Ефанова Лариса Леонидовна
Конспект занятия «В гостях у осени» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ - САД №4 «ЖЕМЧУЖИНА»»
"В гостях у осени"
в старшей группе.
Подготовила
Ефанова Л. Л.
воспитатель
высшей квалификационной категории.
Луганск,2024
Занятие в старшей группе.
Тема: В гостях у осени.
Цель: Формирование знаний детей об осени.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у осени“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Тип занятия : Закрепляющий тип занятия.
Образовательные задачи: Закрепить и уточнить представление детей об осени, ее признаках и периодах (ранняя, золотая, поздняя осень).
Обобщить знания о деревьях лиственных и хвойных.
Продолжить знакомство с обобщающими понятиями: перелетные и зимующие птицы.
Систематизировать и расширить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы в жизни человека в осеннее время года.
Обобщать словарь детей образными словами и выражениями (осень : золотая, унылая пора, очей очарованье, серебряная осень, волшебная, сказочная.
Развивающие задачи:
Развивать самостоятельность при выполнении индивидуальных задании, мелкую моторику, воображение.
Развивать речевую инициативу и самостоятельность, умение правильно формулировать свои мысли, использовать в своей речи полные предложения.
Воспитательные задачи:
Воспитывать потребность высказывать свое мнение, желание участвовать в совместных играх, бережное отношение к окружающей природе.
Материал и оборудование: стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», д/и «Назови листочек одним словом», карточки с изображением различных периодов осени на каждого ребенка для д/и «Какая осень?»
Разрезные картинки с изображением перелетных и зимующих птиц.
«Волчок со стрелочкой для игры «Что? Где? Когда?», «Черный ящик» с правильным ответом – изображением деревьев – березы и дуба.
Д/и “С какого дерева листик, листья липы, клена. Каштана.
«Чудо дерево»
Аудиозапись: Вальс до- диез-минор «Ф. Шопена, П. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года», мультимедийная установка.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме»Осень», а также репродукций картин И. Левитана 2Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень», И. Шишкина «Осень», С. Жуковского «Брошенная Терраса», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, прогулки с родителями в лесопарк, собирание гербария, заучивание стихов, загадок. Пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях.
Литература:
Владимирская Л. А. От осени до лета. Волгоград, 2012.
Сигимова М. Н. Познание мира растений. Занятие с детьми 4-7 лет. Волгоград 2008.
Вальчук Е. В. Степанова Н. В. Развитие связной речи детей 6-7 лет. Конспекты занятий. Волгоград 2012.
Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада ИЗО Воронеж 2006.
Психогимнастика:
Собирайтесь, дети, в круг,
Ты – мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
И улыбнемся нашим гостям.
Воспитатель:
Ребята, мы сегодня поговорим с вами об осени, об этом прекрасном времени года!
Давайте назовем признаки осени :
Дети: Отпадают листья, стало холоднее, улетают в теплые края птицы, часто идут дожди.
Воспитатель: Какой период осени сейчас?
Дети: Поздняя осень.
Воспитатель: А сейчас вместе расскажем об этом времени года. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте.
• Осенью солнце светит (как) … (слабее, меньше, редко).
• Осенью небо покрыто (чем) … (серыми тяжёлыми тучами).
• Осенью часто идут … (дожди).
• Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).
• Осенью листья опадают, начинается … (листопад).
• Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).
• Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).
• Осенью люди надевают … (тёплую одежду).
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно назвали признаки осени.
Давайте вспомним, о каких признаках осени рассказал А. С. Пушкин в своем стихотворении: «Уж небо осенью дышало…»
(Дети рассказывают стих и показывают движениями рук)
Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, что сейчас поздняя осень.
А какая еще бывает осень, вы нам сейчас расскажите, выполнив следующее задание.
Обратите внимание на то, что у вас у всех на груди прикреплены круги 3- цветов: у кого круги зеленные, тот выбирает себе картинку ранней осени, у кого желтые круги, выбирает картинку золотой осени, голубые - позднюю осень.
(Дети выбирают под музыку картинки)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.
Давайте вспомним, какие листики бывают осенью?
Дети: Красные, оранжевые, желтые, багряные, золотые.
Воспитатель: Все ли деревья сбрасывают листья осенью?
Дети: Только лиственные.
Воспитатель: Назовите лиственные деревья.
Дети: Дуб, береза, каштан, клен, осина, тополь.
Воспитатель: Какие деревья называются хвойными?
