Светлана Лукоянова
Конспект НОД в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе.
Тема: «Зимушка-зима».
Программное содержание:
Обобщить, уточнить представления детей о зиме;
Активизировать словарь по теме;
Развивать внимание, воображение;
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
Закреплять умение работать с кистью и красками.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
Наблюдения на прогулке; за явлениями природы (ветер, метель, снегопад, образование сосулек, рассматривание картинок, игра составь узор, найди пару, беседы о животных и т. д.)
Словарная работа:
Снег, метель, мороз, снежинки, ветер, вьюга иней, снегопад и т. д
Демонстрационный материал:
Картинки о зиме, кукла Снегурочка, снежинки с картинками, уголок зимнего леса (елка, заяц, медведь, птичка).
Раздаточный материал:
Листы белой бумаги, краски, кисти, банки с водой, салфетки, простые карандаши, палитры, подставки под кисти.
Ход занятия:
(дети сидят полукругом, воспитатель рядом с мольбертом)
Воспитатель: (читает стихотворение)
- Она по-своему прекрасна, она природой нам дана.
И ждем ее мы не напрасно, нам очень нравится она!
Явлений ярких очень много, к примеру праздник Новый год.
Искрится лунная дорога, и в звездах блещет небосвод.
Кружит метель и воет вьюга, на крыльях ветра снегопад,
Ворвавшийся из неоткуда, кружит снежинки невпопад.
На окнах белые узоры рисует в шутку и всерьез,
Такие сказочные шторы, один художник здесь – Мороз.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: О зиме.
-О каких признаках зимы говориться в стихотворении?
Дети: Метель, мороз, снежинки, вьюга, узоры на окнах.
(по ходу ответов детей воспитатель выставляет картинки)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Все это признаки зимы. А какие зимние месяца вы знаете?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Слышится стук в дверь, воспитатель берет куклу – марионетку Снегурочку, одевает ее на шею.
Снегурочка: Здравствуйте, дети! Я внучка Деда Мороза Снегурочка! Очень я люблю зиму за ее пушистый снег, красивые узоры на окне. Пришла я к вам из зимнего леса. Там сейчас холодно, морозно, все тропинки снегом замело, деревья снежком украшены. Очень красиво зимой в лесу. А хотите немного прогуляться со мной по зимнему лесу?
Дети: Да!
Снегурочка: Во что нужно одеться, чтобы нам было тепло во время зимней прогулки?
Дети: Одеть штанишки, сапожки, куртку или пальто, шапку, шарф, варежки или перчатки.
Снегурочка: Правильно нужно одеть зимнюю одежду и обувь. Тогда одеваемся. (имитация движений одевания)
Снегурочка: Готовы?
Дети: Да!
Снегурочка: А как мы доберемся до леса?
Дети: Поедем на машине, на лыжах, на снегоходе, пойдем пешком.
Снегурочка: Предлагаю отправиться на лыжах. Согласны?
Дети: Да!
Снегурочка: Тогда надеваем лыжи, берем в руки палки и поехали.
(движутся к импровизированному лесу, имитируя езду на лыжах)
Снегурочка: Вот мы с вами и в зимнем лесу. Как здесь тихо. Почему? Куда подевались лесные обитатели? Кого мы можем встретить в зимнем лесу?
(ответы детей)
- Посмотрите, кто же здесь под елочкой спрятался?
Дети: Заяц.
Снегурочка: Правильно, заяц. А почему мы сразу не заметили его в лесу?
Дети: Потому что он белый.
Снегурочка: Как вы думаете, зачем зайчик меняет шубку к зиме?
Дети: Чтобы его не было видно на снегу.
Снегурочка: Правильно, белая зимняя шубка у него для маскировки. Она помогает ему скрываться от хищников. И еще она теплее, чем летняя.
Снегурочка: А какие хищники водятся в наших лесах?
Дети: Волк, лиса, медведь.
Снегурочка: Посмотрите, как устроился на зиму медведь : он спит в своей берлоге. А как вы думаете, почему он зимой впадает в спячку?
Дети: (ответы детей).
Снегурочка: Чем питается медведь?
Дети: Ягодами, корешками, рыбой.
