Мозговая Елена Павловна
Конспекты сюжетно-ролевых игр для формирования навыков общения со сверстниками у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты сюжетно-ролевых игр
«Семья»
Сюжетные линии :
- День рождение мамы, вся семья готовиться и ждет гостей
- Обычный день. Наступает утро и у всех свои обязанности: мама будит старшего брата в детский сад, папу на работу, сама остается заниматься домашними делами, бабушка водиться с младшей внучкой, вечером все встречаются за ужином и рассказывают как прошел их день.
Атрибуты, игровой материал: домашняя обстановка: мебель, посуда, принадлежности, атрибуты для папиной работы, игрушки для детского сада брата.
Публикация «Конспекты сюжетно-ролевых игр для формирования навыков общения со сверстниками у младших дошкольников» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игровые роли: мама, папа, ребенок, сестра (брат, бабушка.
Ролевые действия: «благоустроенная», «помогает», «ухаживает», «ворчит», «любит», «пеленает», «стряпать», «посещать».
Мама – готовит завтрак, всех будит, собирает и провожает, гладит, стирает, готовит обед.
Папа – отвозит брата в детский сад, а сам уходит на работу «Водителем автобуса», после работы приходит, смотрит телевизор, отдыхает.
Ребенок – кушает, плачет, играет с бабушкой, спит.
Сестра (брат) – идет в детский сад, играет, вечером рассказывает всем как провел день.
Бабушка – помогает маме, нянчится с малышом, рассказывает сказки.
«Зоопарк»
Сюжетные линии игры :
- в зоопарк привозят новых питомцев;
- сотрудники зоопарка осуществляют уход за обитателями зоопарка;
- дети и из детского сада приходят на экскурсию в зоопарк.
Игровые роли: директор зоопарка, экскурсовод, работники зоопарка. врач (ветеринар, смотритель зоопарка, кассир, посетители.
Атрибуты, игровой материал: игрушки-животные, строительный материал (для постройки вольеров и клеток, в которых содержатся обитатели зоопарка, конструктор, машинки, инвентарь (ведерки, метелки, тазики, тряпочки и т. п., фартуки. косынки, нарукавники, корм для животных (изготовленный из пластилина, пенопласта, трубочек для коктейля, цветной бумаги и др.). чемоданчик с медицинскими инструментами, билеты, окошко кассы, фото-, видеокамеры.
Ролевые действия
Директор зоопарка (много знает о животных и отвечает за все. что происходит в зоопарке) : составляет расписание кормления животных, график посещения зоопарка, организует приобретение новых животных (покупку или обмен с другими зоопарками, составляет график привоза новых животных, отвечает за их размещение и содержание, организует рекламные акции, например размещает рекламу с предложениями:
- всем детям до 5 лет посетить зоопарк бесплатно в честь рождения детеныша какого-нибудь животного;
- приобрести абонемент на посещение зоопарка круглый год по сниженной цене;
- при посещении зоопарка — бесплатная фотография с обезьянкой. (И т. п.)
Экскурсовод: проводит экскурсии, рассказывает интересно, эмоционально, увлекательно об обитателях зоопарка (откуда они родом, чем питаются, их повадки, как они размножаются и ухаживают за своим потомством, объясняет, какие животные считаются редкими и почему, как их нужно охранять.
Работники зоопарки (служители) : кормят животных, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них. Готовят специальные корма для животных.
Врач (ветеринар) : делает прививки обитателям зоопарка, лечит их.
Смотритель зоопарка: обходит зоопарк в течение дня, следит за порядком, контролирует, чтобы дети самостоятельно не кормили животных и не подходили близко к клеткам.
Кассир: продает билеты для посещения зоопарка и на экскурсии.
Посетители зоопарка: покупают в кассе билеты, рассматривают клетки с животными. Желающие могут сфотографироваться с животным, покататься в тележке на пони или лошади, понаблюдать за кормлением животных, с разрешения работников зоопарка покормить животных, а некоторых — погладить. Фотографировать и снимать животных на видеокамеру только с разрешения администрации зоопарка.
«Поликлиника»
Сюжетные линии игры :
- посещение больными поликлиники;
- запись на прием к врачу в регистратуре;
Игровые роли: регистратор, работник справочной службы регистратуры, пациент.
Атрибуты, игровой материал: медицинские карты, медицинский полис больного, талоны на прием к врачу, ручки, фломастеры, бейджи для работников регистратуры, муляж автомата для продажи бахил, бахилы в пластмассовых капсулах.
Ролевые действия
Регистратор: записывает больных на прием к врачу, выдаст талон на прием и находит медицинскую карту, которую затем относит к специалисту.
Работник справочной службы регистратуры: отвечает на телефонные звонки — сообщает график работы запрашиваемого специалиста.
Пациент: записывается на прием к врачу, приходит в поликлинику. приобретает бахилы в автомате, расположенном возле регистратуры, в них передвигается по зданию поликлиники, получает в регистратуре талон и идет в кабинет врача ко времени, указанному на талоне.
Сюжетные линии игры : на приеме у врача-педиатра.
