Лучший педагог года

«Павел Мариковский — неутомимый исследователь Казахстана». Конспект занятия в группе кружка «Литературное краеведение»

Шишулина Светлана
«Павел Мариковский — неутомимый исследователь Казахстана». Конспект занятия в группе кружка «Литературное краеведение»

Конспект занятия в группе кружка «Литературное краеведение»

«Павел Мариковский - неутомимый исследователь Казахстана».

Светлана Юрьевна Шишулина

Цель урока: рассмотреть вклад Павла Мариковского в науку и литературу Казахстана; развивать понимание, что личные качества человека, его жизненные взгляды имеют большое значение в определении его судьбы; воспитывать интерес к изучению жизни и творчества Павла Мариковского.

Оборудование урока: ИКТ, книги П. Мариковского, картина

П. Мариковского.

Публикация «„Павел Мариковский — неутомимый исследователь Казахстана“, Конспект занятия в группе кружка „Литературное краеведение“» размещена в разделах

Этапы урока

I.Организационный момент

II. Постановка цели урока. - Сегодня на уроке мы рассмотрим роль Павла Мариковского в казахстанской и мировой науке и литературе.

А эпиграфом к уроку будут слова известного галериста Владимира Филатова: «Он видел природу через призму своего сердца».

III. Объяснение нового материала. 1) Слово учителя о Павле Мариковском. 2) Выступления учащихся с подготовленными сообщениями о писателе-натуралисте.

3) Выступление учителя русского языка и литературы с. Тургень Гордиенко Нины Митрофановны - очевидца последних полутора лет жизни Павла Мариковского.

- Ребята, Павел Мариковский - писатель-натуралист, самобытный художник, ученый-энтомолог с мировым именем, доктор биологических наук, известный изобретатель. Он считал, что по настоящему свободным может быть только человек, воспитанный природой. За свои девяносто лет этот уникальный человек так много создал полезного для своей страны и всего мира, словно это сделали несколько человек. Послушайте сообщения ребят об этом удивительном ученом.

Сообщение первое: - Павел Иустинович Мариковский родился на Дальнем Востоке в Хабаровском крае.

Незадолго до Великой Отечественной войны, семья переехала в Среднюю Азию. Из Ташкента, где Павел Иустинович защитил кандидатскую диссертацию, он ушел на фронт. А после победы военный хирург, майор медицинской службы Павел Мариковский, награжденный орденами и медалями за боевые заслуги приехал по приглашению в Казахстан.

После войны он защитил докторскую диссертацию в Ленинграде. Преподавал в Томском университете. Но всегда ученый возвращался в Казахстан.

Им опубликовано сто пятьдесят научных и более двухсот пятидесяти научно-публицистических статей. Он воспитал двадцать четыре кандидата и пятерых докторов наук, которые и сегодня продолжают служить науке Казахстана. А еще он изобрел способ обезвреживания укуса ядовитого паука, специальное приспособление для фотосъемки и оборудование полевой сумки исследователя-энтомолога.

Сообщение второе: - Павел Иустинович Мариковский собрал самую большую коллекцию наскальных рисунков Казахстана.

Первым из ученых стран СНГ Средне-Азиатским филиалом «Всемирного географического общества» за вклад в мировую науку П. И. Мариковский награжден медалью «Полярная звезда», которая вручается за достоверность предоставленной информации, уровень воздействия вклада на общество.

Павел Мариковский - известный писатель-натуралист, опубликовавший около 90 научно-популярных и художественных книг.

Названия некоторых книг: «Муравей-путешественник», «Юному натуралисту», «Друзья насекомые», «Шестиногие музыканты» (Охота за голосами, «С магнитофоном в природу», «В мире насекомых с фотоаппаратом», удивительные сказки о природе.

Последняя прижизненная книга - «Времена года», уникальность которой в том, что выстроена она, как Календарь природы Семиречья.

Им написано более 500 живописных картин.

3) Выступление учителя русского языка и литературы с. Тургень Гордиенко Нины Митрофановны - очевидца последних полутора лет жизни Павла Мариковского.

III. Проверка понимания изученного.

Фронтальная беседа по вопросам:

- Что вы узнали о казахстанском исследователе Павле Мариковском?

- Какие моменты из его биографии запомнились особенно?

- В каких странах жил и работал ученый?

- В какую страну он возвращался всегда?

- Чем еще занимался Мариковский, кроме того, что был энтомологом?

- Считаете ли вы полученную информацию полезной для себя?

IV.Закрепление изученного.

Цель: научить учащихся соотносить между собой факты, понятия, идеи, умение воспроизводить основные моменты нового материала, выделять существенные признаки ведущих понятий.

Учитель: - Итак, ребята, вы прекрасно справились с вопросами по теме занятия. Следующим видом нашей работы будет соотнесение некоторых временных отрезков жизни Павла Мариковского с его деятельностью. Вам, ребята, надо продолжить фразы:

1) Незадолго до Великой Отечественной войны, семья переехала в Среднюю Азию. Из Ташкента, где Павел Иустинович защитил кандидатскую диссертацию, он ушел на фронт, где был… (военным хирургом, майором медицинской службы).

2) За боевые заслуги он был… (награжден орденами и медалями).

