Хеликова Татьяна
Конспект занятия по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа» для детей 12–17 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии для детей 12–17 лет с ОВЗ
Конспект занятия по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа» для детей 12-17 лет с ОВЗ
Цель:
Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Что такое природа? Живая и неживая природа“ для детей 12–17 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Задачи:
Продолжать учить детей, различать объекты живой и неживой природы.
С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление - гром и молнию.
Материалы и оборудование:
объекты природы и «неприроды» (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Два воздушных шарика для опыта, ноутбук.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко:
Вот на земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли,
Зовется этот дом.
Ребята, вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа. Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Почему вы относите тот или иной объект к природе?
А что нельзя назвать природой?
(То, что сделано руками человека.)
А машина есть в природе?
(Нет, потому что она сделана руками человека. А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, - это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе).
Природа - это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» - это все то, что сделано руками человека.
Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».
Вертолет похож на стрекозу.
Подводная лодка - на кита.
(Дети продолжают этот ряд.)
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы.
На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой – неживую природу.
Дети расставляют и объясняют: живая природа - это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.
Физкультминутка
В небе дождь, гроза, закрывай глаза.
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга блестит.
Поскорей, поскорей, выбегай из дверей.
По траве босиком,
Прямо в небо прыжком.
Ребята, а сейчас я приглашаю вас на волшебную поляну:
К нам в гости пришел старичок - лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие - нет.
Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено.
Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая).
Если неприрода, то почему они так думают (потому что сделано руками человека).
Игра «Живая и неживая природа»
Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе?
(Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.)
Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой?
(Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается – значит, он часть живой природы. А поскольку человек — сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух)
Человека называют царем природы.
Правильно ли это?
Почему человека так называют?
(Дети высказывают свои соображения.)
Воспитатель дополняет ответы детей. Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней!
Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.
Человеку надо бережно относиться к природе.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
(С. Кирсанов)
Игра на внимание:
По очереди называются разные объекты. Если объект относится к природе, дети поднимают руки, если нет – не поднимают. Для усложнения игры можно делать «обманные» движения.
Игра с мячом:
Проводится, как игра «Съедобное - несъедобное».
Педагог называет объекты живой и неживой природы и бросает детям по очереди мяч. Если назван объект живой природы, ребенок ловит мяч, если неживой – бросает.
Игра «Угадай, что в мешочке».
Раздать детям мешочки, в которых лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича. Предложить каждому ребенку на ощупь определить, что относится к природе, а что к «неприроде».
Ребята, наблюдали ли вы когда - нибудь интересное природное явление - гром и молнию (грозу).
Послушайте стихотворение «Гроза» Ф. Тютчева:
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чуть, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий,
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
А раскаты громовые,
Все сердитей и смелей.
Ребята,как вы думаете, почему бывают грозы?
(В одном месте воздух сильно нагрелся, в другом – остыл.)
В какое время года чаще бывают грозы?
(Чаще летом.)
Бывают ли грозы в пустынях?
(Нет – сухой воздух.)
Где грозы бывают почти каждый день?
(В тропиках, где очень жарко, влажно.)
Что такое молния?
(Электрические разряды.)
Что такое гром?
(На месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом – мы слышим гром.)
Опытническая деятельность
Ребята, давайте на опыте познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Понадобится два надутых продолговатых шарика. Шарики натрите шерстяной варежкой или шарфом. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание – как гром.
Итог:
Сегодня,ребята, вы отлично поработали.
– Вам понравилось это занятие?
– О чем мы говорили?
– Что вы узнали нового?
– Что вам понравилось больше всего?
Любите природу, охраняйте, а она вам подарит свою красоту и свое тепло.