Дети: Ель, сосна, кедр.
Воспитатель: Из чего они состоят?
Дети: Из иголочек.
Воспитатель: Как называются эти иголочки?
Дети: хвоинки.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови листочек одним словом»
• Лист дуба (какой) – дубовый
• Лист клёна – кленовый
• Лист осины – осиновый
• Лист каштаны – каштановый
• Ветка сосны – сосновая
• Ветка ели – еловая
• Лист тополя – тополиный
Воспитатель: Молодцы, дети, а теперь представьте, что вы разноцветные листочки.
Физкультминутка: ( Музыка: «Вальс» Ф. Шопена До диез минор)
Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (трут ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят (кружатся)
Дети садятся после физкультминутки на кубы на ковре:
Аудиозапись (птичьи голоса)
Воспитатель: Чьи это голоса.
Дети: Птичьи.
Воспитатель: Почему сейчас не слышны птичьи голоса.
Дети: Потому что птицы улетели в теплые края.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Воспитатель: Назовите перелетных птиц.
Дети: Ласточка, журавель, аист, кукушка, скворец, жаворонок, овсянка.
Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются зимовать.
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Поиграем в игру «Отгадай и присядь»
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите руками,
(ворона, соловей, воробей, сорока, аист, голубь, ласточка, синица, скворец, журавель, цапля и др.)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: А сейчас, ребята, выполним упражнение «Скажи одним словом»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.
Я буду бросать мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой?. (длинноногий)
У аиста длинный клюв, он какой?. (длинноклювый)
У ласточки длинный хвост, она… (длиннохвостая)
Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая)
У соловья звонкий голос, он… (звонкоголосый) и т. д
Воспитатель: Ребята, вы и с этим заданием справились.
А сейчас вы должны будете составить изображение птицы из частей и назвать ее.
Дети выполняют задание под музыку.
Анализ выполненной работы.
Воспитатель: А сейчас отдохнем и выполним пальчиковую гимнастика.
Журавлики-журавлики,
Оторвитесь от земли,
К небу крылья вскинули.
Милый край покинули
Закурлыкали вдали.
(Дети загинают пальцы, начиная с большого пальца)
Воспитатель: Ребята вы показали себя как настоящие знатоки осени, а теперь ваши родители хотят задать вам несколько вопросов.
(На столе находиться «волчок» со стрелочкой, который указывает на картинку-вопрос).
1. Первый вопрос задает мама Максима Шевчука о березе (мультимедиатека)
2. Второй вопрос о вороне задает мама Сони Ткаченко.
3. Третий вопрос о кукушке мама Тимофея Ушакова.
4. Последний вопрос задает методист о листьях березы и дуба. С какого дерева эти листочки?
Ответ на последний вопрос находиться в черном ящике.
Воспитатель открывает ящик и в нем находятся изображения двух деревьев - березы и дуба.
Это означает, что дети ответили правильно на последний вопрос.
(Музыкальный фон из передачи Что? Где? Когда)
Воспитатель: А сейчас вспомним про другие деревья, какие у них листочки? Поиграем
в игру «С какого дерева листик?
Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого дерева (имитация дерева). Два дерева будут на ковре - липы и клена, на полу, кроме этих листьев будут еще и листья каштана. Дети должны будут листочки положить возле соответствующих деревьев.
Дети под музыку выполняют задание
Воспитатель: Ребята, какие листочки остались на полу?
Дети: Листья каштана.
Воспитатель: Почему так произошло?
Дети: Потому, что не было дерева каштана, а находились деревья липы и клена.
Воспитатель: Дети. Вы вспомнили листочки с многих деревьев, знаете, чем они отличаются, и знаете названия многих деревьев. Это та замечательно.
Давайте создадим свое дерево, на котором будут различные листья: и березовые, и липовые, и каштановые, и дубовые. Помните сказку К. Чуковского «Чудо - дерево»?
А у нас тоже получиться чудо – дерево с разными листьями, и с разной окраской. Мы будем смотреть на него и вспоминать прекрасное время года – осень.
Дети: Давайте создадим такое дерево.
Воспитатель: Вы сейчас возьмете листочки и аккуратно приклеите к дереву, которое нарисовано на большом листе бумаги, но старайтесь приклеивать листочки к веточкам большим и малым.
Продуктивная деятельность (коллективная работа)
(под музыку П. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»)
Воспитатель: Молодцы, ребята. На этом занятие наше закончилось. Вы хорошо потрудились и за это получаете угощение.