Игровые роли: врач-педиатр, медсестра, пациенты (мама, папа, ребенок).
Атрибуты, игровой материал: медицинский халат и шапочки, бейджи, талоны к врачу, медицинские карты, медицинские инструменты (фонендоскоп, тонометр, термометры, шпатели, молоточки, ватные папочки, йод, капли, микстура, таблетки, порошки, бинт и пр., больничные листы, рецепты, личная печать врача, муляж компьютера.
Ролевые действия
Мама (папа) : приводят на прием к врачу ребенка, показывают талон, рассказывают, показывают, что у ребенка болит : выполняют все советы, назначения врача.
Врач-педиатр: выслушивает родителей, осматривает больного ребенка, измеряет температуру, осматривает горло, прослушивает фонендоскопом, ставит диагноз, назначаем лечение, даем советы, выписываем маме (папе) больничный лист, записываем историю болезни в медицинскую карточку.
Медсестра: беседуете больными, выполняет назначения врача (выписываем рецепты, ведет электронную историю болезни, моем медицинские инструменты, сопровождает при необходимости пациента внутри поликлиники.
Сюжетные линии игры :
- на приеме у врача-окулиста;
- посещение магазина «Оптика», приобретение пациентами очков.
Игровые роли: врач-окулист, медсестра, пациенты (мама, папа, ребенок, продавец, покупатель магазина «Оптика».
Атрибуты, игровой материал: таблица для определения остроты зрения, темный крут на палочке для закрывания глаза при проверке другого глаза, микроскоп, больничные листы, рецепты, капли для глаз, набор линз, очки, стойка с надписью «Оптика», витрина с очками, зеркало, рецепты, каталог очков, муляж компьютера.
Ролевые действии:
Врач-окулист: выслушивает родителей, осматривает глаза больного ребенка, проверяет остроту зрения с помощью таблицы, ставит диагноз, назначает лечение, дает советы, записывает историю болезни в медицинскую карту, в случае обнаружения близорукости или дальнозоркости подбирает очки или контактные линзы.
Медсестра: выполняет назначения врача — выписывает рецепт, закапывает в глаза капли, посылает больного в «Оптику» приобрести очки, ведет электронную историю болезни.
Продавец: просматривает рецепт, помогает подобрать очки.
Покупатель: меряет различные очки и подбирает, что ему подходит.
«Магазин»
Сюжетные линии игры :
- торжественное открытие магазина;
- организация работы магазина, завоз товара;
- покупки в магазине.
Игру «Магазин» можно совместить с игрой «Семья». Вернувшись домой из магазина, покупатели становятся членами семьи. Дома они обсуждают, что купили в магазине и что нужно будет купить в следующий раз.
Игровые роли: менеджер, кассир, охранник, покупатель, грузчик.
Атрибуты, игровой материал: вывеска «овощной отдел», «мясной отдел», «бакалея», прилавки, стойки для товаров, вывеска «Касса», кассовый аппарат, упаковочный материал, одежда для продавцов, бейджи, корзины для продуктов, сумки, кошельки, деньги, пластиковые карты, муляжи овощей.
Ролевые действия
Менеджер: интересуется, что бы хотел купить посетитель, предлагает товар, взвешивает, подает, упаковывает товар.
Кассир: принимает деньг и за товар, считает общую стоимость покупки, принимает для оплаты деньги или пластиковые карты, объявляет сумму скидки, выдает сдачу, чек.
Покупатель: при входе, в магазин оставляет сумки в камере хранения, берет корзины или тележки для товаров, ходим по торговому залу, выбираем, рассматриваем, покупает, рассчитываемся деньгами, пластиковой картой. Обмениваем некачественный товар.
Грузчик: разгружает товары.
«Кафе»
Сюжетные линии игры :
- открытие нового кафе;
- празднование в кафе дня рожденья мамы;
Игровые роли: официанты, повара, посетители, шофер, управляющий (педагог)
Атрибуты: Столики, посуда, имитация стойки бара, спец. одежда, кухня, где готовят еду, муляжи еды.
Ролевые действия. В кафе посетители делают заказ, кушают и отправляются домой.
Официант - предлагает меню, принимает заказ, отдает его повару, когда повар приготовил, относит посетителям за столик. Когда посетитель собирается уходить приносит чек и получает деньги. Повара - Принимают заказы и готовят. Посетители – делают заказы, кушают, расплачиваются с официантом. Шофер - отвозит клиента в кафе и домой
Из стульев строится машина, в ней сидит таксист; за стойкой стоит управляющий.
На кухне стоят повара, в зале стоят официанты.
«Морское путешествие»
Сюжетные линии :
- пассажиры поплыли в море, чтобы посмотреть на морских жителей;
- построим корабль и поплывем на нем (изучение основных частей корабля, профессий на корабле).
Игровые роли: Капитан, матросы, кок, штурман, гид.
Атрибуты. Бескозырки, фуражка, бинокль, макет корабля, халат и шапочка врача, чемоданчик с аптечкой, декор с видом на море, якорь.
