Светлана Галонская
Конспект занятия в старшей группе «Вода, ее свойства, значение в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Золотая рыбка»
Конспект НОД
«Вода, ее свойства, значение в жизни человека»
старшая группа
Подготовила: воспитатель
Галонская С. Ю.
г. Воскресенск
Интеграция образовательных областей: познавательного, речевого, социально - коммуникативного, физического, художественно – эстетического.
Форма проведения: занятие-опыт.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Вода, ее свойства, значение в жизни человека“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Цель: путем опытов закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного; обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Развивающая: развивать навыки проведения лабораторных опытов; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логического мышления; развивать любознательность и наблюдательность.
Воспитательная: воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами – экспериментирование; воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приё мы: наглядный, словесный, практический, беседа, художественное слово, игровые действия.
Оборудование: картинки по теме «Вода», пластиковые стаканчики, полоски цветной бумаги, кусок льда, чайник электрический, зеркало, мяч, ложечки, сахар, лимон.
Предварительная работа: чтение произведений о воде, наблюдение на прогулке, беседы о воде.
Ход НОД:
- Сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся и пожелаем им «Доброе утро».
-Давайте и мы пожелаем друг другу «Доброе утро».
Психологический тренинг «Доброе утро».
-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришел необычный гость. Я хочу, чтобы вы сами догадались, что это за гость. Для этого я вам загадаю загадки:
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинка)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)
Всегда разный я, друзья,
Сильный, слабый, проливной,
Иногда, грибной!
Проникаю в почву,
Поливаю деревья и кусты,
От меня хорошо растут грибы!
Подскажите, кто же я? (Дождик).
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
-Ребята, вы догадались, что это за гость? Конечно же это ВОДА.
-Сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела у нашей двери снежинку. Взяла ее в руку, а она растаяла и образовалась капельку воды. Она сказала, что ее зовут «Капелюшка» и она хочет с Вами познакомиться:
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
-Ребята, как вы думаете, о чем было это стихотворение (ответ детей, правильно о воде.
-Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении. Нашу беседу я предлагаю провести в интересной форме, я вам буду кидать мяч и при этом задавать вопрос, а вы мне отдавать его обратно, но уже с ответом. Всем понятно?
Ребята, как вы думаете какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
Кому нужна вода? (животным, растениям, рыбам, человеку и т. д)
Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
Вода сопровождает человека всю жизнь : люди умываются водой, пьют воду, купаются в воде.
Ребята как вы думаете, могут ли без воды прожить растения, животные и мы с вами? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
-А теперь, ребята, мы с «Капелюшкой» приглашаем вас в клуб «Юных лаборантов», чтобы поближе познакомиться со свойствами воды. Для этого мы с вами отправляемся в путь.
Физкультминутка:
Мы идем, мы идем,
По дорожке мы идем,
Звонко песенку поем:
Ля-ля-ля!
Через горы мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Все равно вперед идем,
Смело песенку поем:
Тра-та-та!
А теперь на цыпочки мы встали,
Очень быстро побежали.
Мчимся с горки, не молчим,
А задорно так кричим: ух!
(Дети садятся за столы)
Опыт 1 «Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет запаха
Хорошо. Теперь добавьте в воду лимон, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет лимоном).
Вывод: вода пахнет теми веществами, которые в неё положить!
Опыт 2 «Вода не имеет вкуса»
Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет вкуса.
А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое в него положить!
Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».
- Приготовьте полоску цветной бумаги. Сравните цвет воды с цветом бумажной полоски. Можно ли назвать воду красной зелёной. Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же всё – таки цвета вода?
Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветна.
Опыт 4: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 - с водой, 2 - пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?".
Вывод: вода жидкая, льется.
- Ребята, мы с вами вспомнили свойства воды : вода без цвета, без запаха и не имеет вкуса, вода дает жизнь всему живому!
-А теперь давайте вспомним, в каком состояние можно встретить воду в природе? (ДЕТИ) В ЖИДКОМ (лужи, дождь, реки, море) В ТВЕРДОМ (лёд, снег, град.)
- А сосулька, это что? (лед, твердое состояние воды) Ребята специально для нашего занятия я заморозила воду, и в начале нашей образовательной деятельности занесла ее в группу, давайте с вами посмотрим что стала с замороженной водой. Лед начал таять, превращаться в воду.
-Ребята, что помогло льду растаять? (ТЕПЛО)
-Ребята в природе вода под действием тепла испаряется, превращается в пар. И вот такое состояние воды называют газообразным! ПАР-ЭТО ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ!
Пар, в свою очередь, собирается в тучи. А из туч уже идет дождь, а при низкой температуре снег, град. Это явление называется – круговорот воды в природе.
Опыт 5 «Газообразное состояние – пар»
А сейчас я вам покажу, где мы дома можем увидеть воду в ГАЗООБРАЗНОМ состоянии!
Вода в чайнике превращается в пар при кипении, а если над паром подержать зеркало, то на нём появятся капельки воды!
-Повторите, пожалуйста, о каком новом состояние воды вы узнали?
(о газообразном - это пар)
-Итак, нам теперь известно три состояния воды: жидкое, газообразное (пар) и твёрдое (лёд).
Рефлексия:
-Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем выводы:
-О каких свойствах воды вы узнали? Как мы должны относиться к воде? Чем Вам понравилось сегодня заниматься?
(воспитатель читает стихотворение)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает - и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь. В природу вглядитесь. Вас окружает везде и всегда. Эта волшебница – (все дети хором) ВОДА!