Приложение МААМ

Конспект занятия — экспериментирования «Свойства воды» в старшей подготовительной группе

Марина Пихтулова
Конспект занятия — экспериментирования «Свойства воды» в старшей подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Образовательные:

*Ознакомить детей со свойствами воды:

- отсутствие собственной формы;

- прозрачность;

- вода – растворитель.

* Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

* Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

- закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

- закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Публикация «Конспект занятия — экспериментирования „Свойства воды“ в старшей подготовительной группе» размещена в разделах

Воспитательные:

• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

• Прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

• Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Материалы для занятия

• Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие, сосуды фигурной формы.

• Стеклянные воронки и стеклянные палочки.

• Фильтровальная бумага.

• Вещества, которые мы будем растворять в воде: мука, сахарный песок, соль, травяной настой календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.

• Фотографии, рисунки на тему: «Вода».

Организация детей в НОД:

Все занятие базируется на экспериментальной работе детей, поэтому проводить его целесообразно в подгруппах не более 10 человек. Детей одевают в белые халаты и размещают за лабораторными столами.

Чтобы экспериментальная работа детей и проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил:

- перед проведением опыта обязательно сформировать перед детьми цель и конкретизировать задачи;

- вместе с детьми найти пути достижения цели;

- любой опыт включает специально организованное наблюдение;

- после завершения опыта необходимо привлечь детей к формированию вывода о результатах;

- необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным опытом детей.

Логика НОД:

1 Часть

Введение

Воспитатель: Ребята, эти иллюстрации помогут вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом занятии. Посмотрите на них и вспомните, какой бывает вода на нашей планете.

Фотоиллюстрации подбираются так, чтобы дети могли сформулировать ответы.

• Бывает вода в морях и океанах, это вода соленая (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как назвать ее по – другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п.)

• Бывает вода в реках, озерах, родниках, болотах (речная, озерная, родниковая, болотная вода).

• Какая это вода (в отличие от соленой морской? Пресная.

• Бывает вода спокойная (в равнинных реках) и бурная (в горных речках, в морях и океанах во время шторма, бури).

• Бывает вода питьевая. Вода для питья обязательно должна быть чистой.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с ее свойствами.

2 часть

Вода прозрачна и не имеет собственной формы

Воспитатель: Посмотрите, в эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из – под крана. Я это делаю для того, чтобы вы помогли мне установить некоторые свойства воды. А теперь сквозь воду в стаканчике я посмотрю на наши игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны те предметы, на которые вы смотрите?

Дети высказывают свое мнение: вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вместе с воспитателем формулируют одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: одни стаканчики высокие и узкие, другие широкие и низкие, третьи «пузатые» и т. д.

Воспитатель: На ваших столах есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по - другому. Давайте перельем воду, которая есть в одном из ваших стаканчиков, в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите, вода у нас та же самая, а вот форма у нее стала другой.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечется по плоскому полулужицей.

3 Часть

Вода – растворитель. Очищение воды с помощью фильтров.

Воспитатель: Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в разных сосудах находятся разные вещества. Постараемся определить, что же это за вещества.

Воспитатель напоминает детям о том, что при этом нужно соблюдать определенные меры безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться); нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едким и обжечь дыхательные пути). Дети выдвигают предположения, а воспитатель помогает им. Совместными усилиями они определяют, что на столе находятся мука или крахмал, соль, сахар, растительное масло, настои трав: календулы, ромашки, мяты.

Воспитатель: А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

• Соль и сахар быстро растворяются в воде, а вода при этом остается прозрачной;

• Мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной; после того как стаканчик с водой немного постоит, мука или крахмал оседают на дно, но растворы продолжают оставаться мутными;

• Спиртовые растворы календулы или мяты или порошок марганцовки растворяются в воде быстро, вода при этом изменяет цвет;

• Масло не растворяется в воде: оно либо плавает в воде в виде желтых капелек.

При работе дети пользуются стеклянными палочками. Воспитатель напоминает об осторожности при обращении со стеклянной посудой, о необходимости пользоваться салфетками, чтобы вытереть палочку или лужицу пролитой воды.

Воспитатель: А теперь попробуем нашу воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги, вырезанной кругом и вложенной в воронку.

Воспитатель показывает, как сделать фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, дети фильтруют воду.

По окончании процесса фильтрования делаются следующие выводы:

• Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде; на фильтре видны следы масла;

• Хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор ромашки или мяты (после фильтрования ромашки цвет фильтра изменился, но и отфильтрованный раствор тоже остался желтым);

• После фильтрования раствора крахмала или муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички крахмала, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки или крахмала осталась на самом фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из Волги или из какого – то подземного водохранилища. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую отфильтрованную, очищенную от грязи воду, нельзя пить прямо из – под крана. В ней еще могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через самые частые фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду надо нагреть, прокипятить. И только после этого ее можно пить.

Публикации по теме:

Фотоотчет по проекту «Царица-водица» в старшей группеФотоотчет по проекту «Царица-водица» в старшей группе Цели проекта: Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель. Познакомить детей с.

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Свойства воды» Занятие – экспериментирование в подготовительной группе. Свойства воды. Цель: ознакомить детей со свойствами воды: - отсутствие собственной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия — экспериментирования «Свойства воды» в старшей подготовительной группе
Опубликовано: 21 января 2015 в 08:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия — экспериментирования «Свойства воды» в старшей подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Пихтулова (УИ 299851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД