Конспект занятия по экологии в средней группе на тему «Снег и лёд»

Надежда Привалова
Конспект занятия по экологии в средней группе на тему «Снег и лёд»

Программные задачи:

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

Учить сравнивать и делать обобщения, анализировать.

Дать знания о роли снега и льда в природе.

Закреплять навыки организованного поведения.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей прилагательными: бесцветный, сыпучий, хрупкий, холодный, белый, пушистый, мягкий, твердый, прозрачный, непрозрачный. И существительными: айсберг, ледоход.

Предварительная работа:

Наблюдения за снегопадом, образованием льда на лужах, опыты с водой, чтение художественной литературы о зимних явлениях в природе.

Оборудование и материалы:

Ёмкости со снегом и кубиками льда, тонкую пластинку льда, в которой заморожен предмет, таз с водой, свеча, спички.

Ход занятия:

В - Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

В – А сейчас послушайте стихотворение И. Сурикова о зиме.

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело».

Вот как красиво поэт описывает зиму.

А чем вам нравится зима?

Д - Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься с горки, на лыжах, коньках, санках. Зимой можно слепить снеговика.

Физкультминутка:

Дети имитируют движение катания на коньках и игры в снежки.

В - Всё это можно делать только зимой. Почему?

Д - Потому, что зимой есть и снег, и лёд.

В - Для чего же нужны снег и лёд? Может быть, и без них хорошо, и они нам не нужны?

Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые и, даже некоторые животные. Снег помогает им перезимовать в сильные морозы.

Лёд толстым прозрачным слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода.

В – А сейчас послушайте загадки.

Мороз на воду опустился

И мир вокруг преобразился.

Там где раньше все текло,

Превратилось все в стекло. (Лёд)

Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

В - Хотите побольше узнать о снеге и льде?

Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.

На прогулках, мы с вами уже наблюдали за снегом и льдом, давайте вспомним, чем лед отличается от снега.

Д - Снег мягкий, а лёд твёрдый; из снега можно лепить, а изо льда нельзя.

(Воспитатель показывает большую миску с кусочками льда)

В - Что это такое? (Лед)

- Как вы узнали, что это лед, а не снег?

Д - Холодный, твёрдый и т. д.

(Затем показывает большую миску со снегом).

В - А это что? (Снег)

- Как вы узнали?

Д - Холодный, белый, пушистый, мягкий и др.

Физкультминутка

Раз, два, раз, два- (хлопаем в ладоши)

Начинается игра.

Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)

Строим горку во дворе.

Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

Двор украшен в феврале.

Раз, два, раз, два (ритмично топаем)

Вот и кончилась игра.

Опыт №1. «Определение цвета».

В - Какого цвета снег? (белый)

В - Какого цвета лёд? (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Воздействие температуры».

В – Ребята возьмите в руки снег и лед. (Дети держат в руках снег и лед.)

-Что произошло со снегом?

-Что произошло со льдом?

Д- Снег и лед растаяли.

-Почему они быстро тают на ладошке, а на тарелке медленно?

Д – Ладошка теплая, поэтому снег и лед быстро растаяли.

В - -Что получается, когда снег и лед тают?

Д – Вода.

В - Мы с вами на прогулке разливали воду по формочкам. Что произошло с водой? Почему она замерзла? Как вы думаете? (Ответы детей.)

В - Правильно, вода замерзла, потому что на улице мороз. А вода при низкой температуре замерзает.

В - Под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.

В - Про лёд есть много загадок, но вот одна из них:

В огне не горит, и в воде не тонет.

Давайте поверим, так ли это- проделаем с вами опыт со льдом. Сейчас я зажгу свечу и попробую лёд от свечи зажечь.

(воспитатель подносит лёд к свече).

В - смотрите, капает вода, лёд тает, а свеча погасла. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

В - Правильно - от огня лёд не загорелся, а стал от тепла таять и вода погасила огонь. Мы узнали, что лёд в огне не горит, а только тает от тепла.

Давайте дальше проверим- тонет ли лёд в воде?

Опыт № 3. «Тонет, не тонет».