Ролевые действия. Капитан командует на корабле, штурман стоит у штурвала? Кок – готовит еду.
Одни дети – матросы, другие пассажиры.
Командир командует поднять якорь
Полный вперед!
Кок готовит, матросы – «моют» палубу, приносят еду пассажирам. Воспитатель – гид показывает картинки и рассказывает о морских жителях: дельфины, киты. Птицах: чайки, альбатросы, чайки, альбатросы.
Все вместе поют песню «По морям по волнам…»
Командир смотрит в бинокль и командует: «Впереди, Земля!»
«Почта»
Сюжетные линии :
- посетители приходят на почту отправлять посылки, приезжает водитель и привозит бандероли, разгружает их;
- почтальон раздает «извещения» о бандеролях детям. Дети – посетители приходят на почту получить свои посылки;
- посетители выписывают журналы, почтальон их разносит;
Игровые роли: заведующий почтой, операторы, посетители, водитель, почтальон.
Атрибуты: Письма, бандероли, посылки для отправки. Журналы, газеты, открытки для продажи.
Ролевые действия. Заведующий почтой следит за порядком, раздает указания. Операторы оформляют посылки, бандероли, письма. Продают газеты и журналы. Посетители стоят в очереди и отправляют посылки; покупают конверты, газеты и открытки. Соблюдают правила поведения в общественном месте.
«Больница»
Сюжетные линии
- на приеме у врача-хирурга;
- проведение операции врачом-хирургом.
- на приеме у врача – травматолога;
- накладывание «гипса», «шины»;
- на скорой помощи везут пациента к травматологу (папа упал на работе, сломал ногу).
Игровые роли: регистратор, врач-хирург медсестра, оперирующий хирург, операционная медсестра, пациенты (мама, папа, ребенок, врач - травматолог.
Атрибуты, игровой материал: халаты и шапочки врача, талоны на прием к врачу, медицинские карты, медицинские инструменты (фонендоскоп, термометры, ватные палочки, йод, шины, капли, микстура, таблетки, порошки, бинт, пластырь и пр., больничные листы, рецепты; операционный стол, капельница, инструменты для оперирования (скальпели, тампоны, зажимы, нитки для зашивания раны, бит, пластырь, лекарства, капли, мази).
Ролевые действия. Регистратор спрашивает имя, к какому врачу нужно, выдает карточку.
Пациенты приходят в регистратуру, берут свою карточку, идут на прием к врачу.
Пациент: приходит на прием к хирургу (травматологу) с талоном, показывает ушиб или перелом, аппендицит, гланды.
Врач-хирург: осматривает больного, предлагает медсестре обработать ушибы мазью, перебинтовать раны, наложить шину на перелом, выписать лекарства. Рекомендует больному приходить на перевязки.
При сложных случаях (сильно болит живот, не заживает рука или нога) проводит обследование, выписывает направление в больницу для проведения операции.
Медсестра: выполняет назначения врача — выписывает рецепт, делает перевязку, ассистирует врачу при операции.
Ролевые действия. Врач принимает, выслушивает, назначает лечение или операцию. Проводит операцию.
«Автобус»
Сюжетные линии :
- пассажиры едут в автобусе в детский сад, на каждой остановке заходит новый герой, разыгрывается ситуация;
- пассажиры едут по городу на экскурсию, экскурсовод рассказывает о достопримечательностях родного города;
- пассажиры едут на автобусе до леса, там гуляют, наблюдают, едут обратно и рассказывают водителю где они были и что делали.
Игровые роли: водитель, кондуктор, непослушный ребенок, бабушка, мама с малышом на руках, вежливые пассажиры.
Атрибуты: Картинка автобуса, кукла, стулья, расставленные попарно, как в автобусе, руль, атрибут кондуктору, билеты, деньги.
Ролевые действия. Водитель объявляет остановки «Хороводная», «Зайка поскачи», «Автозаправка», кондуктор продает билеты. Непослушный мальчик балуется в автобусе, ему делают замечания, объясняют, как нужно себя вести. Разыгрывают ситуацию: «Уступи место старшему», «Уступи место маме с малышом». На заправке автобус заливает бензин. Последняя остановка «Детский сад».
«Путешествие в страну хороших поступков»
Сюжетная линия :
- пассажиры сели в волшебный автобус, который повез их в страну «Добрых дел и поступков», где на каждой остановке необходимо проявить знания правильного поведения и сделать какое - либо хорошее дело.
Игровые роли: пассажиры, водитель автобуса, кондуктор – экскурсовод (педагог, бабушка.
Атрибуты: стулья, руль для автобуса, иллюстрации добрых дел, игрушка – щенок, дорожные знаки, необходимые музыкальные записи.
Ролевые действия. Дети на автобусе едут в страну «Добрых дел и поступков», где на одной остановке помогают провести через дорогу «бабушку», накормить голодного щенка. На остановке «Музыкальная» пели песню «Мы едем, едем, едем…».
На остановке «Стихотворная» рассказывали стихотворения. На остановке «Игровая», играли в игру «Назови вежливое слово».