Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»

Асель Кудьярова
Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»

Цель: формирование представлений у детей о зимующих птицах

Задачи: «нахохлившись», «свирель», «свиристель»

1. Расширять знания детей о жизни птиц в зимний период (клест, дятел,свиристель);

2. Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, активизация в речи слов "нахохлившись"," свирель"," свиристель";

3. Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам;

вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Приветственное слово:

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Звучит голос птицы.

- Посмотрите, кто к нам прилетел?

Кто к нам прилетел? (Синичка)

- Мне кажется, что синичка грустная? А как вы думаете почему она грустная? (потому что холодно, много снега, мало корма).

-А почему мало птиц осталось сейчас на улице? (многие птицы улетели в теплые края)

-А как называют птиц, которые улетают в теплые края. (перелетные)

- Синичка какая птица зимующая или перелетная? (зимующая)

- А каких зимующих птиц мы уже знаем (ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, голубь, дятел, клест, свиристель…

- А как вы думаете, почему они так называются – зимующие? (они остаются зимовать, а не улетают в теплые края)

-Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? (Потому что зимой они могут найти себе корм)

-А чем они питаются (семенами, семечками)

-Скажите, а как зимующие птицы спасаются от холода (некоторые птицы сидят нахохливших, они не летают в мороз, когда птица сидит у нее между перьями неподвижный воздух, который не пропускает холод и задерживает тепло, другие прижимаются к друг другу, спрятав клюв под крыло, другие зарываются в снегу, а некоторые попеременно обогревают ноги, поднимая их от холодной земли)

А еще зимой таких птиц, как голуби и воробьи можно встретить греющимися у окна. так как от окна идет тепло.

-А самое главное, если у птиц будет корм, то легче будет пережить зиму.

-Вы уже догадались о ком мы сегодня будем говорить зимующих птицах)

-Да. Мы сегодня будем говорить о зимующих птицах, и не и просто о зимующих, а об удивительных птицах. А почему они удивительные мы сегодня и узнаем. А синичка побудет с нами на занятии.

-А о какой первой удивительной птице мы поговорим сначала. Узнаете из загадки.

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка. (дятел) (звук появление на слайде)

-А почему дятла можно назвать удивительной птицей? (он санитар леса)

- Почему дятла называют санитаром леса? (Он лечит деревья от поселившихся в них вредителей)

-А как он может лечить деревья (с помощью клюва)

- Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору, вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, Клюв помогает дятлу смастерить жилище.)

-Как дятел строит гнездо? (Упорная птица две недели подряд пробивает дерево, выдалбливая большое глубокое дупло.)

- Как вы думаете, где себе дятел гнездо устраивает. В каком дереве ему легче выдолбить дупло – в старом или молодом? (В старом, потому что у него мягкая древесина. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетели снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками.

- А другие птицы могут сделать дупло (Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает – он каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы.)

А знаете, что с помощью своего необыкновенного клюва дятел переговаривается с другими дятлами, выстукивая целые послания. Он может сообщить соперникам, что лесная территория уже занята, или позвать подругу, передав ей, что дупло готово и пора высиживать птенцов.

Сейчас с вами поиграем в пальчиковую игру.

Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит (правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла")

Ищет под корой жучков и съедобных червячков (слегка пощипать)

Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом, (на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам)

Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло. (Одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой)

С дятлом поиграли, а теперь узнаем еще об одной удивительной птице.

А теперь отгадайте загадку

- Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.. клеста (звук появление на слайде)

-Клест – очень удивительная птица

-А почему он удивительный? (А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы.)

- Наверное, Вы подумали, что раз клестята рождаются на свет в такой лютый мороз, то они одеты в очень теплую шубку как зайчики или белочки зимой? А вот и нет! Пух у них такой же как и у птенцов других птичек, которые весной вылупляются. И греет их только мама! Без мамы клестята пропадут! Мама так согревает своим тельцем гнездо, что в нем теплее, чем у нас с вами дома! Вот это да! Даже батарей или печки не надо!

Маме клестихе нельзя ей улетать из гнезда – надо птенцов высиживать!

- А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? (Конечно, помогает маме в это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится о ней.)

- Почему же клесты выводят птенцов не весной, как другие птицы, а зимней порой( (Да потому, что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек! К концу осени семена шишек созревают, а ближе к весне под первыми лучами мартовского солнца, плотно сжатые чешуйки шишек слегка приоткрываются, становятся мягче. Как раз в это время птенчики клестов вылетают из гнезда и могут самостоятельно справиться с приоткрытой шишкой.

Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают. Из шишек, брошенных клестами на землю, потом вырастают маленькие деревца. Поэтому про клестов и можно сказать, что они лес сажают)

А сейчас вам предлагаю сделать массаж с шишками.

Сосновую шишку возьму я в ладошку,

В ладошке ее покатаю немножко,

Кручу и катаю, катаю-кручу,

Ладошки и пальчики ей щекочу,

Я шишкой своей проведу по ладошке,

И сразу на ней остаются дорожки,

Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю,

здоровье себе сохранить помогаю.

Сейчас поговорим еще об одной удивительной птице. Отгадайте загадку.

- Хохолочек на головке.

Птица яркая. Так ловко,

Будто дует кто в свирель,

Распевает. (свиристель) (появление на слайде)

-А почему свиристель получила такое название (их пение похоже на игру на инструменте свирель)

Давайте послушаем. Похоже ли пение свиристели на звук свирели?

-А еще эту красивую птицу называют северным попугаем.

-а почему называют северными попугаями (Голову свиристелей украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски.)

-А чем любят полакомиться свиристели? Я предлагаю узнать, собрав пазлы. (разрезные картинки:семена клена,шиповник,рябина)

Свиристели и правда любят лакомиться ягодами черемухи, рябины, шиповника и семенами клена.

Есть удивительный факт о свиристели. Свиристели бросают ягоды рябины на снег. Оказывается, возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды остаются сочными и свежими. А на деревьях к середине зимы рябина вымерзает, чернеет, становится горькой и невкусной.

Сегодня мы узнали, что свиристель питается ягодами рябины, дятел жуками, червяками, клест шишками.

-Ребята, а чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

-А хватает ли птицами пищи зимой? (Нет, не хватает.)

- Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.)

- чем мы можем помочь птицам? (мы можем их подкармливать.)

-Давайте посмотрим, чем можно кормить птиц, а чем нельзя.

Сначала называем то, чем можно кормить птиц.

Нельзя: чипсами, цитрусовыми, печенье, кожура банана, ржаной хлеб (плохо переваривается)

Можно: семечками (только сырые и несоленые, крупами (овес,пшено, пшеница, овсяные хлопья) ягоды сухофрукты, свежим хлебушком

Итог:

О каких удивительных зимующих птицах мы сегодня с вами говорили?

А что мы нового сегодня узнали, что интересного?

-Ребята, а у нашей синички стало хорошее настроение. Потому что вы так хорошо работали на занятии Ребят. скажите, что у меня в руках? Правильно, мешочек. Да, это семечки. У нас с вами есть кормушка для птиц, давайте насыплем туда семечек и на прогулке повесим кормушку нашей синички и других для птиц.

Прикреплённые файлы:

zimuyuschin-pticy_p60hl.ppt | 18294,5 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчёт занятия в средней группе «Зимующие птицы»Фотоотчёт занятия в средней группе «Зимующие птицы» Фотоотчёт открытого занятия «Зимующие птицы» Цель: Формирование обобщённых представлений детей о зимующих птицах. Задачи: Закрепить умение.

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группе Конспект интегрированного занятия на тему: «Зимующие птицы», в старшей группе Цели: воспитывать бережное отношение к птицам. Задачи: Развивающие:.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по ручному труду во второй младшей группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по ручному труду во второй младшей группе «Зимующие птицы» Цель: вызвать желание вылепить зимующих птиц. Задачи: -формировать умение лепить птицу из двух деталей; - расширять представления детей.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зимующие птицы» Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать.

Конспект занятия «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Задачи: Коррекционно-развивающие: - закрепить знания детей о зимующих птицах, изучить их особенности и особенности.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Зимующие птицы» Аппликация (подготовительная группа). «Зимующие птицы». Цель. Развивать умение детей выполнять предметную аппликацию по выбору, путем составления.

Проект «Зимующие птицы» в средней группе Тип проекта: информационно-творческий Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели групп. Срок реализации.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]» Цель: способствовать формированию правильного артикуляционного произношения звуков. Задачи: 1. Формирование представлений о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 14 марта 2020 в 15:01
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...

14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...


Горячие темочки