Снегурочка: Может он их найти зимой в лесу?
Дети: Нет!
Снегурочка: Медведь – животное всеядное. Есть он и растительную пищу, любит рыбу, грибы. Летом и осенью медведь усиленно питается. Этим он накапливает много подкожного жира, который позволяет ему спать долгую зиму.
- А вот пернатые обитатели леса. Вы узнали эту птичку? Как она называется? Чем птицы питаются зимой?
Дети: Ягодами рябины, калины, семенами растений, семечками из шишек.
Снегурочка: Как выдумаете, ребята, легко ли птицам добывать пищу зимой?
Дети: Сложно, все заметено снегом.
Снегурочка: Птицам трудно прокормиться зимой, а без еды они могут замерзнуть и погибнуть. Можем ли мы им как-нибудь помочь?
Дети: Нужно делать кормушки и туда насыпать корм.
Снегурочка: Правильно, ребята. Зимой обязательно надо развешивать кормушки и подкармливать птиц. Мы можем угощать птиц пшеном, семечками, крошками белого хлеба. Вот и у нас с вами на участке есть кормушки. Трудно зимой животным, каждый приспосабливается по-своему, медведь спит, зайчик шубку меняет.
Снегурочка: Что-то зябко стало, даже зимняя одежда не спасает. Не зря в народе говорят: «Мороз не велик, а стоять не велит». Как же нам согреться?
Дети: Поиграть в снежки, слепить снеговика, покататься на коньках, на лыжах, на санках с горки.
Снегурочка: Давайте погреемся, поиграем в «Снежки». (имитация игры)
Снегурочка: Посмотрите, ребята, снег пошел! (на слайде падающий снег) Ребятки, посмотрите какие красивые снежинки! Это не простые снежинки, они волшебные. Пусть каждый из вас возьмет по одной снежинке, рассмотрит ее внимательно и найдет пару своей снежинке. Те ребята, у которых одинаковые снежинки, садятся в одни саночки. Молодцы, все готовы? Прогулка наша закончилась, теперь можем отправляться на саночках в детский сад.
(под музыку имитируют езду на саночках, садятся за столы)
Снегурочка: Ах, какая беда! Ребята, я потеряла рукавичку во время игры в снежки. Как же я теперь отправлюсь в путь? Без рукавичек ручки будут мерзнуть!
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь Снегурочке?
Дети: Мы нарисуем для нее рукавички.
Воспитатель: Конечно, нарисуем. А ты, Снегурочка, подожди, посиди пока, отдохни. (воспитатель сажает Снегурочку на стульчик)
Воспитатель: Как легче всего нарисовать рукавичку?
Дети: Обвести трафарет, обвести свою руку.
Воспитатель: Правильно, нужно обвести свою руку и руку соседа, только не забудьте, что в паре есть рукавичка на правую и левую руку, обе рукавички с одинаковым узором. Обсудите друг с другом каким цветом вы будете рисовать, какой узор составите. Будьте вежливы друг с другом, помогайте друг другу, и у вас получится пара красивых рукавичек для Снегурочки.
(дети работают в парах, воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Посмотри, Снегурочка сколько красивых рукавичек сделали тебе ребята! Какие у … и…. яркие рукавички, а …. и … украсили волшебными снежинками, а вот рукавички … и … из разных пар попались. Чьи рукавички самые пестрые? У всех ребят получились нарядные рукавички. Молодцы!
Воспитатель опять одевает куклу на шею.
Снегурочка: Спасибо, ребятки! Какие замечательные рукавички вы мне подарили! Они такие красивые! Сколько их у меня стало. Можно даже еще кому-нибудь подарить. Мне пора возвращаться домой, а то Дедушка Мороз меня заждался. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель подходит с куклой к двери, где снимает ее с шеи. Возвращается к детям.
Воспитатель: Вот и закончилось наше приключение. Чем оно вам запомнилось?
Дети: Рисовали рукавички, катались на лыжах и саночках, играли в снежки, в лес ходили.
Воспитатель: Сегодня мы и в лесу побывали, и на лыжах катались, и Снегурочке помогали. Все у нас получилось, потому что вы дружные ребята и умеете справлять с трудностями сообща.