Папки-передвижки

Конспект занятия «Весна» по обучению детей мордовскому (эрзя) языку в кружке «Родное слово»

Ольга Гусева
Конспект занятия «Весна» по обучению детей мордовскому (эрзя) языку в кружке «Родное слово»

Конспект занятия «Весна» по обучению детей мордовскому (эрзя) языку в кружке «Родное слово»

Публикация «Конспект занятия „Весна“ по обучению детей мордовскому (эрзя) языку в кружке „Родное слово“» размещена в разделах

Программное содержание: закрепить знание ранее изученных слов на эрзянском языке на тему «Мы знакомимся», «Весна»; формировать правильное произношение слов и слогов; воспитывать любовь к природе родного края.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация, шапочки курочек.

Методические приемы: Вопросно – ответная беседа, показ, чтение стихотворения «Тундо» (Весна, подвижная игра «Саразкинесэ» (В курочку).

Словарная работа : закрепление слов : тундо, чи, пиземе, нармунь, тикше, лембе, чувто (чувтт, цеця (цецят).

Предварительная работа: Разучивание слов заклички, беседа на тему весна,

рассматривание картинок, подвижная игра «Саразкинесэ» («В курочку», чтение стихотворения «Тундо» («Весна»).

Ход занятия.

(Дети входят в группу и образуют круг).

Дети: Здравствуйте! (Шумбратадо)

Воспитатель: А теперь, я с вами ещё раз поздороваюсь! Игра «Здравствуйте, ребята!» («Шумбратадо, эйкакшт»)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята (Шумбратадо,эйкакшт) Вы, собачки? (Тынь, кискат) Дети: Нет. (Аволь) Воспитатель: Вы, ребята, котята (Тынь, каткат) Дети: Нет. (Аволь)

Воспитатель Вы, козлята? (Тынь,сеят) Дети: Нет. (Аволь) Воспитатель: А кто вы? (Тынь киеть)

Дети: Мы дети. (Минь эйкакшт)

Воспитатель: У вас есть имя, скажите и скорей назовите! (Кода тынк леменк)

Дети: (Дети рассказывают о себе)

Воспитатель: Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети, у которых есть имя.

Воспитатель: Эйкакшт, весь год мы рассматривали картинки. А сегодня я предлагаю вам создать картину вместе со мною. Вы согласны?

(Ответы детей).

Воспитатель: Картина называется «Весна». Как называется на мордовском языке?

Дети: Тундо

(Слайд1)

Воспитатель: Что есть на весенней поляне?

Дети: На весенней поляне светит солнце- чи.

(Слайд 2).

Воспитатель: Солнце какое? (Чись кодамо)

Дети: Солнце желтое. (Чись ожо)

Воспитатель: Солнышко засветило ярко- ярко и стало тепло.

- Тунда лембе?

- Тунда лембе.

Воспиатель: Весной часто идет дождь. А как сказать по- эрзянски?

Дети: Пиземе.

(Слайд3).

Воспитатель: Дети я вам хочу сказать, в старину девушки и парни встречали весну песнями, плясками, хвалили весну, ждали. Давайте мы с вами расскажем

-Эйкакшт, стядо! (Дети делают круг, берутся за руки).

Заклички.

Приди, приди весна!

Приди, приди красная

Сак, сак тундо!

Сак, сак мазыйне!

Приди, приди солнышко!

Приди, приди светлое!

Сак, сак чи!

Сак,сак валдыне!

Приди, приди дождик!

Приди, приди тепленький!

Сак, сак пиземе!

Сак, сак лембине!

Воспитатель: Дождь покапал и прошел. Стала расти травка. Как мы скажем по- эрзянски?

Дети: Тикше

(Слайд4).

Воспитатель: Весной деревья надевают свой зеленый наряд. А как сказать дерево по- эрзянски?

Дети: Дерево- чувто.

(Слайд 5)

Воспитатель: А если много деревьев?

Дети: Чувтт.

Воспитатель: На деревьях птицы вьют гнезда.

Как сказать по- эрзянски птица?

Дети: Птица- нармунь.

(Слайд6).

Воспитатель: Но у нас много птиц.

Дети: Птицы- нармунть.

Воспитатель: Весной очень красиво на поляне. Распускаются первые цветы.

Как же сказать по- эрзянски цветок?

Дети: Цветок-цеця.

(Слайд 7)

Воспитатель: Но, чтобы наша картина стала еще краше, мы повесим много цветов и скажем по- эрзянски- цветы.

Дети: Много цветов- цецят.

Воспитатель: Здорово мы потрудились, а сейчас давайте отдохнем и поиграем в подвижную игру «Саразкинесэ» («В курочку»).

Воспитатель: Эйкакшт, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась.

Давайте еще раз скажем, как же она называется.

Дети: Тундо.

Воспитатель: (Показывает на солнце.)- Те мезе?

Дети:Те чи.

Воспитатель: (Показывает на тучки с капельками) – Те мезе?

Дети: Те пиземе.

Воспитатель: (показывает на дерево).Те мезе?

Дети: Те чувто.

Воспитатель: (Показывает на птиц). – Неть кить?

Дети: Неть нармунть.

Воспитатель: (Показывает на цветы). – Те мезе?

Дети:Те цецят.

Воспитатель: Эту картину мы повесим в группе.

Воспитатель: Весна красивое года. Давайте расскажем стихи о весне.

(Дети читают стихи о весне «Тундо»)

Ютась телесь. Сась тундось. Прошла зима. Пришла весна

Валске ули васень май Завтра будет красный май.

Весе нармунтне мекев састь, Все птицы прилетели обратно,

Конат лембе масторов ливтясть. Которые улетели в теплые края.

Воспитатель: А сейчас давайте подведем итог нашего занятия, вспомним, чем мы сегодня занимались.

Дети: Водили хоровод, пели песенку, создавали картину, играли в игры,

слушали стихи.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы.

Публикации по теме:

Дидактические игры по обучению татарскому языку «Дед Мороз несет подарки» и «Остров сокровищ»Дидактические игры по обучению татарскому языку «Дед Мороз несет подарки» и «Остров сокровищ» «Дед Мороз несет подарки» для детей 4-7лет Цель: способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке. Закреплять знания о предметах,.

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте в средней группе «Весна»Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте в средней группе «Весна» Цель: Продолжать обучать детей интонационному выделению звука в слове. Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука "Р" изолированно,.

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте в средней группе «Весна»Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте в средней группе «Весна» Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте в средней группе «Весна» (Центры активности: грамота, творчества, эксперементирование.).

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей старшей группы Тема: «Юные финансисты» (для детей старшей группы) Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Родное слово «мама»!Родное слово «мама»! Мамочка любимая, родная и неповторимая! Солнышко ты наше и нет тебя в мире краше. Твой дом - оплот тепла, мудрости, света и добра! Немного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Весна» по обучению детей мордовскому (эрзя) языку в кружке «Родное слово»
Опубликовано: 25 октября 2022 в 21:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД