Лазарева Наталья Александровна
Конструирование как средство формирования наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы, которые не сменяют друг друга, но взаимно дополняют и развиваются на всем протяжении его жизни. Эти формы мышления представляют собой единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления в различные моменты, вследствие этого познавательный процесс в целом приобретает специфический характер. Наглядно-образное мышление рассматривается, как внутренний план действия, а так же как способность оперировать конкретными образами предметов при решении определенных задач. Способность к оперированию образами в умственном плане не является непосредственным результатом усвоения знаний и умений, она возникает и развивается в процессе взаимодействия определенных линий психического развития: речи, подражания, игровой деятельности предметных действий, действия замещения, и т. д. мыслительная деятельность выступает как оперирование образами.
Публикация «Конструирование как средство формирования наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Мыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование наглядно-действенной формы мышления. Задания, требующие наглядно-образного мышления, вызывают у детей с умственной отсталостью большие затруднения, поскольку дети не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно. Мыслительные процессы у умственно отсталых дошкольников протекают весьма своеобразно. Выполняемый ими анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью, непоследовательностью, фрагментарностью. До конца дошкольного возраста у детей с нарушениями в развитии фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При нарушении развития интеллекта все виды мышления оказываются недоразвитыми.
Л. С. Выготский говорил об относительной сохранности у детей с умственной отсталостью практического интеллекта. Дети могут решать проблемные ситуации на уровне практического действия. Формирование различных видов деятельности у детей с особыми образовательными потребностями является центральным звеном во всей системе коррекционно-образовательной работы. В дошкольном возрасте ведущее значение имеет игра и первые виды продуктивной деятельности, к числу которых и относится конструирование.
Конструирование имеет моделирующий характер, а так же играет большую роль в развитии у ребенка образного и элементов наглядно схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предметов. В процессе целенаправленного обучения конструированию появляется возможность коррекционного влияния на ход психического развития детей с нарушениями в развитии в более ранние возрастные периоды, что существенно облегчает их дальнейшее обучение в школе. Выбор этого вида продуктивной деятельности с целью формирования наглядно-образного мышления обусловлен тем, что программой предложенной Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой предусматривается включение в целостный образовательный процесс конструирования, содержание занятий которого тесно связано с содержанием других разделов программы.
Дети, поступающие в коррекционную группу, отличаются целым рядом особенностей. В основе развития интеллекта нормального ребенка и ребенка с нарушением в развитии лежат общие закономерности. Однако наличие органического дефекта головного мозга у ребенка с нарушением в развитии обуславливает своеобразие его психического развития. Неполнота и неточность ощущений и восприятий, речевое недоразвитие такого ребенка обедняют и сужают круг его представлений и знаний, замедляют темп их формирования. У умственно отсталых детей дошкольного возраста существует отличительная особенность отражательной деятельности-это нарушение познавательной деятельности. В частности это нарушение обобщенного и опосредованного познания окружающего мира. Решение мыслительных задач у умственно отсталых детей уже на начальном этапе вызывают значительные затруднения. Дети данной категории в большинстве случаев неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его смысл. Этот факт указывает нам на отсутствие целенаправленности мышления, что в свою очередь приводит к нарушению регулятивной функции всей мыслительно деятельности, далее обнаруживается неполноценность последующего решения поставленных задач. У детей с умственной отсталостью обнаруживается тенденция соскальзывания, застревания на каком-то частном моменте проблемы. В большинстве случаев дети пользуются «методом проб и ошибок», не прибегая к проверке, как к необходимому этапу. Наглядно-образное мышление дошкольников с нарушение в развитии развивается своеобразно и замедленно. Многое из того, что нормально развивающийся ребенок приобретает самостоятельно в повседневном общении и деятельности, у ребенка с нарушением в развитии может быть сформировано лишь в условиях специально организованного коррекционного процесса. Из этого следует, что конструирование имеет большое значение для развития у ребенка наглядно-образного мышления, формирования у него представлений о целостном образе предметов. Конструирование как инструмент обучения предполагает включение в педагогический процесс активного мышления ребенка. Основные направления работы по формированию наглядно-образного мышления :
1. Пропедевтический этап направлен на обогащение сенсорного опыта, на начальное овладение операционально-техническими навыками конструирования. Сенсорное воспитание служит основой для развития у детей поисковых способов ориентировки: методов проб и примеривания. Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов-внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой-оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности (А. А. Катаева)
-закрепление знаний о форме, величине. Для успешного овладения самостоятельным конструированием дети должны научиться видеть и выделять в предмете те пространственные свойства, которые должны быть отражены в конструкции. Поэтому их надо познакомить с формой, величиной, научить пользоваться способами выделения перечисленных свойств. С этой целью проводятся специальные игры и упражнения.