3) После войны защитил докторскую диссертацию в Ленинграде. Преподавал в Томском университете. Но всегда возвращался… (в Казахстан).

4) Мариковский изобрел … (способ обезвреживания укуса ядовитого паука, специальное приспособление для фотосъемки, оборудование полевой сумки исследователя-энтомолога).

5) Многие годы Павел Иустинович собирал, систематизировал и описывал… (казахстанские петроглифы).

6) За всю свою жизнь он написал 500 живописных полотен, потому что является… (художником).

7) Кроме научных работ он написал 90… (научно-популярных и художественных книг).

8) Мариковский писал: «По настоящему свободным может быть только человек, …» …воспитанный природой!»)

Учитель: - Молодцы, вы хорошо запомнили новую информацию. Я хочу вам предложить еще один вид работы. Опираясь на услышанное, составьте, пожалуйста связный текст из 3-4 предложений об ученом-энтомологе - Павле Мариковском или его произведениях и озаглавьте этот текст.

Из работ учащихся:

Интересные рассказы

Мне понравились рассказы Мариковского. В них главные герои – это насекомые или птицы. Я узнал так много про насекомых, а особенно про муравьев. Мариковский очень любил природу.

Замечательный человек.

Сегодня на уроке я узнала много интересного про ученого-энтомолога Павла Мариковского. Но он еще и хороший писатель, и талантливый художник. Он очень замечательный человек! А еще он был участником войны.

Удивительный ученый

Я думаю, что Павел Мариковский - удивительный ученый. Он всегда был верен своей работе. Очень любил природу и животный мир. Для него время не играло никакой роли, если он наблюдал за насекомыми.

Учитель: - Очень хорошо! Вы порадовали меня своими ответами. Переходим к составлению кластера. Я предлагаю вам записать столько сло-ассоциаций, связанных с Мариковским, сколько букв в его фамилии.

М- художник

А- писатель

Р- учитель

И- исследователь

К- гуманист

О- альтруист

В- изобретатель

С- воин

К- патриот

И- интересный человек

Й – публицист

Работа с понятиями

Альтруизм - самоотверженность - то есть с приношение в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом - ради общего блага.

Гуманист - человек, который признаёт ценность другого человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Гуманность - это любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому.

V.Итог занятия.

- Ребята, хочется отметить, что вы хорошо поработали на уроке и это неудивительно. Ведь жизнь замечательных людей, к числу которых принадлежит и Павел Мариковский, всегда вызывает интерес и заставляет о многом задуматься, что-то переосмыслить в своей жизни и даже найти себе занятие по душе. А еще мы начинаем больше любить свою родину, более бережно относиться к природе. Я предлагаю вам, ребята, дома продолжить ваши сообщения о Павле Мариковском, которые вы написали на занятии.

Публикации по теме:

«Волшебные стеклышки». Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе«Волшебные стеклышки». Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения: лупой, телескопом, биноклем; рассказать, как их использует человек. Вызвать желание.

Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни»Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни» Задачи: уточнить и расширить знания детей о камнях, о их роли в жизни человека. Вызвать желание исследовать неживую природу, выделять свойства.

«Заюшкин огород» конспект занятия кружка «Бумажные фантазии» в младшей группе«Заюшкин огород» конспект занятия кружка «Бумажные фантазии» в младшей группе Возраст: 2 младшая группа (3-4 г.) Задачи: продолжать учить детей скатывать маленькие комочки из гофрированной бумаги, обклеивать поверхность.

Конспект открытого занятия танцевального кружка для родителей в подготовительной группе Родители получают приглашения на открытое занятие кружка Тема: Познавательно-практическая совместная музыкально-двигательная деятельность.

Конспект урока. Литературное чтение в 3 классе В. П. Астафьев «Капалуха» Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать.

Конспект занятия по теме «Транспорт» в подготовительной группе лингвистического кружка «Happy English»Конспект занятия по теме «Транспорт» в подготовительной группе лингвистического кружка «Happy English» Задачи: 1. Закреплять лексические единицы по теме " Транспорт ". 2. Продолжать формировать навыки фонетической речи и произношения (звук.

Конспект занятия театрального кружка в старшей группе «Театр на ковролине»Конспект занятия театрального кружка в старшей группе «Театр на ковролине» Конспект занятия театрального кружка в старшей группе «Театр на кавролине» Цель: Знакомить с театром на кавролине. Закреплять умение внимательно.

Конспект занятия «Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки» для дошкольниковКонспект занятия «Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки» для дошкольников Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки»(для детей 4-6 лет)Цель занятия:приобщение детей к книге и чтению; формирование интереса.

Рисование в подготовительной группе «Павел Бажов «Серебряное копытце»Рисование в подготовительной группе «Павел Бажов «Серебряное копытце» Знакомство со сказками Павла Бажова мы начали со старшей группы. В подготовительной группе я распечатала детям в книжный центр портрет.

Проект «Мои занятия спортом» в рамках конкурса «Я — исследователь» Тема проекта: «Мои занятия спортом» Тип проекта: исследовательский Цель проекта: сформировать у воспитанника знания о разных видах спорта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Павел Мариковский — неутомимый исследователь Казахстана». Конспект занятия в группе кружка «Литературное краеведение»
Опубликовано: 28 марта 2021 в 10:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД