Лаура Смагулова
Конспект занятия по развитию речи «Сказка о золотой рыбке на новый лад» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! 26 марта состоялся заключительный (очный) этап муниципального конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2019", который заставил поволноваться всех воспитателей города. К этому празднику мы готовились очень тщательно и кропотливо. Сегодня хочу поделиться конспектом занятия, который я непосредственно готовила.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Сказка о золотой рыбке на новый лад“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ НА НОВЫЙ ЛАД».
Основная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция областей: Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тип: интегрированное
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма организации: подгруппа
Цель: формировать умение составлять сказку по мнемотаблицам «Золотая рыбка».
Задачи:
Обучающие:
- учить разгадывать загадки;
- подбирать слова-антонимы;
Развивающие :
- подбирать родственные слова;
- развивать навыки словообразования и словоизменения;
- развивать умение употреблять в речи образные выражения, поговорки;
- употреблять в речи сложноподчинённые предложения;
- совершенствовать тактильные ощущения при выполнении игровых заданий;
- развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию;
Воспитывающие:
-воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.
Предварительная работа:
- чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- заучивание скороговорки «В озере – карп, а в море – краб»;
- отгадывание загадок на тему: «Рыбы»;
- рассматривание и тактильные игры с различными ракушками, морскими звёздами;
- рассматривание картинок и фотографий с изображением морских обитателей.
Материал: игрушка рыбка; тёмная ткань для рыбки и письма; большой кусок синей ткани для моря; природный материал: морские звёзды, различные раковины; мультимедийное оборудование; презентация «Море» с записью звуков моря, криков дельфинов; музыкальные произведения: Бетховен – музыка ангелов; Барбарики - «Океаны; коктейльные трубочки на каждого ребёнка; стаканы с солёной водой и с пресной водой (по два стакана на каждого ребенка); магнитная доска; мольберт; модели: старик, старуха, рыбка, аквариум с рыбкой, рыбаки.
Методические приё мы:
Практические:
Экспериментирование с водой;
Словесные:
Чтение художественной литературы (загадка, стихи);
Беседа (вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми);
Упражнение «Кто быстрее» (скороговорка).
Игровые:
Дидактическая игра:
o «Морские обитатели»;
o «Определи, какое слово лишнее»;
o «Сочини сказку».
Наглядные:
ИКТ с презентацией.
Ход занятия
Организационный момент.
(Дети входят в группу под музыку и шум морского прибоя (слайд №1 море).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лаура Жексенбаевна. Давайте познакомимся. Назовите свои имена. Давайте поприветствуем наших гостей.
Ребята, прислушайтесь. Слышите шум моря, крики дельфинов? (слайд №2 дельфины). Ах, как пахнет морским воздухом!
И увидели мы море
Красивое, большое.
Воздух мы морской вдохнём,
Дышим носом, а не ртом.
Плечи не поднимаем
Животом помогаем (дышим пять раз).
Дети принюхиваются, выполняют дыхательное упражнение.
I. Введение в тему
Воспитатель: - Ребята, а вы любите загадки? Давайте попробуем отгадать загадку. (Читает загадку).
Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни!
- Вы догадались о ком эта загадка? (Ответы детей).
- Из какой сказки рыбка? (Ответы детей).
-Кто её автор (А. С. Пушкин? (Ответы детей).
- Если вы ребята правильно отгадали, то сейчас на экране появится отгадка. (Слайд №3 рыбка)
Воспитатель достает конверт с письмом от золотой рыбки и рыбаков, зачитывает:
«Здравствуйте, дети! Пишет вам золотая рыбка и рыбаки. У нас случилась беда, в море вся рыба пропала. Потому что злая старуха посадила золотую рыбку в аквариум и не хочет отпускать. Рыбаки долго уговаривали старуху, и она согласилась отпустить рыбку за золотые слитки. Слитки есть у рыбаков, но они не простые, а заколдованные».
Воспитатель: Ребята, рыбаки и рыбка просят вас помочь им. А вы хотите помочь золотой рыбке и рыбакам? Как мы им можем помочь? (Подвести детей к тому, что нужно расколдовать слитки).
II. Основная часть
1. Игра «Скажи, наоборот» (с мячом)
Воспитатель достает из аквариума первый золотой слиток. Что же здесь написано! «Скажи наоборот» Я буду говорить вам слово, а вы мне будете называть противоположное по значению слово.
- Ребята, вы помните, что золотую рыбку старик поймал в синем море (слайд №4 море). Рыбка плавала в море :
- не в маленьком, а … (большом,
- не в грязной воде, а … (в чистой,
- не медленно, а … (быстро).
- Сама она была не простая, а … (золотая).
