Конспект занятия по ТРИЗ для дошкольников «Как человек ночь победил»

Надежда Тютлина (Алферова)
Конспект занятия по ТРИЗ для дошкольников «Как человек ночь победил»

Занятие

«Как человек ночь победил»

Цель. Уточнить представления об источниках света, о свете как источнике тепла; развивать воображение и логическое мышление; продолжать учить разрешать противоречия.

Материал и оборудование. Филя и Степашка (игровые персонажи); картина с изображением ночной реки, поляны, костра и палатки; макет комнаты с различными осветительными приборами; лучина свеча.

Предварительная работа. Беседы и занятия на темы: «Различные источники света»; «Свет как источник тепла»; «Экономь электроэнергию»; чтение соответствующей литературы.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Поздняя осень, холодно, сыро. Приятно вспомнить о лете. Расскажите, кто, где отдыхал. (Рассказы детей.) Значит, многие из вас в жаркие летние дни ходили на речку. Отдых у реки - это хорошо, потому что.

Дети. Можно купаться и загорать, ловить рыбу; даже в жару прохладно.

Воспитатель. Но отдых у реки - это плохо. Почему?

Дети. Комары кусают; можно обгореть; ночью темно, страшно.

Воспитатель. В этом убедились и Филя со Степашкой, отправившись на рыбалку. Когда стемнело, им стало страшно и грустно.Как вы думаете: Почему?

Дети: Ночью все спят, поэтому должно быть темно - иначе свет будет мешать.

Воспитатель. В то же время ночью не должно быть темно.Как вы думаете: Почему?

Дети. Чтобы не было грустно и страшно тем, кто спит. Свет дает тепло, так необходимое в ночное время.

Воспитатель. Что же делать Филе и Степашке?

Дети. Развести костер - будет тепло, светло и весело.

Воспитатель. Филя и Степашка так и сделали. Но свет разбудил птиц, рыб, деревья, траву. Они стали выражать свое недовольство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошел дождь. Все живое обрадовалось ему, потому что. Дети. Костер погаснет, Филе и Степашке придется перебраться в палатку, станет тихо и природа опять погрузится в сон.

Воспитатель. В палатке было холодно. Филя решил разжечь в ней костер, но Степашка стал бурно возражать. Раз идет дождь, рыбалку придется отложить, поэтому можно спать - свет не нужен. А вот тепло необходимо. Как его добыть?

Дети. Нагреть камни, ведро с водой - они обогреют палатку. Перенести палатку на то место, где разжигали костер. Поставить печку с трубой.

Воспитатель. Друзья так и сделали и спокойно проспали до утра. Вернувшись на следующий день домой, они решили в своей городской

квартире поставить печку. Печка должна быть, чтобы было тепло, и ее не должно быть, потому что.

Дети. Некрасиво, если из окна будет выглядывать труба. Дым. копоть, гарь - все это неприятно.

Воспитатель. Чем же заменить печку? Костер разжечь нельзя, ведра с горячей водой дом не обогреют.

Дети. В квартирах есть трубы и батареи, по которым течет горячая вода.

Воспитатель. А поступает она в дома из теплоэлектростанций.

Но вернемся к Филе со Степашкой. Костер, который они разожгли вечером на берегу реки, давал им не только тепло, но и свет. Если сидеть в палатке вечером, то нужен свет. Значит костер в палатке - это хорошо?

Дети. Хорошо. Светло; дым отпугивает комаров.

Воспитатель. Но костер в палатке — это и плохо. Почему?

Дети. Может начаться пожар. От дыма глаза слезятся.

Воспитатель. Значит, источник света должен быть гораздо меньше. Чем же можно осветить палатку?

Дети. Свечу или лучину зажечь.

Воспитатель, (зажигая свечу и лучину и наблюдая вместе с детьми за тем. как они горят). Свеча, лучина - это хорошо. Почему?

Дети. Огонь меньше чем у костра, света хватает и пожара не будет Воспитатель. Свеча, лучина - это плохо, потому что.

Дети. Они быстро сгорают. При ветре могут погаснуть.

Воспитатель. Дома у Фили со Степашкой было светло. Да и вы обходитесь без свечей и лучин, потому что.

Дети. Есть электрические лампочки.

Воспитатель. Действительно, много лет назад было открыто электричество и изобретена электрическая лампочка. Лампочка - это хорошо. Почему?

Дети. Безопасный источник света.

Воспитатель. Лампочка - это плохо, потому что.

Дети. Может перегореть, ослепляет.

Воспитатель. Лампочка должна гореть ярко, чтобы в помещении было светло, и не должна гореть ярко, чтобы не слепить глаза. Как быть?

Дети. Спрятать ее в плафон.

Воспитатель. Наступил вечер - Степашка улегся перед телевизором, а Филя улегся спать. Ворочался, ворочался,никак заснуть не может: свет мешает. А Степашка все телевизор смотрит и свет не выключает, чтобы глаза не испортить. друзья даже чуть не поссорились. И так, свет должен быть и его не должно быть.

Дети. Света должно быть меньше, можно включить торшер или настольную лампу.

Воспитатель. Степашка так и сделал. И Филя быстро заснул. Посмотрите на их комнату (показывает макет, сколько v них разных осветительных приборов. Зачем?

Дети.Каждый светильник нужен для своих целей: настольная лампа, чтобы читать; ночник, когда спать ложишься.

Воспитатель, Если все светильники разместить рационально, то в помещении будет всегда достаточно светло и электроэнергию можно сэкономить.

(Дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением.)

Публикации по теме:

Игра «Что сделала природа, а что человек?» с применение ТРИЗ технологий Цель: тренировать внимание, учить выделять предметы созданные человекам или природой, закреплять знания о функциях разных предметов и объектов.

Использование ТРИЗ-технологии для успешного формирования предпосылок учебной деятельности дошкольников Использование ТРИЗ — технологии для успешного формирования предпосылок учебной деятельности дошкольников. Слайд 1 С введением ФГОС в ДОУ.

Конспект 1 занятия экологического проекта с использованием ТРИЗ-игр «Паровозик времени. Как появляется лягушка», 2 мл. группаКонспект 1 занятия экологического проекта с использованием ТРИЗ-игр «Паровозик времени. Как появляется лягушка», 2 мл. группа Формирование целостной картины мира у мл. дошкольников. Экологический проект с использованием ТРИЗ игр «Паровозик времени», системный подход.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы с использованием элементов ТРИЗ Тема: «Любопытный Слонёнок в гостях у детей». Цель: вовлечь детей в игровую деятельность. Задачи: *образовательные: - закрепить знания об.

Конспект интегрированного занятия «Первый человек в космосе» для подготовительной группы Цель:1. Уточнить представления детей о личностных качествах космонавта. 2. Развивать интерес к космосу и к деятельности космонавтов. Задачи:1.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Навсегда в памяти мы сохраним подвиг тех, кто войну победил» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДС №68 «Ромашка» Конспект интегрированного занятия в младшей группе.

Конспект занятия «Мама-самый близкий нам человек» для воспитанников старшей группы Цель: - Формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Формировать у детей целостное.

Конспект занятия с использованием ТРИЗ. «Чудо — теремок» для детей подготовительной группы. Конспект занятия с использованием ТРИЗ. «Чудо – теремок» для детей подготовительной группы. Автор: Мищенко Галина Николаевна воспитатель.

Психокоррекционные сказки для дошкольников и младших школьников-коррекция детских страхов «Как Марк победил свои страхи» Пояснительное слово Уважаемый взрослый! Эти сказки, сочинены для того, чтобы вы смогли помочь малышу побороть страхи. Увы, никто не может.

План-конспект проблемно-эврестического занятия для воспитанников 15–16 лет «Не хлебом единым жив человек…» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр г. о. Щербинка в г. Москве.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Конспект занятия по ТРИЗ для дошкольников «Как человек ночь победил»
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 17:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Мастер-класс для родителей по созданию этюдов с помощью пластилинографии на тему:...
Пластилинография - это один из жанров изобразительной деятельности. Эта техника доступна детям дошкольного возраста, она позволяет быстро достичь желаемого...
Проект «Зимнюю красу в сердце пронесу» для детей старшего дошкольного возраста
Зима благодатное время для реализации творческих проектов: больше свободного времени, атмосфера праздников, красота окружающего мира. Наш проект тому...
Конспект прогулки «Наблюдение за птицами» в подготовительной группе
Цель: уточнить, и расширить представления детей, о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие «зимующие птицы». Задачи: - закрепить знания...