Галина Николаевна Кравчик
Конспект занятия по речевому развитию «В гости к звуку [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гости к звуку Ж»
Цели:
коррекцоинно-образовательные:
1. Формировать навык четкого произнесения звука Ж в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.
2. Формировать навык употребления формы родительного падежа существительных единственного, множественного числа.
3. Формировать навык составления предложения по двум предметным картинкам.
4. Закреплять навык составления схемы предложения.
5. Закреплять навык согласования притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ с существительными.
6. Формировать навык деления слов на слоги.
коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „В гости к звуку [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать слуховое, зрительное восприятие.
3. Развивать вербальную, зрительную память.
4. Обогащать словарный запас.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать самоконтроль за правильным произношением звука Ж.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, действовать по инструкции педагога.
3. Воспитывать усидчивость.
Оборудование: игрушки: медвежонок, жук, божья коровка, ёжик, набор полосок для составления схемы предложения, символы звуков, бумажные лепестки с наклеенными картинками на звук Ж, разрезная картинка ЖАБА, две пирамидки из бумажных колец с наклеенными картинками на звук Ж, резиновые игрушки: пирожок, плюшка,сыр, пирожное, мороженое, кукуруза, клубника, баклажан, жёлудь, огурец, пирожки с начинкой, сделанные из бумаги, предметные картинки: утюг, пирожок, собака, флаг.
Ход занятия.
1.
Организационный момент. [/i]
Логопед: К нам пришел медвежонок. (появляется игрушка медвежонка). Но он пришёл не один, отгадайте загадки и узнаете, с кем он пришёл.
«Прилетел на луг зеленый усатый.»
Дети: «Жук»
Логопед: «Она бывает красная с чёрными пятнами или как морковка, а зовут её.»
Дети: «Божья коровка».
Появляются игрушки ЖУК и БОЖЬЯ КОРОВКА.
Логопед: Скажите, какой звук повторяется в словах: жук, медвежонок, божья коровка?
Дети: звук Ж.
2
. Основная часть.
а) изолированное произнесение звука Ж. Характеристика.
Логопед: Правильно. Давайте произнесём этот звук и дадим ему характеристику, какой он?
Язык поднимаем вверх, зубы заборчиком, губы рупором. Произносим все вместе: Ж-ж-ж
Дети хором произносят звук Ж.
Логопед: Скажите, для воздуха была преграда во рту?
Дети: Была.
Логопед: Значит звук Ж гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Проверим звонкий он или глухой. Кладём ладошку на горлышко и произносим ещё раз. Звенит голосок или нет?
Дети: Звенит.
Логопед: Значит звук Ж звонкий или глухой?
Дети: Звонкий.
Логопед: И так, звук Ж — согласный, звонкий и всегда твёрдый. Найдите символ звука Ж.
Дети находят символ звука Ж из предложенных.
б) произнесение звука Ж в слогах.
Игра «Песенки».
Логопед: Звук Ж любил петь песенки с гласными звуками. Давайте вспомним гласные звуки. Нам поможет Жук. Он знает много цветов. Послушайте и назовите ударный гласный:
рОза Дети: О
ромАшка А
Ирисы И
незабУдки У
Логопед:Споём вместе со звуком Ж. Логопед произносит серию слогов, выделяя голосом один из слогов. Дети повторяют также.
ЖА — жо — жу
жо — ЖУ — жи
жу — же - ЖИ
в) выделение звука Ж из ряда звуков, из слогов
Игра «Ловишки».
Логопед: С нами хочет поиграть Медвежонок. Он будет называть разные звуки, а вы должны поймать звук Ж хлопком:
с Ж з ш Ж щ сь з Ж
Игра «Коробочка».
Дети выделяют звук Ж из слогов, позвеня коробочкой, наполненной горохом:
ша, Жа, сы, Же, ща. чи, шу, Жи, зэ, Жа, ши, ще. шу.
г) произнесение звука Ж в словах.
Игра «Угости друзей».
Логопед: Для наших гостей я приготовила угощения. Назовите только со звуком Ж. Логопед называет и показывает игрушки-угощения:
желудь,пирожное, плюшка, сыр, мороженое, кукуруза, пирожок, клубника, огурец, баклажан
Дети называют вслед за логопедом только слова со звуком Ж.
Игра «Что съели гости».
По сигналу логопеда «хлопок» дети закрывают глаза, логопед прячет одно угощение, по второму сигналу «хлопок» дети открывают глаза и называют угощение, которое «съели».
Логопед: Что осталось?
Дети: Пирожок.
Логопед: Пирожок один, а гостей трое. Я приготовила пирожки с разной начинкой.
Перед детьми пирожки из бумаги.
Логопед: Назовите, с какой начинкой пирожки.
