Папки-передвижки

Конспект занятия «Знакомство с бытом и традициями на Руси» в подготовительной к школе группе

Татьяна Фирсова
Конспект занятия «Знакомство с бытом и традициями на Руси» в подготовительной к школе группе

Знакомство с бытом и традициями на Руси

Задачи

Познание:

• развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы.

Интеграция с образовательными областями

Речевое развитие:

• расширять словарный запас по теме. Обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ларь, ложки, чугун, и т. д.

Социально-коммуникативное развитие:

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с бытом и традициями на Руси“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

• воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;

• приобщать к культуре своего народа.

Художественно-эстетическое развитие:

• совершенствовать умение детей украшать изделие (Каравай) в нетрадиционной технике художественного творчества: аппликация из круп и макарон.

Физическое развитие:

• развивать мелкую моторику рук.

Ход занятия

I. Вводная часть

(Звучит музыка, в группу заходят дети, встают в кружок)

Воспитатель: (приветствует детей) Здравствуйте, гости! Из какой страны вы будете, где вы живёте?

Дети: мы из России.

II. Основная часть

Воспитатель: В старые давние времена наша страна - Россией звалась, Русью.

Воспитатель: Я сейчас приглашаю вас заглянуть в старинную избу.

Картинка избы

Воспитатель: Дети, вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Дети: потому что все - строили из дерева.

Воспитатель: На Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И всё -то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки. Или как раньше говорили на куты. Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе?

загадка

Жилая изба

Дуб дыроват,

в дубу ядра говорят.

У быка, быка

прорезались бока;

у быка ядра говорят.

Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Были печи с трубой, которая выходила на крышу. Такая печь топилась по белому, и в избе не было дыма. Были в избах и печи, которые топились по- чёрному. Трубы не было, и дым выходил через отверстие в потолке на чердак, а затем на улицу. Избы в которых топились печи по- чёрному назывались «курные» или «черные», из-за копоти от дыма, и такие печи перестали делать, после того, когда научились делать русские печи.

Картина русская печка

Воспитатель:. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей)

Воспитатель: В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем.

Послушайте загадку

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (Самовар)

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.

Ребята а в чем готовили пищу, вы знаете?

Правильно в чугунке.

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи чугунок?

Воспитатель: Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте кто? (горшочек)

Воспитатель: В горшках варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького до большого вмещавшего 2-3 ведра воды.

Воспитатель: Ели люди, деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна.

Воспитатель: У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Звучит музыка «Ах, вы сени мои сени». Воспитатель с детьми играют на ложках.

Воспитатель: Долгими зимними вечерами хозяйки на ней пряли пряжу - нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду. А хранили одежду в сундуках. Сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок, использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.

Воспитатель: Главный угол в избе назывался красным. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница - полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся. А за большим столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами.

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.

Освещали избы лучинами – щепками, нарезанными из осинового полена.

Воспитатель: Потом появились сальные и восковые свечи. Восковые свечи были очень дорогими – их зажигали только по праздникам.

Воспитатель: Гостей было принято встречать с поклоном и ласковыми словами.

Все званные гости сходились в новую избу к обеду, пиршество заканчивалось к вечеру с большими проводами гостей.

Умели русские люди работать, умели, и отдыхать – пели песни, водили хороводы, играли в разные игры.

Картинка

III. Заключительная часть

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Вот вам глиняный горшочек, друг другу его передавайте, да в него слово старинное прошепчите, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня - ухват…

Дети называют по очереди старинные слова (печь, самовар, чугунок, горшок, ухват, деревянная ложка, веретено, прялка, сундук, ларь, закрома, красный угол, горница, божница, рушник, лавка, лучина).

Воспитатель:

Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей)

Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Ответы детей)

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси»Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с использованием технологии ОТСМ ТРИЗ) (подготовительная группа) Тема: «Знакомство с предметами.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Серпухов — частица малая Руси» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Серпухов – частица малая Руси» Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект НОД «Знакомство с цифрой «6» в подготовительной к школе группеКонспект НОД «Знакомство с цифрой «6» в подготовительной к школе группе Конспект НОД «Знакомство с цифрой 6» в подготовительной группе Цель: Создать условие для ознакомления с цифрой 6. Задачи: - активизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с бытом и традициями на Руси» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 22 января 2024 в 16:09
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД