Асель Кудьярова
Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений у детей о зимующих птицах
Задачи: «нахохлившись», «свирель», «свиристель»
1. Расширять знания детей о жизни птиц в зимний период (клест, дятел,свиристель);
2. Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, активизация в речи слов "нахохлившись"," свирель"," свиристель";
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
3. Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам;
вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Приветственное слово:
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Звучит голос птицы.
- Посмотрите, кто к нам прилетел?
Кто к нам прилетел? (Синичка)
- Мне кажется, что синичка грустная? А как вы думаете почему она грустная? (потому что холодно, много снега, мало корма).
-А почему мало птиц осталось сейчас на улице? (многие птицы улетели в теплые края)
-А как называют птиц, которые улетают в теплые края. (перелетные)
- Синичка какая птица зимующая или перелетная? (зимующая)
- А каких зимующих птиц мы уже знаем (ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, голубь, дятел, клест, свиристель…
- А как вы думаете, почему они так называются – зимующие? (они остаются зимовать, а не улетают в теплые края)
-Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? (Потому что зимой они могут найти себе корм)
-А чем они питаются (семенами, семечками)
-Скажите, а как зимующие птицы спасаются от холода (некоторые птицы сидят нахохливших, они не летают в мороз, когда птица сидит у нее между перьями неподвижный воздух, который не пропускает холод и задерживает тепло, другие прижимаются к друг другу, спрятав клюв под крыло, другие зарываются в снегу, а некоторые попеременно обогревают ноги, поднимая их от холодной земли)
А еще зимой таких птиц, как голуби и воробьи можно встретить греющимися у окна. так как от окна идет тепло.
-А самое главное, если у птиц будет корм, то легче будет пережить зиму.
-Вы уже догадались о ком мы сегодня будем говорить (о зимующих птицах)
-Да. Мы сегодня будем говорить о зимующих птицах, и не и просто о зимующих, а об удивительных птицах. А почему они удивительные мы сегодня и узнаем. А синичка побудет с нами на занятии.
-А о какой первой удивительной птице мы поговорим сначала. Узнаете из загадки.
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка. (дятел) (звук появление на слайде)
-А почему дятла можно назвать удивительной птицей? (он санитар леса)
- Почему дятла называют санитаром леса? (Он лечит деревья от поселившихся в них вредителей)
-А как он может лечить деревья (с помощью клюва)
- Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору, вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, Клюв помогает дятлу смастерить жилище.)
-Как дятел строит гнездо? (Упорная птица две недели подряд пробивает дерево, выдалбливая большое глубокое дупло.)
- Как вы думаете, где себе дятел гнездо устраивает. В каком дереве ему легче выдолбить дупло – в старом или молодом? (В старом, потому что у него мягкая древесина. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетели снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками.
- А другие птицы могут сделать дупло (Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает – он каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы.)
А знаете, что с помощью своего необыкновенного клюва дятел переговаривается с другими дятлами, выстукивая целые послания. Он может сообщить соперникам, что лесная территория уже занята, или позвать подругу, передав ей, что дупло готово и пора высиживать птенцов.
Сейчас с вами поиграем в пальчиковую игру.
Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит (правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла")
Ищет под корой жучков и съедобных червячков (слегка пощипать)
Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом, (на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам)
Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло. (Одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой)
С дятлом поиграли, а теперь узнаем еще об одной удивительной птице.
А теперь отгадайте загадку
- Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.. клеста (звук появление на слайде)
-Клест – очень удивительная птица
-А почему он удивительный? (А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы.)
- Наверное, Вы подумали, что раз клестята рождаются на свет в такой лютый мороз, то они одеты в очень теплую шубку как зайчики или белочки зимой? А вот и нет! Пух у них такой же как и у птенцов других птичек, которые весной вылупляются. И греет их только мама! Без мамы клестята пропадут! Мама так согревает своим тельцем гнездо, что в нем теплее, чем у нас с вами дома! Вот это да! Даже батарей или печки не надо!
Маме клестихе нельзя ей улетать из гнезда – надо птенцов высиживать!
- А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? (Конечно, помогает маме в это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится о ней.)
- Почему же клесты выводят птенцов не весной, как другие птицы, а зимней порой( (Да потому, что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек! К концу осени семена шишек созревают, а ближе к весне под первыми лучами мартовского солнца, плотно сжатые чешуйки шишек слегка приоткрываются, становятся мягче. Как раз в это время птенчики клестов вылетают из гнезда и могут самостоятельно справиться с приоткрытой шишкой.
Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают. Из шишек, брошенных клестами на землю, потом вырастают маленькие деревца. Поэтому про клестов и можно сказать, что они лес сажают)
А сейчас вам предлагаю сделать массаж с шишками.
Сосновую шишку возьму я в ладошку,
В ладошке ее покатаю немножко,
Кручу и катаю, катаю-кручу,
Ладошки и пальчики ей щекочу,
Я шишкой своей проведу по ладошке,
И сразу на ней остаются дорожки,
Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю,
здоровье себе сохранить помогаю.
Сейчас поговорим еще об одной удивительной птице. Отгадайте загадку.
- Хохолочек на головке.
Птица яркая. Так ловко,
Будто дует кто в свирель,
Распевает. (свиристель) (появление на слайде)
-А почему свиристель получила такое название (их пение похоже на игру на инструменте свирель)
Давайте послушаем. Похоже ли пение свиристели на звук свирели?
-А еще эту красивую птицу называют северным попугаем.
-а почему называют северными попугаями (Голову свиристелей украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски.)
-А чем любят полакомиться свиристели? Я предлагаю узнать, собрав пазлы. ( разрезные картинки:семена клена,шиповник,рябина)
Свиристели и правда любят лакомиться ягодами черемухи, рябины, шиповника и семенами клена.
Есть удивительный факт о свиристели. Свиристели бросают ягоды рябины на снег. Оказывается, возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды остаются сочными и свежими. А на деревьях к середине зимы рябина вымерзает, чернеет, становится горькой и невкусной.
Сегодня мы узнали, что свиристель питается ягодами рябины, дятел жуками, червяками, клест шишками.
-Ребята, а чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
-А хватает ли птицами пищи зимой? (Нет, не хватает.)
- Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.)
- чем мы можем помочь птицам? (мы можем их подкармливать.)
-Давайте посмотрим, чем можно кормить птиц, а чем нельзя.
Сначала называем то, чем можно кормить птиц.
Нельзя: чипсами, цитрусовыми, печенье, кожура банана, ржаной хлеб (плохо переваривается)
Можно: семечками (только сырые и несоленые, крупами (овес,пшено, пшеница, овсяные хлопья) ягоды сухофрукты, свежим хлебушком
Итог:
О каких удивительных зимующих птицах мы сегодня с вами говорили?
А что мы нового сегодня узнали, что интересного?
-Ребята, а у нашей синички стало хорошее настроение. Потому что вы так хорошо работали на занятии Ребят. скажите, что у меня в руках? Правильно, мешочек. Да, это семечки. У нас с вами есть кормушка для птиц, давайте насыплем туда семечек и на прогулке повесим кормушку нашей синички и других для птиц.