(воспитатель ставит на стол таз с водой).

В -Давайте проведем опыт.

Дети опускают кусочки льда в ёмкость с водой и наблюдают.

Д - Лёд не тает, а плавает на поверхности и медленно тает.

В - Да, лёд в воде плавает и не тонет. А весной, когда тает лёд на реках- плывут большие льдины- это называется ледоход. А в морях и океанах плавают огромные льдины- они называются- айсберги.

В - Вот мы с вами убедились, что лёд в огне не горит, и в воде не тонет.

В – А сейчас, давайте проверим, что произойдет со снегом в воде.

Дети опускают комочек снега в ёмкость с водой.

Д – Снег тоже не тонет, но быстро тает.

Опыт №4. «Определение прозрачности».

Воспитатель показывает детям тонкую пластинку льда, в которой заморожен предмет.

В – Ребята, что вы видите? (ответы детей)

- Лед прозрачный, как стекло в окошке.

Затем воспитатель помещает такой же предмет за комочком снега, и спрашивает, виден ли он теперь.

Д - Нет, предмет не виден. Значит, снег не прозрачный.

Опыт №5.. «Определение прочности».

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я уронила лёд, что с ним случилось?

В -Правильно. Лёд раскололся на кусочки. Значит что можно сказать про лёд?

Д - Лёд хрупкий.

В – Чем похожи снег и лед?

Д - Это замерзшая вода; и снег и лёд холодные; бывают только зимой. Снег и лёд не тонут в воде.

В - Чем снег и лёд отличаются?

Д – Снег –Белый, а лёд – бесцветный. Снег не прозрачный, а лёд прозрачный. Снег сыпучий, а лёд хрупкий.

В – Молодцы, вы правильно всё ответили. Я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Снег и лёд» .

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему «Вода — источник жизни» Цель: Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Задачи: 1 расширить знания о свойствах.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Лёд — вода» Программное содержание: Цели: развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете, формирование действия.

Конспект педагогического мероприятия в средней группе по экологии на тему: «Путешествие в мир прекрасного. Осень»Конспект педагогического мероприятия в средней группе по экологии на тему: «Путешествие в мир прекрасного. Осень» Цель: создание целостной картины мира. Изобразительное творчество: Познакомить с нетрадиционной техникой (пластилинография, научить.

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Травы» Конспект занятия по предметному окружению (экология) в старшей группе. Тема: Травы. Задача: Развивать познавательную активность детей в процессе.

Конспект занятия по экологии в средней группе «В осеннем лесу» Конспект занятия по экологии в средней группе «В осеннем лесу» МБДОУ детский сад №93 Воспитатель: Арасланова Г. Р. Программное содержание.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Снег и лед»Конспект занятия по экологии в старшей группе «Снег и лед» Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда. Образовательные задачи: 1. Расширить представление детей о.

Конспект занятия в средней группе на тему «Снег» Цели: Закреплять знания детей о свойствах снега, провести опыты со снегом. Задачи: обучающая : расширять представления о сезонных изменениях.

Непосредственная образовательная деятельность по экологии на тему «Воздух и его свойства» в средней группе НОД по экологии «Воздух и его свойства» Задачи: 1. Формировать у детей представление о воздухе и его свойствах: невидимый, прозрачный,.

Экспериментальная деятельность «Что быстрее растает — снег или лёд?»Экспериментальная деятельность «Что быстрее растает — снег или лёд?» Цели: - знакомить детей с агрегатными состояниями воды; - закреплять и обобщать знания детей о свойствах снега и льда; - развивать у.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в средней группе на тему «Снег и лёд»
Опубликовано: 21 января 2018 в 16:35
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего понятия посуда!...
Программа пришкольного лагеря
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут...
Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение»
Тема: «Ударение » Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове Задачи: Образовательные: - показать детям...
Интегрированное занятие для детей с ТНР в сенсорной комнате «В поисках клада»
Конспект открытого интегрированного занятия в сенсорной комнате с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе для детей с ТНР Тема: «В...
Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией...
Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие предметы;...