Наталия Смиренномудренская
Открытое занятие в подготовительной группе «Лаборатория чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие речи, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Лаборатория чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Способствовать накоплению представлений об окружающем мире, показать детям эксперимент – извержение вулкана, «Радуга», «Дождь»
уточнять представления о природных явлениях. Обогащать словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, лаборатория, опыты;
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;
развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма, воронка, кратер вулкана, лава
Оборудование: Сосуды с водой, красная, зелёная, синяя краска, сода, моющее средство, одноразовые тарелки, стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, ватные палочки, слайды с изображением вулканов, пипетки, мольберт, халаты, шапочки (для детей и воспитателя, воздушный шарик.
Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «Вулканы», музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире, о вулканах, природных явлениях.
Словесные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения.
Практические методы: совместные действия воспитателя и детей.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель предлагает всем поздороваться с гостями.
Ребята, а вы любите проводить опыты? (да.)
А вы знаете, где проводят опыты? (да)
Что такое лаборатория? (ответы детей).
Лаборатория - это специальное помещение, необходимое для проведения опытов и экспериментов.
А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Сегодня я вас приглашаю в лабораторию! Мы станем исследователями, лаборантами, маленькими учеными - экспериментаторами, волшебниками!
Мы с вами совершим увлекательное путешествие в научную лабораторию. Там вы узнаете много нового и интересного и, даже сами поставите опыт, как настоящие ученые.
Но, для того, чтобы попасть в лабораторию нам нужно надеть специальную одежду (надевают)
Воспитатель:
Поднимите руку, кто видел горы?
А кто знает, что такое вулкан?
Вулкан это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – лава.
А вы хотите посмотреть на вулканы?
Мы сейчас посмотрим фотографии с изображением вулканов на экране.
Презентация: "Вулканы".
Посмотрите, это на вид обычная гора называется спящий вулкан.
А это гора с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом — это действующий вулкан.
А какой формы вулканы? Как она называется? (Конус.)
Вулканы конусообразной формы. Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? (Воронка).
Вершина, из которой извергается вулкан, называется - кратер.
Давайте его внимательно рассмотрим. Кратер вулкана похож на огромную чашу, на дне этой чаши огромная дыра, уходящая глубоко внутрь вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана называется лавой.
А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?
Тогда давайте присядем за столы.
Посмотрите, какой макет горы я сделала, но это спящий вулкан, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать?
Давайте попробуем поразмышлять.
Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость.
Какую, например? (воду)
Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).
А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)
А теперь давайте проведём эксперимент
Опыт № 1 «Извержение вулкана».
Для опыта нам понадобится: пищевая сода - это порошок белого цвета, лимонная кислота, краситель красного цвета, и конечно же сам макет вулкана, палочки для размешивания.
А теперь приступаем к эксперименту: возьмем стакан с водой и с него выливаем красную воду, возьмем ложку и с помощью нее в «жерло» вулкана насыпаем соду, в эту смесь добавляем лимонной кислоты и все перемешиваем (палочкой).
И посмотрите, что же получается! Наш вулкан просыпается.
Скажите, что сейчас произошло?
А почему так получилось?
Вывод: Опыт показывает взаимодействие щелочи (сода) с кислотой. Соединенные вещества вступили в реакцию.
Объяснение опыта: Лимонная кислота и сода вступают в интенсивную реакцию, в результате которой образуется углекислый газ. Так как газы занимают больше места, чем твердые тела и жидкости, смесь начинает пузыриться и вытекать из бутылки, т. е. происходит дегазация, тот же процесс, что при извержении вулкана.
Физминутка.
(В зал влетает воздушный шар с прикрепленной загадкой)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а к нам прилетел воздушный шарик.
Какой красивый шарик, и он нам что то принёс? (загадывает загадку).
Воспитатель загадывает загадку:
Меня частенько
Просят, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут. (дождь)
Опыт № 2 «дождь»
Для опыта нам понадобится:
Прозрачная емкость (банка, салатница, вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде.
Налейте в емкость воду и выдавите на нее пышные облака из пены. Затем капните пипеткой или чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите - из тучи скоро пойдет дождик.
Для этого аккуратно помещают кончик шприца в воздушную пену и медленно вводят краситель. Доверить такую операцию можно ребенку.
Постепенно белое воздушное «облако» отяжелеет, и через некоторое время ребенок будет восхищенно наблюдать сквозь стекло «цветной дождь».
Вывод: Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь. (Вода тяжелее, чем пена)
Давайте посмотрим, что нам следующий шарик приготовил.
В небе чистом от дождя
Светит яркая дуга.
Улыбается всегда
Семицветка…
Воспитатель: Правильно. После дождя или во время дождя мы можем увидеть радугу. При условии, если светит солнце.
А сколько цветов у радуги(7) Давайте их назовем. А запомнить этот порядок поможет считалка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
«Почему появляется радуга?»
Солнечный свет кажется бесцветным, но на самом деле состоит их разных цветов. Солнечный луч отражается в капельках дождя, преломляется и получается 7 цветов радуги.
А вы хотите прямо сейчас увидеть радугу?
Тогда приступим к опыту.
Опыт № 3 «Радуга»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст., л. и т. д.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – оранжевый, в 3-й – желает, в 4-й – голубой, и т. д
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 7-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 7 разноцветных слоя – самый нижний красный, затем оранжевый, желтый, зеленый и т. д. Они не перемешиваются. И получилось «радуга», яркое и красивое.
Вывод:
В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, вот и наше путешествие в лабораторию подошло к концу.
С какими понятиями мы сегодня познакомились?
( познакомились с понятиями: вулкан, спящий вулкан, действующий вулкан, воронка, кратер, лава)
Что мы сегодня делали? ( проводили опыты: извержение вулкана, эксперимент с молоком, дождь)
Что вам понравилось?
А что запомнилось больше всего?
А хотели бы вы стать настоящими учёными?
Воспитатель: Ребята! Я желаю вам удачи в каждом деле и новых творческих открытий.
(звучит музыка, занятие окончено)