Дети открывают пирожки и называют: пирожок с капустой, пирожок с вишней, пирожок с мясом, пирожок с яблоко, пирожок с картошкой.
Игра «Назови слово».
Логопед:Давайте с Медвежонком поиграем в слова. Медвежонок будет называть начало слова, а вы конец : жок. И всё слово целиком. Если назовёте правильно, то появится картинка.
фла Дети:жок, флажок
утю жок, утюжок
пиро жок, пирожок
дру жок, дружок
Игра «Пирамидки».
Логопед: Предлагаю поиграть в пирамидки. Сначала сложим пирамидку из овальных колец. Называя кольцо, добавляйте слова МОЙ, МОЯ, МОИ.
Дети складывают пирамидку: журавль, жёлуди, жаба, жук, жираф.
Логопед: Сложите пирамидку из прямоугольников.
Дети складывают вторую пирамидку: ёжик, баклажан, ежевика, лыжи, ножик, ужи.
Логопед: Выполните задание: Между чем и чем находятся лыжи?
Дети: Лыжи между ножиком и ежевикой.
И т. д.
Игра «Цветок».
Логопед: Жуку захотелось полетать, вылетел он на улицу. Видит цветок, захотел попить нектар, а лепестков нет, разлетелись. Осталась только буква Ж, которая живёт на этом цветке. Скучно ей. Давайте позовём лепестки и соберём их.
Перед детьми серединка от цветка, на которой буква Ж и лепестки. Дети называют лепестки и собирают цветок:: жёлуди, ножницы, жук, одежда, ёжик, баклажан
Логопед: Чтобы цветок дал нектар, нужно выполнить задание:
назовите лепестки, названия которых начинаются на звук Ж
Дети: жук, жёлуди.
Логопед: Названия остальных лепестков разделите на слоги.
Дети: нож-ни-цы, о-деж-да, ё-жик, бак-ла-жан
Логопед: Назовите что живое.
Дети: жук,ёжик
Логопед: Назовите что растёт.
Дети: жёлуди, баклажан.
Логопед: Назовите что есть дома.
Дети: одежда, ножницы.
Логопед: Сел жук на цветок, попил нектар. Вдруг налетел ветер, и лепестки разлетелись. Каких лепестков не стало?
По сигналу логопеда «хлопок» дети отгадывают какого лепестка не стало.
(жука, ёжика, баклажана и т. д.)
д) произнесение звука Ж в предложениях
Игра «Подружились лепестки».
Логопед: Чтобы лепестки больше не разлетались, мы их подружим.
Дети составляют предложения по двум картинкам.
Ёжик — жёлуди (Ёжик нес жёлуди ежатам.) И т. д.
е) произнесение звука Ж в потешках.
Логопед: Жук так напился нектара, что упал с цветка.
Жук упал и встать не может.
Ждёт он, кто ему поможет. (С. Маршак)
Дети повторяют потешку.
Логопед: Мимо проходил ёжик (появляется игрушка ЁЖИК, он помог жуку подняться.
Ходит ёжик без дорожек
Не бежит ни от кого.
Весь в иголках ёжик
С головы до ножек.
Как же взять его.
Дети повторяют стихотворение.
Логопед: Подружились ёжик с жуком и пошли дальше. Смотрят, кто-то сидит на поляне.
Догадайтесь, кто это. Сложите картинку.
Дети складывают разрезную картинку «ЖАБА»)
Логопед: Жаба на поляне ждёт жука. Жук ей нужен на ужин. Жаба — прыг, и нет жука.
Логопед: Кто сидел на поляне:
Дети: на поляне сидела жаба.
Логопед: Кого ждала жаба?
Дети: Жаба ждала жука.
Логопед: Зачем ей жук нужен?
Дети: Жук ей нужен на ужин.
Логопед: Назовите слова со звуком Ж.
Дети: Жаба, жук, ужин, нужен.
Логопед:Покажите ЖУКУ и ЖАБЕ как вы умеете составлять предложение из слов:
Жук, жаба, зелёная, встретил.
Дети: Жук встретил зелёную жабу.
Логопед: Начертите схему этого предложения.
Назовите первое слово.
Дети: Жук.
Логопед: Это слово- предмет, слово-признак или слово-действие?
Дети: Слово-предмет.
И т. д. Дети дают характеристику каждому слову.
Логопед. Назовите слова со звуком Ж и покажите их на схеме.
3.
Итог занятия.
[/b]
Логопед:Мы с вами поиграли со звуком Ж в разные игры. Назовите игры, которые вы запомнили.
Дети называют «Ловишки», «Цветок», «Пирамидки»
Логопед: Со звуком Ж мы прощаемся, нас ждут встречи с новыми звуками.