать вас в своей лаборатории. Сегодня произошел сбой в главном компьютере нашего научного института, и результаты многих экспериментов пропали, теперь их необходимо восстановить. Посовещавшись, мы решили поручить это задание вам. Вы готовы приступить к исследованиям? Тогда не будем терять ни минуты. В нашем архиве остались только схемы, надеюсь, они вам помогут (воспитатель берет схемы, раздает их детям). Огромная к вам просьба, все исследования нужно будет сфотографировать.
Воспитатель: Ну что ребята, поможем? Мы должны с вами рассмотреть первую схему обсудить её и определить последовательность выполнения действий.
Опыт № 1.
Дети подходят к столу, на котором стоят стаканы со свежей газированной водой и миска с виноградинками. Объяснить, что в стаканчиках налита волшебная газированная вода.
Воспитатель: Ребята возьмите виноградинку и бросьте ее в газированную воду. Что происходит? (Виноградины то всплывают, то опускаются.)
- Кто скажет, почему это происходит?
- Правильно ребята. Виноградина чуть тяжелее воды и опускается на дно. Но на нее тут же садятся пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Их становится так много, что виноградина всплывет. Но на поверхности пузырьки лопаются и газ улетает. Отяжелевшая виноградина снова опускается на дно. Потом она снова покрывается пузырьками газа и снова всплывает. Так будет продолжаться несколько раз, пока все пузырьки не лопнут.
Слайд №12
Слайд №13
Воспитатель: Не устали? А теперь, давайте немного отдохнем.
Слайд №13
Физминутка.
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
Идем в лабораторию №2.
Опыт №2 «Радуга в стакане воды».
Воспитатель: Идем в лабораторию №2. - Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте мою загадку.
Загадка
На минуту в землю врос
Разноцветный, чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
Дети: Радуга.
Слайд №14
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?
Дети: На небе.
Воспитатель: Когда она появляется?
Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу, только из трех цветов – в пробирке. И конечно же мы не будем ждать, когда пойдет дождь. И сейчас я вас этому научу. Мне нужны три помощника.
Воспитатель просит налить в чистую пробирку окрашенную воду слоями с помощью пипетки: зеленую, желтую и красную. Что происходит? (ответы детей).
Воспитатель: Вода смешивается.
- Не расстраивайтесь мои юные волшебники. Сейчас мы с вами при помощи сахара попытаемся сделать радугу. Итак, для нашего волшебства понадобятся : вода, стеклянные стаканчики, сахар, краски, ложки и пробирка.
Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л.
В три стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 чайные ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем (обратить внимание детей на плотность полученной жидкости в каждом стакане).
Затем в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски из пробирки, перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой.
Теперь самое интересное. Возьмите шприцы и наберите в них содержимое наших стаканчиков. В пробирку при помощи шприца начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 3-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки пробирки.
В пробирке образуются 3 разноцветных слоя: самый нижний слой зелёный, затем желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Ребята перемешалась разноцветная вода в пробирке? (ответы детей)
Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.
- В чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)
В каждом стакане было разное количество сахара. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.
- В каком стакане было меньше всего сахара?
Дети: В красном.
Воспитатель: Жидкость красного цвета содержит меньше всего сахара, значит имеет наименьшую плотность, поэтому и оказалась на самом верху, а зелёная жидкость имела наибольшую плотность (была гуще, поэтому оказалась внизу).
Вывод: Вода имеет вес. Ее можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.
Слайд №15
Опыт №3 «Лава-лампа».
Воспитатель: Приходят в лабораторию №3 (рассматривают схему)
Воспитатель задает детям вопрос «Что же будет если налить масло в воду?»
Ответы детей.
Воспитатель предлагает провести эксперимент и узнать, что же произойдет если в воду добавить масло.
Воспитатель предлагает помочь налить воду в емкость и добавить немного красителя. Размешать и понаблюдать, что происходит с водой (вода окрасилась в красный цвет). Затем налить в окрашенную воду масло и вместе с детьми наблюдаем за происходящим. Мы видим, что окрашенная вода опустилась на дно ёмкости и с маслом не смешивается. Делаем вывод, что масло легче воды – поэтому оно не тонет и остается на поверхности. Те вещества, которые тяжелее воды тонут. Масло и вода имеют различную плотность.
Приглашаю 2-3 детей и прошу добавить в раствор соду и лимонную кислоту.
После добавления соды и лимонной кислоты начинаются изменения. Вещества вступают в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики бурлят в жидкости. Получается интересныи и очень красивыи эффект.
Слайд №16
По окончанию занятия, воспитатель спрашивает детей понравилось ли им это занятие. Дети высказываются.
Воспитатель: - Вы сегодня все большие молодцы, нам удалось восстановить потерянные формулы! Я довольна тем, как активно вы справились с виноградинками, и что у вас получилось (ответы детей). Мне понравилось, с каким интересом вы помогали мне окрашивать воду (ответы детей). Мы с вами научились делать Лаву-лампу, в которой (ответы детей). Все найденные формулы мы оставим в лаборатории, а нам пора отравляться в группу, где мы посмотрим фотографии о нашей работе и отправим учёным.
Схемы, которые у нас остались мы отнесем ребятам в другие группы, пусть тоже попробуют провести эти увлекательные эксперименты.