Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Осень»

Галина Орехова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Осень»

Пояснительная записка

Данная организованная образовательная деятельность разработана по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, является специально организованной формой обучения, которая строится на основе игры (подвижной, дидактической, сюжетной).

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются интегрированные тематические занятия, на которых осуществляется взаимосвязь нескольких образовательных областей, например: при закреплении знаний о сезоне дети слушают музыку, рисуют, танцуют. Такая непосредственно образовательная деятельность может проводиться от 3 до 12 раз в квартал и подразумевает наличие у обучаемых знаний по данной теме, полученных в результате различных занятий, наблюдений, из личного опыта.

Во избежание переутомления детей сочетаются задания с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами. В некоторых случаях программные задачи могут быть занижены, чтобы не увеличивать время проведения непосредственно образовательной деятельности, но создать целостный образ обсуждаемого события или явления.

В группе 20 детей. Все дети имеют разный уровень развития, но в выполнении заданий проявили огромные старания и умения, проявили определенный уровень знаний.

Для разработки конспекта использовались концептуальные положения следующих программ «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Деятельность познавательно-речевой направленности проводится еженедельно с общим количеством 36 часов в год.

В организованной образовательной деятельности использованы современные педагогические технологии:, здоровьесберегающие: двигательные игры.

Активность детей на занятии высокая, т. к. вся деятельность построена в едином сюжете пребывания детей в путешествии в сказочный лес и оказание помощи сказочным героям, через представленные игровые упражнения и игры способствовали свободной ориентации дошкольников в сложных вопросах, закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

В занятии были использованы сюрпризные моменты, что вызывала у детей живой интерес и желание выполнять разные действия.

Практически ни один ребенок не остался без внимания, каждый имел возможность ответить, составить краткое описания явлений природы, а самое главное – дети стремились оказать помощь обратившим к ним за помощью сказочных животных, что является особенно важным моментом для воспитания у детей желания помочь нуждающимся в помощи.

Цель:

Закреплять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Закреплять навыки образования прилагательного от существительного.

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

Стулья расставлены полукругом по количеству детей.

Доска с таблицей, фломастеры, шкатулка.

Корзина с овощами и фруктами.

Две ветки в вазах.

Иллюстрации картин «Ранняя осень», «Поздняя осень».

Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающего леса»

Словарная работа:

Термометр, золотя, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О. Иваненко «спокойной ночи»)

Дети:

Осень.

Открывается дверь и выглядывает зайчик (мягкая игрушка). Он принес письмо.

Воспитатель:

Ребята посмотрите у нас гост, и он с письмом. Давайте посмотрим для кого это письмо. Воспитатель берет письмо и читает детям.

Воспитатель:

Детский сад №30 детям старшей группы.

Обратный адрес: Заячья поляна в лесу.

Воспитатель:

Ребята сейчас мы прочитаем письмо и узнаем, что произошло и почему к нам пришло это письмо.

Воспитатель:

(читает письмо) Здравствуйте ребята! На заячьей поляне собралось

Много зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одни зайцы считала, что пора, а другие говорили что рано. Одни зайцы говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят зима идет к нам через ваш поселок, подскажите когда она будет в нашем лесу. Только мы просим помогите нам. Ведь менять шубки дело не простое.

Воспитатель:

Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель:

Дети вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?

Дети:

Осадки это дождь.

Дети:

Осадки это снег.

Дети:

Осадки это туман.

Воспитатель:

Молодцы ребята вот сколько видов осадков вы знаете.

Воспитатель:

Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Дети:

Что бы узнать какая будет погода нужно посмотреть телевизор.

Дети:

Послушать радио.

Воспитатель:

Все правильно вы говорили и сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Погода осенью»

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руку к вам скакать и вопросы задавать.

(воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок дает ответ)

Воспитатель:

Дети, какая бывает погода осенью:

Когда дует ветер – ветреная,

Идет дождь – дождливая,

Холодно – холодна,

Сыро – сырая,

Хмуро – хмурая,

Ясно – ясная.

Воспитатель:

Отлично. Вы правильно говорите, о погоде, правильно подбирая определения признаков погоды.

Воспитатель:

А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?

Дети:

Осень бывает разная.

Воспитатель:

Какие периоды осени вы знаете?

Дети:

Ранняя и поздняя.

Воспитатель:

Послушайте, какое красивое стихотворение о ранней осени написал прекрасный русский поэт Ф. Тютчев:

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, но далеко ещё до первых зимних бурь

И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле…

Вот как о поздней осени говорится в стихотворении великого русского поэта А. С. Пушкина:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,

Короче становился день, лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман, гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора, стоял ноябрь уж у двора

Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите и назовите какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель:

Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь,октябрь, ноябрь.

Воспитатель:

Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети:

Осенью погода теплая.

Дети:

На деревьях разноцветные листочки.

Дети:

Летает паутина.

Дети:

Дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава.

Дети:

Идет теплый и моросящий дождь.

Дети:

На небе серые облака, по утрам бывает туман.

Дети:

Созревают овощи и фрукты.

Дети:

Дни короче, ночи длиннее, солнце светит мало и редкою.

Дети:

Цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем.

Воспитатель:

Все вы ребята умницы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали о изменениях в природе. Да ребята осень бывает разная. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно

Тихо встанет у ворот

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляне,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень.

Воспитатель:

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите туда положить свои знания?

Дети: Да.

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы:

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок- зимой будет пирожок.

Приметы:

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре – теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет- зима будет снежная, суровая.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель:

Дети вы замечательно говорили, наша шкатулка пополнилась вашими знаниями. Мне понравились ваши ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики) А сейчас послушайте стихотворения об осени:

Воспитатель:

Стихотворение грустное и у художника картина осеннего дождя грустная, печальная.