Старик в сказке был :
- не молодой, а … (старый,
- не храбрый, а … (трусливый,
- рыбка старику не меша, а … (помогала).
Отнёс он рыбку старухе (слайд №6 старуха, которая была:
- не добрая, а … (злая).
- не щедрая, а … (жадная, скупая,
- старуха приносила не пользу, а … (вред)
От увиденного у старика «глаза на лоб полезли». (Слайд №5 старик)
- Как вы понимаете это выражение? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Первый слиток мы расколдовали. Нам пора отправлять на поиски остальных слитков. В колонне по одному, держась за руки, вместе с воспитателем дети переходят в другую часть комнаты.
Мы шагаем вместе, посмотри
Мы шагаем дружно, раз, два, три!
Мы скачем по дороге, меняя часто ноги!
Воспитатель: Ребята, посмотрите – это море! Присаживайтесь на стульчики.
2. Дидактическая игра «Морские обитатели».
Воспитатель: Вот второй слиток. Здесь написано «Морские обитатели». (Слайд № 7 морские обитатели).
Воспитатель: - Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских животных и, ощупывая их, попробуйте узнать. (Дети просовывают руки под ткань, находят морских животных, ощупывают их и называют морское животное, не вынимая из-под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполнения задания).
3. Упражнение «Кто быстрее».
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поиграем вместе с рыбкой. Она волшебная, поэтому может появиться сейчас. (Сюрпризный момент, появляется рыбка и третий слиток). (Слайд №8 рыбка). Проверим, кто быстрее всех, правильно и чётко сможет повторить скороговорку про карпа и краба. Для этого давайте встанем в круг. И под музыку будем друг другу передавать золотую рыбку. Как только музыка остановится, у кого в руках окажется золотая рыбка тот и говорит скороговорку.
Воспитатель: Молодцы! Третий слиток расколдовали.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько ракушек! Давайте соберем все ракушки в корзину.
Под ракушками лежит четвертый слиток.
Воспитатель: Вот еще один слиток, который мы не расколдовали! Здесь написано «Определи, какое слово лишнее?»
4. Дидактическая игра «Определи, какое слово лишнее?»
Рыбка Море Вода
Рыболов Морской Водичка
Рыбешка Моряк Водопад
Рынок Мочалка Водный
Рыбачить Морячка Водяной
Рыбачка Мореход Воздух
Воспитатель: Почему слово рынок, мочалка, воздух лишнее? (объяснения детей).
- Молодцы! Четвертый слиток мы расколдовали.
5. Экспериментирование с водой.
Воспитатель: - Вы, наверное, немного устали, и хотите пить. Я предлагаю вам утолить жажду.
- Ребята, кто знает, какая вода в море на вкус? (солёная). Я хочу сейчас угостить вас пресной водой и морской водой. (Воспитатель раздаёт детям по 2 стакана, в красных стаканах солёная вода, а в белых стаканах пресная вода).
- Ребята, вам понравилась солёная вода? А можно пить солёную воду? (ответы детей). Нельзя, потому что она солёная, невкусная, не утоляет жажду. А где можно применять солёную воду? (Полоскать горло, делать лекарство, в морской воде много йода, очень полезно дышать морским воздухом)
-А как можно использовать пресную воду? (готовить еду, пить, поливать растения).
- А давайте с вами умоемся пресной водой.
Физминутка
Надо, надо нам умыться,
Где же чистая водица?
Кран откроем пш-пш
Руки моем чисто, чисто.
Шейку, щечки мы потрем
И водичкой оботрем!
6. Дидактическая игра «Сочини сказку»
Воспитатель: А вот и пятый слиток. Давайте вместе с вами сочиним сказку о золотой рыбке на новый лад. ( По моделям: рыбка, старик, старуха, аквариум с рыбкой, рыбаки). Вы сами выбираете, в какой последовательности расположите картинки. А затем попробуете придумать сказку. Дети придумывают сказку, каждый раз меняя расположение схем по-своему.
- Молодцы! Пятый слиток мы расколдовали!
У нас появилась возможность нашей рыбке загадать желание. (Воспитатель с детьми выходят в центр). Я хочу, чтобы дети в нашей группе жили дружно! (Игрушку передают дети друг другу и загадывают желание)
Подведение итогов
Воспитатель: Мы с вами совершили добрые, хорошие поступки. Посмотрите, мы расколдовали все 5 слитков и помогли рыбакам. Теперь старуха отпустит золотую рыбку и в море вновь появится рыба. Вам понравилось выполнять задания? Какое задание для вас было самым сложным (легким, интересным? (Ответы детей)
А теперь ребята давайте выпустим в море нашу золотую рыбку (слайд №10 море с рыбкой).