-развитие пространственных представлений. Для успешного овладения самостоятельным конструированием дети также должны познакомиться с расположением предметов и их частей. С этой целью планируется проведение специальных игр и упражнений, направленных на развитие у детей с особыми образовательными потребностями восприятия пространственных свойств объектов, обеспечивающих сенсорное развитие.
-закрепление умения выполнять упражнения по непредметному конструированию по подражанию и образцу. По мнению О. П. Гаврилушкиной непредметное конструирование-это тренировочные упражнения, обращающие внимание ребенка на изменчивость, относительность расположения предметов в пространстве. Такой вид конструирования необходим для усиления работы по сенсорному воспитанию детей с нарушением интеллекта и направлен на обучение их умению воспринимать–воспроизводить пространственные отношения между предметами. С этой целью необходимо проведение игр и упражнений по непредметному конструированию.
2. Основной этап. На основном этапе реализуется механизм конструктивной деятельности :
-обучение умению конструирования по образцу и модели. По мнению А. Р. Лурии образец-это предмет, обладающий определенной конструкцией, все особенности которого дети могут хорошо рассмотреть самостоятельно или под руководством педагога. Модель-это предмет, имеющий определенную конструкцию и являющийся для учащихся для учащихся ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не дает такого же наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребенок должен определить его самостоятельно. По данным видам конструирования предполагается проведение игр и упражнений.
- обучение умению конструирования по графическому образцу. Это конструирование объектов, которые уже были в конструктивном опыте детей, но в строении которых появляются некоторые различия. Игры и упражнения конструирования по графическому образцу совершенствуют умения детей анализировать образец, сравнивать разные конструкции объектов, имеющих одно функциональное назначение, замечать различия и передавать их в процессе создания конструкции.
-обучение умению работать со сборно-разборной игрушкой. В процессе овладения умением собирать части в целое дети знакомятся с основными особенностями строения фигуры человека и тела животных, с приемами соединения отдельных элементов, учатся узнавать целое по отдельным частям, создавать целостный образ объекта.
-обучение умению конструирования по заданным условиям. Это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. При таком способе организации образец как объект копирования отсутствует. Ребенку предлагается набор условий, который должен удовлетворять изготавливаемый предмет в эксплуатации. Предлагаются игры и упражнения по обучению данного вида конструирования.
3. Заключительный этап. На данном этапе предполагается использование сюжетного конструирования с включением в него нетрадиционных материалов-LEGO. С точки зрения умственного воспитания эффективен метод сюжетного конструирования. Конструирование, являясь составной частью игры, становится способом для достижения игровой цели, а процесс конструирования, выбор деталей и прочее средством сооружения постройки. Деятельность детей, таким образом, приобретает предметно-опосредованный характер, при этом ими используется ранее приобретенный опыт. Кроме того, полноценное умственное воспитание может осуществляться тогда, когда цель деятельности ребенка заключена не в решении конструктивной задачи, а для использования в сюжетной игре. При этом вся его деятельность приобретает более сложную, многоступенчатую структуру, а процесс конструирования подчиняется конечной цели, что положительно влияет как на характер анализа образца, так и на выбор средств деятельности, повышает уровень детской самостоятельности.