Плакали ночью желтые клены

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит береза тоже плакала.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети:

Жалела, что кончилось лето, опадают листочки.

Воспитатель:

А почему у деревьев опадают листочки?

Дети:

Мало солнца, стало холодно.

Воспитатель:

Дети, а можно что – либо сделать, чтобы листочки остались на деревьях?

Дети:

Приклеить, пришить.

Воспитатель:

А будут такие листочки красивыми и держаться? (показывает на веточках) Дети:

Нет, такие листочки скрутятся и опадут.

Дети:

Такие листочки будут не красивыми.

Физкультминутка“Осенний букет”

Воспитатель:

- Ребята, давайте соберём осенний букет.

Хором.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).

Листья берёзы.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).

Мы соберём

В вазу осенний

Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Воспитатель: Молодцы ребята собрали такой красивый букет, а сейчас мы с вами будем играть.

Игра «Осенние слова»

Дети:

Золотая, печальная, хмурая, разноцветная, дождливая, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, дивная, задумчивая, таинственная, скучная, тихая, очаровательная, ласковая, задумчивая.

Воспитатель:

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!

Дождь порйдёт – его ты сложишь!

И гулять под солнцем сможешь.

Если ясен горизонт, что оставим дома?

(Зонт)

Вот такая красивая отгадка есть у нас.

Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный

Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение.

(Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)

(Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени).

Дети:

Листья желтеют, дни становятся короче, идут холодные дожди, птицы улетают в теплые края, деревья одевают золотой наря.

Итог занятия

Воспитатель:

Ребята мы с вами очень много говорили о осени ее приметах и сейчас мы, сможем ответь зайчикам. Но сначала мы скажем, что мы напишем в нашем письме.

Дети:

Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья стали голые, травка повяла, исчезли насекомые, жуки, улетели птицы на юг.

Воспитатель:

Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш поселок и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем с вами письмо зайцам. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились? А кому понравились свои ответы?

Дети:

Активными были все дети, все рассказывали много интересного.

Воспитатель:

Молодцы, все старались, и я довольна вами. Вам осень прислала в подарок листочки, которые вы можете раскрасить после занятия. Занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром «Перелётные птицы»Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром «Перелётные птицы» Проектная деятельность ведётся в рамках комплексно тематического планирования. В продолжении темы "Перелётные птицы",показана презентация.

Конспекты физкультурных занятий в подготовительной группе Конспекты физкультурных занятий в подготовительной группе №2 Сентябрь 2015 г. Задачи Вводной части - повысить эмоциональный тонус ребенка,.

Конспекты театрализованных игр и занятий Этюд «коза-хлопота» (пальчиковый театр) (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, с. 40) Для проведения этой игры потребуется пальчиковая кукла –.

Конспекты занятий «Неделя здоровья» Неделя здоровья Конспект № 1 занятия в старшей логопедической группе «Гнездышко» Тема занятия: Здоровый образ жизни. Цель: Дать общее.

Конспекты занятий по двигательной активности детей раннего возраста Первое занятие: «Поднимайте выше ножки» 1. Цель: упражнять детей в ходьбе, не шаркая ногами, поднимая их. Развивая умение перешагивать.

Конспекты занятий по конструированию во второй младшей группе «Зонтик». Конструирование из бумаги. Цель: Развивать интерес детей к технике оригами. Обучить планированию действий по инструкции; Складывать.

Конспекты занятий по развитию речи для детей 4 лет Тема:Формирование речи дошкольников среднего возраста. Возраст детей – 4 года. План занятий: 1) занятие «Кто у кого?» 2) занятие «Кто.

Конспекты занятий по знакомству дошкольников с нетрадиционными техниками рисования Занятие № 1 Тема занятия: «Поможем Машеньке». Тип занятия: по сообщению новых знаний и ознакомлению с новыми способами изображения. Программное.

Конспекты занятий «Обряды Адыгеи» М Д О У № 22 «Сказка» п. Каменномостский АДЫГСКИЕ ОБРЯДЫ Составитель: Воспитатель Панченко Н. А 2015 г. Рецензия.

Зима. Конспекты зимних занятий по лего-конструированию Лошадка для Деда Мороза Цели:Учить строить лошадка. Познакомить с обитателем севера – северным оленем. Развивать творческие навыки, терпение.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Осень»
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 10:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. Всемирный день пингвинов

По необычной походке и своеобразному черно-белому оперению можно безошибочно узнать этих птиц. Они напоминают маленьких полноватых людей в смокингах, спешащих на обед. По одной из версий название...

25 апреля. День пасхальных яиц на МААМ

Сегодня – Чистый четверг – день, в который совершились Тайная вечеря Иисуса с Двенадцатью Апостолами и предательство Иуды. Православные христиане каждый год вспоминают об этих событиях и начинают...

Фотоотчёт об итоговом занятии по ФЭМП «В гости к Королю Математики» для средней группы
Цель: Закрепить знания детей о плоскостных геометрических фигурах. Задачи: Закреплять умение детей отвечать на вопрос: «Который по счёту? », ; определять...
Мастер-класс «Пасхальная открытка»
Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Приближается Светлый Праздник - Пасха. И по традиции мы с детками сделали пасхальные открытки....
Видео сценки «Хавр» (весна) и эпизод сценки «Волшебный цветок» для старшей группы
Степь весной, кажется волшебной, когда расцветают степные тюльпаны - гордость наших мест. А как цветут дикие тюльпаны, красота! Простор степи удивляет своей...