Эльза Габбасова
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Лес — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы
«Лес – наше богатство»
Конспект НОД по познавательному развитию
«Лес – наше богатство»
для детей старшей группы.
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшей группы „Лес — наше богатство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Задачи: 1. Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду.
2. Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих.
3. Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли, о Красной книге.
4. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Образовательные:
• Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
• Дать элементарные знания и представления о природе и природных явлениях.
• Расширять и углублять знания детей о роли природы в жизни человека.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к природе и проблеме ее охраны.
• Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках; беседы, загадывание загадок, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, «Жалобная книга природы», природоохранные знаки, Березка, деревья, пенечки, глина, игра «Ветер».
Ход занятия:
1. Организационный момент (дети заходят, становятся в круг)
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Послушайте стихотворение.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)
2. Основная часть.
Воспитатель Сегодня мы поговорим с вами о лесе – нашем богатстве. (Выставить картину «Лес»)
Для чего мы с лесом дружим
И зачем он людям нужен?
Ребята, для чего нам нужен лес?
1. «Место отдыха». – Чем же является лес для человека? (Лес - это место отдыха человека)
2. «Столовая». - В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.
3. «Аптека». – А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)
4. «Мастерская». Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
(Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.)
5. «Дом». - Как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.)
- Для кого еще лес является домом? (Для цветов, кустов, грибов потому что они растут в лесу. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.)
Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения.
Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильно это или неправильно.
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.
Воспитатель: «Прогулка»
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-вправо)
Вверх на солнце посмотрели, (Встать на носки)
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете, Присесть, руки на поясе.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали.
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно машем руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И нисколько не устали.
Воспитатель: А теперь можно присесть и подумать. А зачем нужен воздух, что произойдёт, если не будет воздуха? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если воздух не будет поступать в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен чистый воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)
Воспитатель: Ребята, что это за книга?
Дети: Жалобная книга природы.
Воспитатель: Молодцы. Люди часто ведут себя в природе неправильно и не осторожно, наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Давайте мы вместе с вами полистаем её.
Воспитатель: Открываем первую страницу!
Воспитатель: Ранней весной многие люди собирают берё зовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Через некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто знает, как можно помочь берёзе?
Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.
Воспитатель: Вот тогда берёзка обязательно выздоровеет. Ребята, а как можно предупредить других людей, чтобы когда они придут в лес, не совершали таких поступков. (Ответы детей,
Сейчас, ребята, давайте найдем знак «Не повреждай кору деревьев!» (Дети выбирают знак из предложенных). Мы поставим его в берёзовой роще.
Воспитатель: Давайте заглянем на следующую страницу нашей книги.
Просят помощи перелетные птички. Вернулись весной они в лес. Но пришли люди, устроить отдых в лесу. Включили громкую музыку и стали веселиться. Перепугались, взволновались птички. А от испуга забыли, кто где живет. Как же вернуться в свой дом?
Воспитатель: Ребята, как же нам помочь птицам?
Дети: надо поселить каждую птичку в свое гнездо.
Воспитатель: Верно. Но сначала, давайте вспомним у какой птички какое гнездо и где она его вьёт.
Презентация «Птица и её гнездо».
Воспитатель: А теперь помогите птичкам.
Дидактическая игра «Посели птичку в свой дом».
Воспитатель: какой же знак нам нужно установить здесь?
Дети: не включай музыку и не шуми в лесу.
Воспитатель: Давайте найдем этот знак и установим его.
А теперь мы немножко поиграем.
Игра. «Ветер».
Осторожно ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко
Пробежал по крыше
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.
Воспитатель: Ребята, о чем еще рассказывает нам книга,давайте послушаем?
Следующая страница: «Как только растаял снег, протянули навстречу ласковому весеннему солнышку свои нежные цветочки первоцветы. Но пришли люди, потоптали, порвали эту красоту»
Воспитатель: Ребята, какие цветы называются первоцветами?
Воспитатель: Ребята, чтобы цветы появились на полянке, отгадайте загадки
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется (подснежник).
У занесенных снегом кочек, под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. (Пролеска)
Он и мачеха и мать,
Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)
Как гусята разбежались
Желтые цветочки.
Улыбнулись детворе
Нежные комочки (Гусиный лук)
Шмель цветочку очень рад, ах, медовый аромат!
И цветки красивые – розовые, синие. (Медуница)
Воспитатель: Какая красота в лесу! Молодцы, ребята! Как помочь первоцветам? Что нужно сделать, чтобы такого не повторилось? (Ответы детей.)
Глядя на эти великолепные растения,
так хочется сказать:
Берегите первоцветы -
Весны первые шаги!
Ранним солнцем чуть согреты
Эти первенцы весны.
Воспитатель: Но, в «Жалобной книге» есть ещё страница. Перевернем её. послушаем,, ребята, о чем просит нас природа в этот раз?
«Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!».
Воспитатель: Ребята, из чего делают свой дом муравьи? (Ответы) Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Мы поможем муравьям? Давайте мы временно превратимся в муравьёв и построим новый муравейник.
Подвижная игра «Муравей» (дети становятся в круг)
Муравей нашёл былинку, (наклоны)
Много было с ней хлопот,
Как бревно, взвалив на спинку (идут по кругу, «держа бревно»)
Он домой её несёт.
Он сгибается под ношей, (полуприсед)
Он ползёт уже с трудом (присед)
Но зато такой хороший (поворачиваются в круг, подняв руки к центру)
Муравьи возводят дом!
(Дети выполняют движения в соответствии со словами)
Воспитатель: Посмотрите, вот и получился муравейник. Как мы можем предупредить других людей, что здесь муравейник? (Ответы) Давайте возле него мы поставим знак «Не разоряйте муравейники!»
: «Ребята, спасибо вам! Оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я - Жалобная книга природы хочу, чтобы мои страницы оставались всегда чистыми, чтобы никто не жаловался» (голос)
Воспитатель:
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Вернемся вместе – ты и я,
В наш детский сад родной.
Дети идут змейкой и становятся в круг.
Воспитатель: Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.
Рефлексия.
Ребята, где мы с вами побывали сегодня?
Какую книгу мы листали?
Кому мы помогли?
Вы будете защитниками природы?
Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать, (приседают)
В лесу костры не разжигать. (топают ногами)
С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)
Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)